Преполовение Святой Пятидесятницы

logo
«Наста преполовение дней, от спасительнаго начинаемых востания, Пятдесятницею же Божественною печатаемое, и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, и прийти славе предъявляющее, Владычняго вознесения предпочитает». // Стихира на «Господи, воззвах» вторника 4-й седмицы по Пасхе.
Преполовение Святой Пятидесятницы


Преполовение Пятидесятницы.

Псков. XVII век. город Псков, Историко-архитектурный музей-заповедник
Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников. Преполовение – это половина срока, то есть середина по времени между двумя церковными праздниками – Пасхой и Троицей. До V века о празднике упоминает в своих поучениях святой Иоанн Златоуст. Позже о нем упоминают святые отцы Церкви Анатолий Константинопольский (V век), преподобный Андрей Критский (VII век), св. Иоанн Дамаскин (VIII век).
Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (Неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. 
Располагаясь между Пасхой и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:  «…Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии…» 
Преполовение Святой Пятидесятницы


Преполовение Пятидесятницы. XVI век.

Благовещенский собор Московского Кремля

Иконография иконы связана с евангельским чтением в день Преполовения Пятидесятницы.

В Евангелии от Луки (2,41—50) рассказывается, как Христос после посещения с родителями на Пасху Иерусалима остался в храме, чтобы дискутировать с книжниками. Лишь после долгих поисков родители нашли Его. В ответ на их упреки Иисус сказал: «Или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?!» (2, 49). Иконы изображают Христа или сидящим на возвышении и поучающим книжников, или оживленно дискутирующим с ними. В «Книге образцов» из Афона о книжниках и фарисеях говорится: «Они в смущении глядят друг на друга». Сюжет о 12-летнем Христе в храме появляется уже в раннехристианском искусстве (IV век), в основном в книжных иллюстрациях, а в иконах — с X века. В России этот сюжет получил распространение лишь в XV веке. В календарном году эти иконы относятся к празднику «Преполовения Пятидесятницы», который падает на среду на четвертой неделе по Пасхе. Но в этот день читается текст, относящийся к уже взрослому Христу, который появился в храме и вступил в горячий спор с книжниками, когда праздник «Поставление кущей» уже наполовину прошел (Ин 7, 14).
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию Крестного хода на водные источники для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», Церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. 




Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *