В аскетической литературе молитва и пост представляются как два крыла, возносящие подвижника от земли на Небо. Пост рассматривается не только как ограничение в пище, но, главным образом, как духовное очищение — напоение души от духовной трапезы — трудом во славу Божию и любовью, всепрощением к ближнему. Подобное присутствует и в письмах святого Афанасия, проведшего почти всю жизнь в особом подвиге, где ограничение было не только его волеизъявлением, но и «заботой» стражей «порядка».
«Вчера, — пишет строгий блюститель Церковного Устава, — рыбки я закусил. По моему уставу святой мученице Варваре я правлю службу со славословием. А так как ныне… пяток, то рыба не разрешается. А вчера я тоже правил службу со славословием преподобному Савве Звенигородскому, и вчера был четверток, можно было иметь и рыбку на трапезе. У вас же сегодня должна быть служба по храмовой главе и, следовательно, трапеза с рыбой. Впрочем, и я сегодня оскоромился, — не заметил, что пирожок с рисом и с рыбой, — думал, что только с луком, и начал было есть. Но за любовь приславшей Господь не поставит сего в грех ни мне, ни вам. А к шоколадным конфектам (так писал святитель. — Ред.) у меня с детства предубеждение, что они на молоке, поэтому присланную коробочку поберегу до Рождества. Что же касается бутылочки, то я отсылаю ее в ближайший храм, чтобы за ваше здравие была совершаема Божественная литургия… С первого класса семинарии я стал принципиальным абсентеистом и, кроме богослужения, не употреблял ни капли вина. Впрочем, должен признаться, что все-таки за всю жизнь я выпил две бутылки портвейна, когда болел тифом».
Святитель советует проводить Великий пост в проникновенном слушании и чтении Постной Триоди, в прощении всех, в очищении от греха, в достойном соединении со Христом Спасителем.
«Приветствую с началом Триоди Постной. Дай Бог вам всем в течение Великого поста обильно, сытно и с услаждением питаться от трапезы духовной, в Триоди Святой Церковью предлагаемой». «Пост — время всепрощения. Посему надеюсь, что и вы простите меня». «Помоги вам Господь Пост добре совершить и… со Христом соединиться во Святых Тайнах».
Будучи насильно оторван от духовных чад, святитель паки приветствует их с Великим постом и свидетельствует, что он в Пасхальную ночь, мысленно их всех обойдет с радостным приветствием: «Приветствую всех с наступающим Великим постом. А в Светлую ночь внимайте и моему пасхальному привету. Если Господь даст дожить до Пасхи, мысленно, как всегда в великие праздники и в памятные дни, обойду все келейки моих родных и друзей. Побываю везде, где по воле Божией рассеялись они, побываю с праздничными молебнами, с радостным пасхальным приветствием. Побываю и на дорогих могилках».
Профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном. «Ковчег». Москва 2013
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Следствия грехопадения
Руководитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Татьяна Пронина получила высокую награду Русской Православной Церкви
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Великий Четверг
Духовная жизнь и нравственность
«Праздность научает мнозей злобе» (Сир. 33, 28)