Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

logo
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В царствование императора Льва Премудрого в преде­лы греческие вторглись опасные неприятели — сара­цины или, как их называют — арабы. Греческая им­перия в то время была уже ослаблена, большая часть Востока повиновалась мечу или персов, или арабов, западные пределы империи находились во власти грубых варва­ров. В таком безпомощном положении греки обратились к по­мощи и заступлению Матери Божией, Которой равноапостоль­ный царь Константин некогда посвятил самую столицу своего царства — Царьград. И Матерь Божия скоро услышала теплые молитвы рабов своих и подкрепила их веру чудным знамением. Во Влахернском храме Пресвятыя Богородицы, во время всенощ­ного бдения, Сама Пречистая Дева явилась на воздухе молящей­ся о мире с ликами Пророков, Ангелов и Апостолов и Своим По­кровом осеняющей христиан. Не все, впрочем, присутствовав­шие в храме сподобились узреть чудо, но честь сия предоставлена была одному великому праведнику, святому Андрею, Христа ради юродивому. Сподобившись узреть боголепное видение, он сообщил о нем ученику своему Епифанию. «Видишь ли, брате, — говорит ему, — Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» — «Вижу, — отвечает сей, объятый священным стра­хом, — вижу, отче святый, и ужасаюся!» Цареградские жители, услышав о сем чуде, пришли в необыкновенную радость и упо­вание, что Бог молитвами Ходатаицы человеков отвратит бед­ствия, нанесенные грекам вторжением неприятелей в их владе­ния. Благочестивое чаяние скоро исполнилось: враги Церкви Христовой побеждены были и рассеяны. Обрадованная толиким благодеянием Божиим, Церковь установила в память сего собы­тия празднество Покрова Пресвятыя Богородицы.

ПОКРОВ МАТЕРИ БОЖИЕЙ НАД РУССКОЙ ЗЕМЛЕЙ

Как православная Греция издревле почитала Богоматерь сво­ей особенной Покровительницей, так и православная Россия с са­мых первых времен чтила ту же Небесную Царицу, как первую свою Покровительницу и Защитницу. Великие князья наши Ей по­святили первые знаменитейшие храмы: храм Десятинный — Вла­димиров, украшался Ее Святым именем, Собор Софийский Ярос­лавов храмовым праздником славит Рождество Ее, великая Кие- во-Печерская церковь посвящена памяти Ее Успения и сохраняет с древнейших времен чудотворную икону Успения, которой Сама Богоматерь благословила святую обитель Киево-Печерскую, а с тем вместе и все Отечество наше. Посвящая храмы имени Богома­тери, Россия посвящала Ей и особенные торжества или праздни­ки. К ним прежде всего должно отнести праздник Покрова Пре­святой Богородицы. Известно, что в самой Греции нет сего празд­ника, а в России он существует с древнейших времен. К праздникам в честь Богоматери, собственно российским, относятся и многие другие праздники в честь различных чудотворных икон Богоро­дицы. Великое множество самых сих икон (более 200), по всей Рос­сии известных, доказывает также особенное покровительство Пресвятой Девы православному Отечеству нашему. Из безчисленного множества чудес Покрова Богоматери над Россией припом­ним здесь только некоторые, особенно достопамятные в истории Отечества нашего.

В XIII в. татары, опустошавшие Россию, приступили к Кост­роме. Тогда князь Василий Костромской, отражая богопротивных врагов, противопоставил им чудотворную икону Богоматери — Феодоровскую. Враги, увидев огненные лучи, исходившие от свя­той иконы, поражены были страхом и предались бегству. Во вре­мя татарского нашествия спасен и Смоленск защитой Богомате­ри. Победа Донская над Мамаем одержана с помощью той же Пресвятой защитницы России. В 1395 г. Она приосенила Своим Покровом Москву и от другого, более грозного завоевателя мон­гольского, Тамерлана. Он увидел во сне, пишут летописцы, вели­кую гору, с вершины ее идущих многих святителей с златыми жез­лами, а над ними в воздухе величественную и благолепную Жену с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и велел полкам сво­им идти из пределов России. В 1408 г. осадил Москву Едигей. Угро­жаемый великими бедствиями, народ со слезами прибегал к чу­дотворной иконе Богоматери, и в то время, как в отверстых хра­мах священники пели молебны, к Едигею пришла весть о возмущении в Орде. Взяв окуп с города, он поспешно удалился в свои пределы. В 1451 г. подступил к Москве ногайский царевич Мазовша с войсками отца своего, Седи-Ахмета, татары уже за­жгли посад. Время было сухое и жаркое, ветер нес густые облака дыма прямо в Кремль, где воины, осыпаемые искрами и пыла­ющими головнями, задыхались. Под зноем этого страшного по­жара, в облаках дыма, святитель Иона совершал крестный ход по стенам Кремля, умоляя Матерь Божию спасти столицу Русскую. И что же? Неприятель ушел ночью, взяв с собой только легкие повозки, а все тяжелое оставил в добычу осажденным. Татары, по сказанию летописца, услышав вдали необыкновенный шум, вообразили, что Великий Кремль идет на них с сильным войском, и в смятении устремились в бегство. В 1480 г. двинулся на Россию татарский хан Ахмат, но и он, по молитвам Заступницы рода христианского, объятый странным ужасом, поспешил удалиться, не сделав России никакого зла. В 1521 г., предводимые крымским ханом Махмед-Гиреем, крымские и ногайские татары в соедине­нии с казанскими двинулись к московским пределам. Июля 29 дня Махмед среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких верстах от Москвы. Праведный Суд Бо­жий готов был совершиться, но Матерь Божия, умилостивленная молитвами угодников Божиих, заступников Русской земли, снова покрыла ее своим Покровом благодатным: татары увидели вокруг города безчисленное воинство русское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости их донесения, но и эти видели то же. Тогда хан отступил от Москвы, не сделав ей никакого вреда. В царствование Феодора Иоанновича, в 1591 г., шведы вторгнулись в пределы Новгородской области, а крымские татары, под предводитель­ством Казы-Гирея, проникли к Москве. Ночью, во время усерд­ной молитвы, благочестивый царь получил извещение от скорой Помощницы христиан, что по Ее предстательству, силой Христа Спасителя, он одержит победу над врагами. Победа была одер­жана, и в благодарность к Усердной Заступнице верных государь в том же году на месте, где во время битвы в рядах православно­го воинства стоял чудотворный образ, основал Донской мона­стырь. Настали смутные времена неурядиц и самозванства. Мо­сква была в руках поляков, в северных областях господствовали шведы. Наше войско не имело средств содержания, даже оружия, в воинах и вождях не было единодушия. Но мольбы верных воз­несены были к Престолу Божию самой Преблагословенной Де­вой. И когда все земные надежды пали, преподобный Сергий Ра­донежский в видении возвещает святителю Арсению, что предстательством Богоматери суд об Отечестве преложен на милость; и действительно, на другой же день Кремль был в руках русских, и Россия была спасена!

Но, повторяем, перечислить все благодения Царицы Небесной православному Отечеству нашему нет возможности. При одном воспоминании сих благодеяний сердце преисполняется чувством благодарности, и уста невольно повторяют Богоблагодатной: Радуйся, Радосте наша! Покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!





Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[3]История Сергиева Посада
Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.