Преобразился еси на горе, Христе Боже. О празднике Преображения Господня

logo
 Преобразился еси на горе, Христе Боже. О празднике Преображения Господня

Евангелие говорит нам об этом событии следующее.

Незадолго до своих крестных страданий Христос берёт с собой трёх ближайших учеников — Петра, Иоанна и Иакова — и поднимается помолиться на гору Фавор.

И вот во время молитвы лицо Спасителя изменилось, и одежды его стали сверкающей белизны. Пророки Моисей и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы, беседовали со Христом. И говорили они о скором исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

В это время уставшие от восхождения на гору апостолы спали, и когда пробудились, увидели славу Его и двух мужей, стоящих рядом с Христом. И когда те отходили от Него, апостол Пётр сказал Спасителю: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» И ещё он не договорил, как появилось облако и осенило их. Ученики испугались, но из облака раздался голос, глаголющий: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Христос один. Апостолы сохранили это в тайне и никому тогда не говорили о том, что видели» (Лк.9:28-36).

Спускаясь же с горы, Иисус заповедовал ученикам не говорить никому об увиденном до Его Воскресения. Таким образом Христос готовил апостолов к будущим испытаниям.

Ещё в последний год своего общественного служения Спаситель стал открывать ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Эти слова сильно печалили апостолов, особенно Петра, который стал возражать учителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). В ответ Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечётся по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Это евангельское событие, а преображение переводится с греческого как «изменение формы», «превращение в другой вид», открывает и апостолам, и всем людям, идущим за Христом, будущий век. Здесь Иисус в очередной раз показывает, что нём соединяются сразу два естества — человеческое и божественное.

По словам святителя Иоанна Златоуста, Христос преобразился для того, чтобы показать своё следующее пришествие на небесах во славе, а также будущее преображение человеческого естества. При этом явление пророков Моисея и Илии, и их разговор со Спасителем, а один из них уже был мёртв, а второй был взят живым на небо, означает, что Христос властвует над смертью и жизнью.

Иисус преобразился не потому, что нуждался в этом. Это произошло для учеников. Он показал им свою славу, и они стали причастны ей в той мере, на которую были способны. Как люди, они не могли видеть жизни божественной, общения Лиц Святой Троицы. Однако в рамках земной жизни Слава Божия показана им через общение Христа с пророками Моисеем и Илией. А их жизнь была чередой испытаний и гонений, однако завершилась духовной победой. В своих молитвах и обращениях к Богу они стали причастниками  Его славы. И ученики почувствовали всё это уже здесь на земле, когда Пётр стал просить в умилении устроить шатры на Фаворе.

***

В праздник Преображения Господня принято также освящать в храме яблоки, виноград и другие фрукты нового урожая. Поэтому в народе этот праздник называют довольно часто Яблочным Спасом. К сожалению, люди порой придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в этот день фруктов состоит в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая.

Эта традиция берёт свое начало ещё со времен Ветхого Завета, когда Господом было установлено приносить в храм всё, что появлялось первым на поле, в саду или во дворе человека. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине и Греции праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай. Из этого освящённого винограда часто потом делали вино для Евхаристии. Когда праздник Преображения пришёл на нашу землю, то вместо винограда, который ещё не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу для освящения первое и лучшее.

Священник Дионисий СЕМЕНЦОВ
Фото: culture.ru

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.