«Пробуждение разума воскрешает Великую красоту»

logo
09 Feb 2019/«Пробуждение разума воскрешает Великую красоту»

В феврале в Сергиевом Посаде на разных площадках практически одновременно пройдут несколько выставок работ одного живописца. Картины, которые в разные годы создала Наталья Корнева, представят в выставочном зале отделения Союза художников на улице Шлякова и примерно в те же дни — в администрации района, в библиотеке им. В. Розанова, библиотеке им. А. Горловского и галерее «Арт-­Баzа».

Пять одновременных выставок одного мастера — подобного в истории Сергиева Посада ещё не было.

По нашей просьбе она сегодня выступает в непривычной для себя роли рассказчика — объясняет, как впечатления за последние тридцать лет собрались воедино и стали причиной такого творческого всплеска. Заголовок мы позаимствовали у одной из предстоящих выставок, которая в феврале и до конца марта будет проходить в отделении Союза художников России.

Сон разума рождает чудовищ… Всем известен великий испанский художник Франсиско Гойя, его восхитительные инфанты, великолепные махи, но куда меньше известна серия офортов под общим названием Los Caprichos — «Причуды».

Одна из работ, известная как «Сон разума рождает чудовищ», особенно горька — она напоминает нам, живущим, о смерти, о разрушении, о войне. Трудно выразить ощущения словами, но поэт Андрей Вознесенский попытался сделать это в 1959 году:

Я — Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

Я — горе.

Я — голос

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Я — голод.

Я — горло

Повешенной бабы, чьё тело,

                                  как колокол,

било над площадью головой…

Справедливо мнение, что каждый художник отражает своё время. Такую роль играл и этот цикл офортов Гойи. Как не вспомнить и наших передвижников, которые отошли от принципов Академии, потому что та запрещала им писать картины на тему каждодневности.

Когда­-то и у меня были работы на бытовые темы. Их героями становились колхозники, люди труда. Были работы о борьбе за мир, против нейтронной бомбы… Но сейчас я хочу немного другого. Немного красоты.

Порой вспоминаю строки из письма Василия Поленова, которые он адресовал Виктору Васнецову: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».

Все последние годы я пишу работы, которые возвращают нас от каждодневности к красоте. И место, где я их пишу, к тому особенно располагает.

Уже много лет я провожу лето в деревушке Збуйнево в Тверской губернии, близ старинного волжского городка Калязин.

Это почти на границе с Ярославской областью. Деревня настолько далека от города, что ещё несколько лет назад там почти не работали мобильные телефоны. Даже местные называют эти края Камчаткой. Главных деревень три — Сажино, Ознобиха и наша Збуйнево.

Часть работ на новой выставке посвящены волжским пейзажам, и эти места завораживают. Простота и мощь Волги. Пологие берега и буйные травы. Запахи луга, которых мы не знаем в городах. Звёздное небо без конца и края.

Помню первые впечатления дня, когда я только-­только туда приехала три десятка лет назад: в полях косят сено, колосится рожь, и помню рас­ка­чи­ва­юще­еся море льна с синими вкраплениями васильков.

Но эти образы — только часть того, чем я бы хотела поделиться со зрителем на новой выставке.

Вторая часть — фрески, старинные фрески Богоявленской церкви, где разрушен купол и давно не проводят службы. Десятилетиями, и днём и ночью, их смывают со стен дожди, ветер и время, и удивительно, что в итоге фрески приобрели какую-­то особенную невероятную красоту.

Должна признать, что они даже в их нынешнем состоянии очень красивы. Смотришь — и видишь, как проступает голубоватый фон, а где-то серый или зелёный. Для художника очень увлекательно, когда даже в обычном пятне можешь разглядеть красоту.

Я долго ходила и думала, как всё это перенести на холст. Как соединить это с нашей теперешней жизнью?

Как и в жизни невозможно провести границы, так и на картинах образы старинных фресок находятся рядом с предметами деревенской жизни и обитателями старых домов. Все предметы подлинные, артефакты нашей деревенской жизни непридуманные. Фрагменты старой стены, орнаменты, крынки, коромысла, которые когда-­то были обычными вещами, а теперь стали документом.

В деревне леса подобрались к домам, в лесной чаще — грибное царство. Там водятся лисы, зайцы и дупеля — быстрые птицы с длинным клювом.

На полях у нас по-­прежнему разнотравье, и каждый год они цветут по-­разному. В прошлом бурно полыхали ромашки. А васильки исчезли — лён перестали сеять. Василёк, спутник льна, тоже пропал.

09 Feb 2019/«Пробуждение разума воскрешает Великую красоту»

Запахи весны, 2018 г.

Но в мыслях я постоянно возвращаюсь к той церкви у старого мельничного омута, куда мы ходим купаться.

Старики рассказывают, что церковь разрушили в 1938 году. Иконами топили печку сельсовета, и сельсовет сгорел. Пропал весь архив, и местные жители не смогли восстановить документы. Они даже не помнили свой год рождения, чтобы оформить пенсию.

09 Feb 2019/«Пробуждение разума воскрешает Великую красоту»

Шёпот цветущих трав, 2018 г.

С этой церковью связана семья Достоевских. Андрей, младший брат писателя, получив назначение на пост ярославского губернского архитектора, лично курировал, как бы сейчас сказали, расширение церкви в 60-­х годах XIX века.

Так повелось, что граница тверских и ярославских губерний делит наши деревни, которые как будто прижались друг к другу. Приходы церквей Козьмы и Дамиана в Выползове и Бориса и Глеба в Старове, чьих жителей прозвали сигарями, — ярославские. А тверские — они из соседних деревень Старобислова, Збуйнева, Сажина, Ознобихи… И звали их горшалями, потому что исстари занимались там гончарным промыслом. И хотя за века все передружились­переженились, но нет­-нет местная молодёжь да и пойдёт стенкой на стенку друг на друга. Оттуда и частушка:

Горшали, вы горшали,

Что вы горшалитеся.

Все равно вы, горшали,

Сигарей боитеся.

Как праздник — так они дрались. Присмотришься и кажется, будто на стенах домов видны следы от пуль.

И на этом мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали. К названию выставки.

Хочется, чтобы современные зрители рассудили, где разум спит, а где он пробуждается. В какие моменты в истории разум вдруг засыпал, а когда бодрствовал. Может, это происходило в душе одного человека? В чём, в ком воскресает разум? Когда пробуждается красота, которая даёт веру в будущее?

Наталья Корнева, художник 

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3]Васнецов Виктор Михайлович
Родился в с. Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область). Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Обществе поощрения художеств (1867) и в Академии художеств (1868–1874). Живописец, график,... подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...