Почему льготники остаются без лекарств?

logo

08 Nov 2017/Почему льготники остаются без лекарств?

В нашу редакцию обращаются жители, которые сталкиваются с трудностями при получении льготных лекарств. К сожалению, эти трудности существуют уже не первый год, и из-за них льготники страдают не только в Сергиевом Посаде, но и по всей стране. О причинах столь неприятного явления и о том, как бороться за своё здоровье, мы расспросили заместителя главного врача Районной больницы, занимающуюся вопросами закупки лекарств для льготников, Татьяну Владимировну Крошихину.

08 Nov 2017/Почему льготники остаются без лекарств?— По каким причинам происходят задержки в поставке льготных лекарств?

— Имеются две категории льготников: федеральные, имеющие группу инвалидности, и региональные. Сумма, выделяемая на каждого федерального и регионального льготника, каждый год утверждается постановлением правительства. Из этого складывается бюджетное финансирование по каждой льготе. Сумма небольшая: в 2017 году на каждого федерального льготника выделено в месяц 807 рублей, на регионального — чуть больше. Из этого складывается бюджет на льготное лекарственное обеспечение. У каждого федерального льготника, к тому же, есть право отказаться от льготы. В таком случае в Пенсионный фонд подаётся соответствующее заявление, и тогда эти деньги возвращаются льготнику как ежемесячная надбавка к пенсии. Финансирование на льготное лекарственное обеспечение для федеральных льготников складывается из количества лиц, не отказавшихся от льготного лекарственного обеспечения, умноженного на сумму, выделяемую на одного льготника, утверждённую постановлением правительства. Сумма в итоге при её озвучивании выглядит очень внушительно, но её всё равно недостаточно, потому что стоимость большинства лекарств гораздо выше, чем 807 рублей.

Все медицинские организации составляют заявки на льготное лекарственное обеспечение по обеим категориям льготников каждый месяц, и при составлении заявок по деньгам нет ограничений. Заявки составляются в полном объёме по реальной потребности в каждом лекарственном препарате. В поликлиниках ведутся регистры больных сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой. Заявки на следующий месяц заранее направляются в Минздрав Московской области, но сначала в территориальное управление № 6 Министерства здравоохранения Московской области по координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций, где заявки всех поликлиник формируются в сводную заявку по району. Корректировка заявок происходит на уровне Министерства здравоохранения области в соответствии с выделенными денежными средствами, наличием остатков на областном аптечном складе, а также ассортимента закупленных или закупаемых в настоящее время лекарственных препаратов. В связи с этим лекарств по некоторым позициям, к сожалению, приходит меньше, чем мы заказывали. Потом начинается составление дополнительных заявок, срочных, индивидуальных. Каждого обратившегося с проблемой мы берём на контроль и всеми возможными способами стараемся обеспечить.

— Может ли врач отказаться выписывать рецепт?

— Отказать в выписке льготного рецепта на отсутствующее лекарство пациенту, имеющему право на льготное лекарственное обеспечение, лечащий врач в поликлинике не имеет права. Но есть понятие аналоговой замены лекарства, когда специалист может подобрать другой препарат с подобным действием, но с другим торговым наименованием. Уже несколько лет, в со-ответствии с действующими нормативно-правовыми актами, закупка и выписка лекарственных препаратов происходят по международному непатентованному наименованию. Например, ацетилсалициловая кислота — это международное непатентованное наименование, а торговое наименование может быть «Аспирин», «Кардиаск», «Аспирин-кардио», то есть названия, которые запатентовала фармацевтическая компания. Для пациентов приходится проводить разъяснительную работу, так как торговые наименования в аптеках при отпуске того или иного лекарственного препарата могут периодически меняться, а пациенты успевают привыкнуть к определённому наименованию и с недоверием воспринимают новое название одного и того же лекарства.

Если врач не смог подобрать аналоговую замену отсутствующему в данный момент препарату, льготный рецепт остаётся в аптеке на отсроченное обеспечение. В каждой аптеке, участвующей в системе льготного лекарственного обеспечения, есть журнал, где этот рецепт регистрируется. Срока давности отсроченный рецепт не имеет, до обеспечения его лекарством аннулировать его сотрудники аптеки не могут. Ответственность за обеспечение отсроченных рецептов несёт работник аптеки, который дол-жен взаимодействовать с менеджером аптечной сети, который, в свою очередь, взаимодействует с аптечным складом «Мособлфармация» в Подольске, куда поставляются препараты для льготников и откуда они развозятся по государственным аптечным пунктам. К сожалению, логистика поставки льготных лекарств по отсроченным рецептам не всегда срабатывает быстро. Лекарственный препарат в данный момент на складе может отсутствовать по разным причинам: не закуплен, не сыграны аукционы. Это иногда удлиняет время обеспечения рецепта, которое определено по нормативу в десять дней.

— Как вы уже сказали, иногда закупаются аналоги препаратов. Что делать пациенту, если замена не подошла и возникли какие-то осложнения?

— Это тоже вопрос лечащего врача. Таких случаев в нашей практике было немного. Чтобы подтвердить факт непереносимости или развития побочных неблагоприятных реакций на конкретный лекарственный препарат и именно на этом основании производить закупку конкретного торгового наименования препарата, есть алгоритм, прописанный в нормативных документах.

— Пока отсроченный рецепт лежит в аптеке, что делать пациенту, если лекарства нужны прямо сейчас?

— Задача врача — лечить пациента, а если пациент относится к льготной категории населения, то ещё и обеспечить пациента необходимым лекарственным препаратом по льготному рецепту. При отсутствии препарата он должен решить вопрос, как и чем лечить, где лечить, вплоть до госпитализации в стационар или направления в дневной стационар при поликлинике. Проблема решается совместно с заведующим отделением, а также с ответственным за льготное лекарственное обеспечение сотрудником, который в каждой поликлинике назначается приказом главного врача. Когда лекарство есть, то пациент пришёл к врачу, выписал рецепт и по рецепту его получил, и проблем никаких нет.

— Очень чувствительная категория пациентов — имеющие онкологические заболевания, стоимость лекарств для которых очень высокая, может превышать сто тысяч, иногда более.

— В таких случаях встает вопрос индивидуальной закупки препарата. Задача врача и руководителя поликлиники — своевременно подать необходимый пакет документов и направить в Министерство здравоохранения Московской области. Мы это делаем быстро, так как механизм известен и отработан, но процесс индивидуальной закупки по существующей в настоящее время системе всё равно занимает определённое время. Любая возникающая проблема с льготным лекарственным обеспечением общего характера или по конкретному пациенту берётся в обязательном порядке на контроль ответственным за данный раздел работы сотрудником, руководителем поликлиники, главным врачом больницы.

 

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *