По пути от столицы к Преподобному

logo
 По пути от столицы к Преподобному

На протяжении веков село Воздвиженское встречает путников на Радонежской земле

Здесь в дороге отдыхали князья, цари, члены императорской семьи. И сейчас каждый, кто направляется по Ярославскому шоссе на север от столицы, видит справа от дороги золотые купола Крестовоздвиженского храма. Вдоль Ярославского шоссе проходит главная сельская дорога, вдоль которой и стоят небольшие деревянные домики. Сейчас в Воздвиженском постоянно живут порядка 100 человек, часть из них дачники. Центр села — каменная жёлто-белая церковь редкой архитектуры: звонница храма располагается в барабане, венчающем кубической формы строение.

Немного Русского Севера

В субботний полдень у храма пустынно. В весеннем воздухе отчётливо различаю шум ветра, гуляющего в ветвях деревьев, звуки проносящихся по Ярославской дороге автомобилей и отдалённые глухие стуки, доносящиеся откуда-то из-за храма. На этот звук я и направляюсь.

Извилистая грунтовая дорога, обводящая деревянную часовню, приводит меня к массивным бревенчатым воротам. За воротами во дворе кипит работа. С десяток плотников мастерски машут топорами, склонившись над большими брёвнами, женщины в длинных одеяниях носят в избу съестное, несколько бородачей сидят на завалинке и наблюдают, как в большом самоваре закипает вода.

 По пути от столицы к Преподобному

Опережая мой вопрос, что здесь происходит, один из плотников говорит: «Вам нужно найти Руслана, это мужчина в тельняшке, он всё расскажет». Ищу глазами человека в полосатой футболке и потихоньку пробираюсь к краю двора. Прямо над оврагом стоит небольшой сруб — это баня, она, как и много лет назад, топится по-чёрному. Слышно, как внутри идёт возня: мужчина несёт воду, женщины гоняют с крыши детвору. Кажется, вся эта деревня готовится к какому-то событию. Руководит подготовкой тот самый человек в тельняшке — Руслан Беляков, высокий, худощавый молодой мужчина с бородкой и растрёпанными ветром волосами.

 По пути от столицы к Преподобному

Руслан — реставратор и плотник, с 2011 года занимается деревянным зодчеством и традиционными ремёслами. Двор, в который я случайно забрела, обустроил он со своими единомышленниками. Проект они назвали «Новое Старое», и не только сами занимаются плотничеством, но и обучают всех желающих, водят экскурсии, организуют народные праздники. В импровизированной деревне есть старинные избы, гончарная мастерская, кузница.

Руслан говорит, что в их дворе особенный день. «Сегодня день памяти основателя и вдохновителя нашего общества любителей деревянного зодчества Дмитрия Александровича Соколова, — начинает свой рассказ Руслан. — Он был геологом, и по роду деятельности как-то поехал на Север, где был очарован деревянным зодчеством и архитектурой. Там Дмитрий встретился с Василием Макаровичем Солодягиным, человеком, который восстанавливал деревянный храм Александра Свирского в Хижгоре. Василий Макарович настолько расположил их, проник к ним в душу, что на следующий год Дмитрий уже приехал на добровольных началах заниматься восстановлением храма».

Спустя некоторое время Соколов оставил геологию и собрал артель из людей, неравнодушных к Русскому Северу. Почти все участники артели — выходцы из МГУ и других престижных вузов. К 1995 году они закончили восстановление храма в Хижгоре и принялись за восстановление других деревянных церквей и часовен. В один прекрасный день Дмитрия Александровича пригласил в село Воздвиженское настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Андрей Крашенинников. Так было положено начало этой деревушки. Соколов приобрёл на Севере традиционную крестьянскую избу XVIII века и перевёз её сюда. Сейчас этот дом — венец двора, он был отреставрирован и собран в Воздвиженском по всем канонам русского зодчества.

 По пути от столицы к Преподобному

«Дом 1880-х годов — настоящая курная изба, которая топится по-чёрному. Дым является прекрасным антисептиком, кроме того, такое отопление теплее, экономнее, в таких избах не водятся тараканы и клопы и всякая другая нечисть, — говорит Руслан, и мы двигаемся к высокому деревянному зданию в центре двора. — Когда печь топили, основная масса дыма выходила под трапециевидный потолок, а потом в дымник — специальное окошко на уровне головы».

На территории двора есть ещё один памятник деревянного зодчества: амбар, или житник, из республики Коми, тоже отреставрированный плотниками. Не так давно творческое объединение «Новое Старое» получило грант на строительство двора — пристройки к основной избе. Работы почти завершены, осталось лишь внутреннее убранство.

«После ухода Дмитрия Александровича мы продолжаем наше общее дело. Сейчас все, кого вы видите работающими, это добровольцы, которые потянулись за ним и приезжают сюда учиться, помогать нашему музею под открытым небом. Приезжают со всей страны от Владивостока до Калининграда, были даже ученики из Канады, из Барселоны», — завершает свою небольшую экскурсию Руслан и ведёт меня в курную избу. Мужики уже тащат внутрь самовар. Из сеней попадаю в просторное помещение с настоящей русской печью, напротив которой стоит здоровенный стол, а на нём — в глиняной посуде разные угощения. Все готовятся к застолью, а я не буду нарушать местного уклада и пойду в село.

Программист на хозяйстве

Недалеко от церкви, у дороги, обустроен монумент павшим воинам Великой Отечественной войны. На нём — имена солдат, ушедших из родной деревни на фронт. Совсем скоро местные жители понесут сюда цветы, будут праздновать 76-ю годовщину Победы над фашистами. А сейчас на площадке возле памятника пустынно, за каменным обелиском — небольшой пруд, а рядом с ним — вход в большой двор.

Это хозяйство местных фермеров. В импровизированном магазинчике с краю двора встречаю сонного юношу. Кажется, мой визит застал его врасплох. Я здороваюсь и осматриваю лавку. На полках — разноцветные баночки с вареньем, солениями и разными закусками. А ещё на прилавке лежат головки сыра и контейнеры с домашними яйцами. Спрашиваю — почём товар? Десяток яиц, только собранных из курятника, беру за 120 рублей. Юрий — так зовут парня — живёт в Воздвиженском уже год, с того самого момента, как началась пандемия. Он студент из Москвы, учится на программиста, а в село приехал помогать родителям по хозяйству. Так и остался.

«У нас тут утки, куры, одиннадцать коз и козёл. Мама делает сыр, молоко, масло, заготовки из овощей, ягод и грибов, а ещё выращивает цветы и саженцы, — начинает рассказ Юрий. — Вести такое хозяйство — это очень сложно, я бы не хотел всё это тянуть. Но лет пять назад мама захотела заниматься производством экологических продуктов для себя и немного на продажу. Так у нас появился этот участок в Воздвиженском, где мы и построили дом. Сейчас нашу продукцию в основном покупают дачники, их скоро много будет. Из Сергиева Посада приезжают, и местные иногда берут молоко. Если бы не покупали, то мы бы этим не занимались».

Козьего молока отведать мне не удалось. Юрий говорит, что у коз вотвот наступит окот, поэтому они не доятся.

Солнце потихоньку катится к горизонту, а к храму начинает тянуться народ на вечернюю службу. К входу подходит молодая женщина, вся складная такая — и одежда, и походка, и взгляд — всё миловидно и гармонично. У неё на руках сидит кошка, мурчит, ластится.

«Я регент в церковном хоре, — начинает беседу женщина. — Я сама из Сергиева Посада, когда-то пела в детско-юношеском хоре, а потом наша регент попросила меня петь пасхальную службу в одном из сельских храмов, а дальше я приехала в Крестовоздвиженский храм всего на четыре службы. И осталась тут, уже восемь лет поём с девушками в этом храме у отца Андрея. Он удивительный человек, познакомитесь с ним и всё поймёте». Регент Христина провожает меня к двери храма. Вотвот придёт батюшка и откроет её. И начнётся богослужение.

Старец поднимается по ступеням, и к нему, как магнитом, тянутся люди, пришедшие на службу. Отец Андрей отпирает двери, и лучи закатного солнца стремятся вглубь церкви. «Если вы хотите узнать о храме, приезжайте завтра к полудню, после утренней службы я всё вам расскажу», — проговорил батюшка и ушёл в алтарную часть.

На молитву к отцу Андрею

В воскресенье в храме больше людей, чем накануне. После богослужения женщины помогают прибраться в храме. Отец Андрей садится на скамью и начинает свой рассказ.

«Воздвиженское — особенное место, здесь был путевой дворец, где останавливались русские цари по дороге в Лавру. Кстати, место это находится метрах в ста от настоящего храма. А когда столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, путевой дворец в Воздвиженском перестал быть популярным, постоянно страдал от пожаров и вскоре был разобран, — говорит батюшка. — Каменный храм, в котором мы находимся, построен в XIX веке по инициативе местных крестьян и при поддержке владелицы села. В основании храма использовали камни от царского дворца».

До этого в селе были деревянные церкви, но находились южнее нынешнего храма. Между дворцом и деревянной церковью была площадь, на которой якобы были казнены предводители Стрелецкого бунта князья Хованские. Согласно легендам, тела казнённых не похоронили, а бросили в местные болота. Однако мой собеседник эти версии не поддерживает и приводит свою: у села Радонеж есть древний Афанасьевский погост, где, предположительно, и покоятся останки князей. С Воздвиженским связаны и другие исторические события: в 1689 году по приказу Петра тут была остановлена и отправлена в Новодевичий монастырь царевна Софья. А сам путевой дворец несколько раз перестраивался, сгорал и снова возводился. В 1753 году после очередного пожара его уже не восстанавливали.

С начала XIX века менялись владельцы села. При одной из них, Александре Мухановой, началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма, и 29 сентября 1847 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил его.

 По пути от столицы к Преподобному

От исторической справки переводим беседу к временам наиболее сложным для церкви. Отец Андрей говорит, что, как и большинство других храмов, в 30-е годы прошлого века Крестовоздвиженская церковь была закрыта, а её восстановление продолжается до сих пор.

«В 1931 году настоятелем был назначен иеромонах Гедеон Смирнов, насельник Троице-Сергиевой лавры, — рассказывает о. Андрей. — Тут он служил почти шесть лет, жил в небольшой сторожке, где сейчас располагается часовня. К тому времени дом священника уже превратили в сельский клуб. 26 ноября 1937 года настоятеля арестовали, а 10 декабря расстреляли на полигоне в Бутове вместе со многими представителями духовенства».

Со звонницы были сброшены колокола, большие иконы пустили на лавки в сельсовет и на перегородки для колхозного склада картофеля. В самом храме организовали зернохранилище. В 1950-е годы здание хотели приспособить под водонапорную башню, разрушили крышу над сводом, но не смогли затащить бак под купол.

От полного разрушения здание спасли сотрудники Загорского музея-заповедника. В конце 1970-х годов церковь стала филиалом музея, после чего началось её постепенное восстановление. В храме планировалось устроить выставку и даже концертный зал с органом. Но задумки так и не были воплощены в жизнь, и церковь пустовала вплоть до 1990-х годов, пока её не вернули православной общине. Единственное, что не было утрачено в советские годы и сохранилось в первозданном виде, — выносной крест, с которым и сейчас совершается крестный ход.

В сентябре 1990 года в Крестовоздвиженском храме был отслужен первый молебен новым настоятелем Андреем Крашенинниковым. Иконы приходилось постепенно собирать, восстанавливать убранство храма.

«Я переехал сюда из Москвы в 1990-м. Дело в том, что у моего дедушки была дача в Абрамцеве, и мне эти места знакомы с детства. Этот храм сам выбрал для себя. Я хорошо помню, что в то время в селе были молочные фермы, птичник и теплицы. Село само себя кормило, — вспоминает отец Андрей. — Сейчас здесь в основном дачники, хозяйство почти никто не ведёт. Прихожан немного, но они постоянные — кто-то из города ездит, кто-то из военного городка, есть и сельчане».

Крестовоздвиженский храм отличается необычной архитектурой: он двухэтажный, имеет два алтаря. Нижний этаж посвящён Воздвижению креста Господня, а верхний — преподобному Алексею человеку Божию. За разговорами мы движемся к винтовой лестнице, ведущей наверх. Скрипящие ступени приводят нас на просторный светлый балкон. В определённые дни службы проводятся здесь.

«В селе хорошо, но есть проблемы, которые влияют на жизнь сельчан. Провели газ, а подключиться не все могут — дорого. Большинство домов так и отапливаются дровами, а церковь — пеллетами. Беспокоят местных старый водопровод и отсутствие нормальной дорожки от села до остановки на шоссе», — говорит батюшка.

Напоследок спрашиваю отца Андрея, чем он занимается в свободное от служения время. «Я хоть и живу на селе, но человек я городской, живность не завожу, я книжки читаю», — улыбается батюшка и провожает меня взглядом.

В весеннем воздухе повисла тишина — уже не слышно вчерашней возни с плотничьего двора, и ветер стих и не шумит прошлогодней листвой у стен храма. Красивое и необычное место это Воздвиженское, здесь действительно хочется остановиться и на миг перенестись мыслями на несколько веков назад.

 По пути от столицы к Преподобному

 

Дарья Трофимова
Фото Светланы Володиной и Александра Гирлина

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...