Чего хотят воспитывающие? Хотят просветить ум и образовать сердце питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе. «Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (I Кор.1;30), то есть, во святой вере, Им дарованной, со всеми спасительными ее учреждениями.
Что значит просвятить ум? Значит- напечатлеть в нем здравые понятия о всем сущем и бывающем, именно, понятия о том, что есть Бог, какие Его свойства, в какое отношение благоволил Он поставить Себя к миру и к нам; что такое мир сей, откуда он, чем держится и куда ведется; что мы сами, зачем мы здесь, на этой земле, что значит это полусветовое и полумрачное наше состояние, что ожидает нас в будущем и прочее. Совокупность таких познаний и составляет мудрость, которой всегда так деятельно искал и ищет человек. И кто знает все это истинно, тот не несправедливо именуется просвященным, как видящий все в ясном свете. Надо заметить, что эти понятия суть ответы на беспокоящие наш ум вопросы. Нет человека, которого бы они не тревожили, и нет такого, который не решал бы их тем или другим образом. Но настоящее, самое успокоительное и самое верное их решение содержится в Откровении Иисус-Христове и преподается святой Церковью. По учению ее, Бог есть Дух всесовершенный, единый по существу и троичный в лицах. Творец мира и Промыслитель всяческий; мир есть творение Божие, единым словом Всемогущего воззванное к бытию и содержимое глаголом силы Его, скрепленное во всем неизменными законами, во всякое мгновение, по воле Божией, готовыми покориться и покоряющимися; человек есть разумная тварь, полная совершенств в начале, потом падшая и расстроившаяся, ныне восстановляемая Господом Иисусом Христом во святой Церкви благодатию Святого Духа и, наконец, имеющая явиться в новой славе, в будущий век, за веру и труд доброделания и проч.
Какие светлые, возвышенные и плодотворные понятия! И напрасно ум берется решать их еще и сам собою. Опыты его решений, до пришествия в мир Христа Спасителя, и теперешние опыты на Западе между теми, которые свергли с себя благое иго покорности слову неложного Бога, осязательно убеждают, как слаб он в этом отношении, как сроднее ему в этом случае, равно как и во многом другом, оставаться всегда учеником и не дерзать восходить на учительскую кафедру; потому-то у нас весьма основательно и разумно отвергают все его бредни. Что ж остается просвятителям ума? Не изобретать, а брать уже готовые Божественные истины, и запечетлевать их в умах детей, и потом на них, как на основаниях, строить все здание ведения или всю совокупность наук. Какую твердость, какое мужество приобретает ум, просвященный таким образом! Как прочна в нем вся сумма познаний, проникнутая единым духом и единым началом!
Что значит образовать сердце? Значит — возбудить сокрытые в естестве нашем требования, преобразовать чувства и расположения, возвесть в начала и правила жизни, чтобы потом о всяком обладающем ими можно было сказать: «Вот совершенный человек!» Как же это сделать?
Многим кажется достаточным для этого — развивать: развивай, говорят, природу. Как из семени, прозябшего и раскрывшегося, выходит растение или дерево, совершенное в своем роде; так и человек выйдет совершенным, если развить все сокрытое в естестве его. По-видимому, что может быть разумнее и основательнее такого предложения? А выходит совсем не то, что чается. Например, развивая эстетическую сторону, окружают питомца изящными предметами и самого приучают к искусствам. Мало-помалу раскрывается вкус; но, вместе с тем, показываются разного рода похотствования, и, притом, в формах весьма не изящных. Чтобы приучить себя держаться с достоинством, вводят питомца в общество и открывают ему все приемы приличного обхождения. В некоторой мере цель достигается; но, вместе с тем, внедряется гордость, спесь, своенравие, неприступность, презорство к низшим и низость пред высшими. Приучают и к разного рода предприимчивости и деятельности, — и в этом бывает успех; но не с меньшим успехом вырастают корыстность, интересанство и безжалостность. Так и во всем. Что же это значит? Не доброе ли семя сеется, от чего же плевлы? От того, что семя естества нашего повреждено падением и много привилось к нему неестественного и противоестественного, что, однако ж, наряду с естественным, выказывает право на удовлетворение, прикрываясь видом естественности. От того там, где без разбора развивают все, что ни находят в человеке, вместе с сродным ему, развивают и несродное, и в естестве нашем является много паразитов, которые нередко заглушают и иссушают естественные ветви. Значит, не все надобно развивать, а иное развивать, иное же подавлять и искоренять. Так вот в чем вся трудность воспитания и образования! Нет у нас очей или зрительных орудий, чтобы различить тонкие, сплетшиеся нити естественного и неестественного; а если б и была возможность различить; то нет орудия или анатомического ножа для отделения одного от другого. Но если б это и было — нет сил подкрепить и оживить сродное и заглушить несродное нам. Стало быть, пока мы одни, со своими только средствами, то нельзя ожидать прочного успеха в образовании сердца. Здесь-то осмотрительный воспитатель и чувствует крайнюю нужду в сверхъестественной помощи. И она готова — в Церкви Божией и святых ее таинствах и всех освятительных учреждениях. Божественная благодать, сообщаемая и возгреваемая ими, проникает внутрь нас, разделяя сродное нам от несродного и, соединяясь с первым, укрепляет и оживляет, а отревая последнее — иссушает его и истребляет. Потому-то, кто растет под действием их, тот без особых усилий со стороны родителей или воспитателей, кроме неизбежных предостережений, является, по вступлении на поприще деятельности, с чувствами и расположениями чисто человеческими или, что то же, истинно христианскими, без примеси уродливых неестественностей, унижающих человечество. Таким образом, если желают обладать сильными действительными средствами к образованию сердца,- пусть держат воспитываемых под действием спасительных таинств Церкви и всех освятительных ее чинопоследований,— и труд их увенчается полным успехом. Пусть не отчуждают детей от Церкви и церковности, от молитв, постов, говения, исповеди и причащения, хранения праздников и посещения святынь,- тогда можно быть уверенным, что, по окончании курса воспитания, душа питомцев, как дева чистая, будет представлена Христу уготованною на всякое дело благое.
Вот и вся программа воспитания! Напечатлевать истины веры в уме, поставляя их распорядителями всех других познаний и понятий, и вести питомцев неуклонно по указанию попечительной нашей матери — Церкви,- и выйдут дети крепкие умом и добрые сердцем, добрые добротою прочною и непоколебимою. Где, в какой-либо отрасли познания допускаются понятия, противные истинам веры, там омрачают ум воспитываемых и обессиливают его примесью лжи; а где сверх того, каким-нибудь образом отчуждают от Церкви,- там портят и сердце, дозволяя раскрываться в нем и крепнуть противоестественным, страстным чувствам и расположениям.
«Вышенский паломник». Православный журнал религиозного объединения- братства «Благотворитель» во имя святителя Феофана Затворника Вышенского. Рязань сентябрь-ноябрь 1996
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в тридцать шестую неделю по Пятидесятнице. О слепоте душевной
Память блаженной Пелагии Дивеевской (1884)
Два «ночных волка» впервые доехали на мотоциклах из России в ЮАР
Пролог в поучениях. О любви к Богу
Мысли на каждый день года. 11 февраля