Примеры духовности. По творениям преподобного Ефрема Сирина

logo

К.Е. Скурат. Наставления великих учителей церкви. «Сирский пророк» — преподобный Ефрем Сирин. 

С целью возбудить ревность к духовной жиз­ни Преподобный даёт образы угодников Божиих. «Совершенные отцы, — пишет святой Ефрем, — не изменяли своего правила» (1, 52). Живут они в дебрях, «как в спокойных ложницах»; горы и холмы для них — высокие стены; трапеза у них — дикие былья; питие — вода из ручьев. «Все двенадцать часов, которые во дни, идут у них на молитву Вла­дыке их. Славословие, воспеваемое в горах и вертепах, есть благоп­риятная жертва, приносимая ими Богу. Они сами для себя иереи и врачуют наши болезни своими молитвами, потому что всегда они — наши молитвенники. Не мудрствуют они высоко, не домогаются первоседания. Их слава — смиренномудрие; они — подражатели Христу, обнищавшему ради нас бедных. Не дают они себе покоя в мире, потому что ждут упокоения там» (1, 227-228). Мысль у них одна — «как бы только спастись» (1, 222). Они «не предавались нера­дению и рассеянности, но были внимательны к себе, а при внима­тельности к себе, благоугождали Богу и людей назидали в добре» (1,309). «Мы, — говорит святой Ефрем, — должны взирать на жития святых и подражать их жизни» (3, 86).

Примеры духовности. По творениям преподобного Ефрема Сирина


Преподобный Ефрем Сирин

Сказаний о житии святых, по слову Преподобного, «есть тысячи» (2,404). Сам он приводит лишь отдельные примеры духовности, взя­тые из Священной Истории и истории Христианской Церкви.

Пример веры в Бога и надежды на Него явили Авраам и его жена Сарра. У обоих от старости угасли «крепость и сила к чадородию», тела стали согбенными. «Но сильна была в них надежда на Бога…

Была она непреодолима. Посему-то Авраам родил Исаака, который во всем прообразовал собой Владыку» (2, 335-336).

Пророк Илия явил пример пламенной ревности поклонения едино­му Богу. Увидев народ, обольщаемый демоном, он с дерзновением отв­лекает его от идолопоклонства и ложных проповедников (3,213-214).

Пророк Даниил и три святых отрока «с юного возраста были не­уклонно внимательны к самим себе, почему в различных искушени­ях и скорбях оказались благоискусными» (2,343).

Пример страха Божия и почитания родителей показал Прекрас­ный Иосиф — честная опора «самой глубокой старости патриарха Иакова!» (2, 27, 30). Будучи продан братьями в Египет, он и там не поколебался душой средь бури искушений со стороны своей госпо­жи. «Как сотворю такой грех пред Богом, испытующим сердца и ут­робы?» (2, 38). «Претерпев искушение, соделался он увенчанным и царем Египта» (2, 74).

Образцом безмолвия служит сестра праведного Лазаря Мария, которая села у ног Спасителя и, «прилепившись к Нему Единому», молча внимала Его наставлениям (3,101).

Смиренному перенесению испытаний, опасностей учит святой апостол Павел (См.: 2 Кор. 11, 23-27). «И смотри, какова его добро­детель: после стольких опасностей и после стольких заслуг смиренномудренно говорил он: «Братие, аз себе не у помышляю достигли» (Филип. З,13)» (1.32).

Преподобный Антоний Великий указует на несение подвига: всег­да свято соблюдал пост, под кожаной одеждой носил власяницу, во всем был строг — даже ноги «не опускал в воду». И эта ревность нис­колько ему не повредила — глаза хорошо видели, «казался гораздо свежее по силам и бодрее всех тех, которые пользуются разнообраз­ной пищей, омовениями и разными одеждами» (1, 309-310).

«Основание добродетелей» и глашатай спасительных догматов целой Вселенной есть святой Василий Великий. Преподобный при­меняет к нему много похвальных эпитетов: мудрый, верный, «ходя­щий во плоти и шествующий духом, сожитель дольних взирающий в горняя, драгоценный смычок духовной цевницы, услаждающий область святых Ангелов, агнец верный матерней жизни,… погрузив­шийся в глубину Писаний и подражавший светлому бисеру; преукрашенный гроздь Божественного винограда;… холм, процветший таинственными розами, от которого благоухание восходит до самого неба…» (2, 309).

Блаженный Авраамий затворник (IV в.) с юных лет проводил вре­мя в храме Божием и в изучении Божественных Писаний. Отличил­ся также воздержанием, непрестанной молитвой со слезами, смире­нием, любовью. Ко всем он сохранял ровное отношение — не предпо­читал одного другому, никого не унижал. Пятьдесят лет провёл в подвиге и во всё это время «никогда не предавался лености» (2, 24- 25). Господь дал ему «слово премудрости и разумения» (2, 5, 6).

Вместе с блаженным Авраамием святая Церковь творит память и блаженной Марии — его племянницы (29 октября). Соединение их памяти не случайно. Блаженная Мария по кончине родителей оста­лась в семилетнем возрасте сиротой. Знакомые привели её к месту подвигов дяди, и с этого дня он стал её воспитателем и кормильцем. Но когда исполнилось ей 20 лет, она подверглась обольщению и па­дению. Ужасаясь от совершенного греха и того, что ввергает в горь­кую печаль дядю, она бежала в город, где ещё более опутали её сети лукавого. Узнав о сем, преподобный Авраамий оставил на время своё отшельничество, «пошел один, ел мясо, пил вино, остановился в гостинице, чтоб спасти погибшую душу». И спас: вернул в келью подвига. «А мы, малодушные, — заключает святой Ефрем, — прихо­дим в неблаговременную разборчивость, когда нужно только сказать ближнему полезное слово» (2, 22).

В женском монастыре Тавенны юродивая дева исполняла беспре­кословно всякую службу, не проронив ни единого обидного или ро­потного слова. Питалась же она крошками со стола. Прочие, не по­нимая её, насмехались над ней и даже наказывали. И вот святому Питириму-отшельнику велено было Ангелом идти к ней и поучить­ся её благоговению. Узнав деву, святой отшельник пал к её ногам и просил благословения. «Все изумились и говорят Питириму: «Не по­терпи обиды, авва, потому что она юродивая». Старец говорит им: «Вы юродивые, она же и вам и мне матерь (так называют жен духов­ной жизни). И я желаю оказаться достойным ее в день суда». Услы­шав же сие, припали все к ногам её, признаваясь в различных ей ос­корблениях» (2, 389-390).

Силу слёз показали праведная Анна и грешница в дому Симона. «Хочу, возлюбленные, изобразить вам силу слез. Анна молитвой приобрела пророка Самуила, восторжение и похваление в сердце своем. Жена грешная в дому Симона, плача и омывая слезами свя­тые ноги Господа, получила от Него отпущение грехов» (2, 65). (См. также: 3,223-229; 2, 360-361; 3, 229-235).

Подобным могуществом, по дару милости Божией, обладали и прочие святые. «Один из них мог умолить Бога за многих людей, а двое в состоянии были предстательствовать пред Богом в святых мо­литвах и праведно умилостивить человеколюбивого Бога даже за ты­сячи людей» (1, 222).

Подлинно святые — «это купцы, пошедшие искать прекрасную жемчужину. Это искусные подвижники благочестия» (1,225).

«Блаженна страна, блажен город блаженно поколение, в котором много праведных. Гораздо же блаженнее сами праведники, чрез ко­торых спасается мир» (3,120).

К.Е. Скурат. Наставления великих учителей церкви. «Сирский пророк» — преподобный Ефрем Сирин. Троицкий Собор. Яхрома 2008





Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии. подробнее...