Поспорить с судьбой

logo

 

Едва советские войска освободили Крым от немецко-фашистских захватчиков, началось переселение людей на полуостров из центральных областей России. Среди тех, на кого государство возлагало миссию осваивания степных просторов, оказалась и наша землячка Анна Егорова, человек, поспоривший с судьбой, доказавший, что каждый из нас, несмотря ни на что, может и должен сам выбирать свой жизненный путь.

 

«Зажигалка» с Кировки

Мне бы Анну Владимировну Егорову, говорю я бодрой бабушке, открывшей дверь, посчитав, что это соседка той, с кем предстояло встретиться, Я из «Нового Зеркала».

Проходите, гостеприимно пригласила женщина.

Когда зашли в комнату, в которой больше никого не было, я, наконец, понял, что передо мной хозяйка, в августе прошлого года отметившая девяностолетие!

Анна Владимировна из тех людей, которых между собой мы называем «зажигалками». Её удивительная энергия заметна во всём.

Анна Владимировна удивляет своим отношением к благоустройству улицы:

Раньше Кировка славилась своей чистотой. Не было ни одного дома, возле которого грязь, мусор. Всё делали сами. Никаких коммунальных служб, но безобразия сегодняшнего представить себе не могли. Я и сейчас убираю возле дома сама. Пусть смотрят здоровые лбы, которые боятся нагнуться. Недавно увидела, что ремесленники с двадцать второго училища мусор собирают. Ладно, там, где это некому делать. А взять дом, где живут молодые мужики… Так и сказала ребятам: «Не убирайте! Есть хозяева, это их забота!»

 

Вологодские кулаки

Любовь к Кировке у Анны Владимировны просматривается всегда и во всём. Невольно на ум приходят слова известной песни: «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя».  И вдруг выяснилось, что Егорова вологжанка. Родилась она в деревне под Вологдой. Отец работал возчиком, на собственной лошадке возил грузы, необходимые для строительства железной дороги. Мама вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. Жили Егоровы в большом, крепком двухэтажном доме. Занимали половину избы, вторая принадлежала семье брата отца. Там же жил и дед, владевший мельницей.

В 1930 году Егоровых раскулачили, отобрали все: землю, мельницу, сельскохозяйственные орудия, скотину, дом. Отца Анны посадили в тюрьму. Мама ездила в Ленинград, хлопотала о муже. Помогло это или нет, сказать сложно, но через полтора года отец вернулся домой. Жить было негде, на время приютили родственники, но надо было определяться, что делать дальше. Отец решил ехать в Загорск, где тоже были родные. Так Егоровы оказались в нашем городе. Купили дом, стали обживаться.

Но спокойная жизнь была недолгой. Отец умер в 1936 году. Мама серьёзно болела, и детям пришлось взрослеть до времени. Анна после семилетней школы поступила учиться  в фабрично-заводское училище ЗОМЗа, получила профессию токарь-универсал. Но «токарить» не довелось. Попала в «начальники», в ОТК. Проверяла изделия токарей и фрезеровщиков на соответствие качеству.

Когда началась война, и фронт подошёл к Москве и Дмитрову, ЗОМЗ эвакуировали. Анна в Сибирь не поехала, осталась дома. Надо было заботиться о маме. Устроилась в артель, занимавшуюся ремонтом солдатских шинелей. Были они прожжённые, прострелянные, со следами крови. На эти детали не обращали внимания, некогда было рассматривать и думать, что и как, старались выполнить норму. Работала девушка на дому, благо имелась швейная машинка с ножным приводом.

Она нам очень помогла, говорит Анна Владимировна, поглаживая рукой семейную реликвию. – Ей 120 лет. Это – мамино приданное.

В 1942 году Нюша Егорова пошла на курсы комбайнёров в Хотькове. После их окончания работала в Хотьковской МТС. Трудились и днями и ночами, домой выбраться удавалось нечасто. Одной из главных задач, возложенных на молодую девушку, было обеспечение техники запчастями и деталями. Для этого она ехала на базу в Москве, получала по накладным необходимые железки, грузила их в торбу, возвращалась в Хотьково. Если поручали доставить что-то непосредственно к месту работы тракторов, шла с той же неподъёмной торбой за несколько километров.

 

Крымский вояж

Весной 1943 года Анна Владимировна пахала колхозные поля на тракторе СХТЗ. Был он на железных колёсах с керосиновым двигателем. На время уборки девушку перевели на прицепной комбайн. Трудилась комсомолка Егорова самозабвенно, себя не жалела. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» был не пустым звуком – в армии служили оба брата. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба нашей героини, но в 1944 году ей сказали: «Собирайся, поедешь в Крым».

Сборы были недолгими. Взяла смену белья, кое-какие продукты. Нечего было больше брать. Уезжать не хотелось, ведь отправляли её за тридевять земель на постоянное место жительства. Кроме того, больная мама оставалась одна с сестрой. Но тогда никто не интересовался проблемами личного свойства – война.

Анна Владимировна вспоминает:

— Ехали на поезде. По обе стороны всё разбомблено, раскурочено. Люди живут в землянках, выкопанных по берегам оврагов, только трубы торчат, а из них идёт дымок. Пока через Украину ехали, насмотрелись всякого. В Крыму было не так сильно разрушено.

В Симферополе прибывших распределили по МТС. На месте нашей землячке доверили немецкий одноцилиндровый трактор, заводившийся вращением руля:

Скажу честно, в Крыму мне сразу не понравилось, признается Анна Владимировна. – Всё показалось чужим. Деревьев нет, воды мало, избы непонятные. А ещё кругом клещи. Не то, что сесть на землю, присесть нельзя. Тут же наберутся.

Девушка мечтала вернуться домой. Очень скучала по Загорску, по родной улице, по больной маме. Весной 1945 года Нюша Егорова решилась на побег. Дело непростое и рискованное. Документов на руках не было, всё забрали. Продала полученное за год работы зерно, на вырученные деньги приобрела районную командировку, купила билет,  села на поезд до Москвы. Те, кто был в курсе её планов, говорили, что главное проскочить Мелитополь. Проскочила. Правда, пришлось ехать, пересаживаясь едва не на каждой станции. Дорога заняла почти месяц. В Загорск Егорова приехала 30 апреля.

Победу встретила дома, смеётся Анна Владимировна. – Для меня этот праздник был радостен вдвойне. Я же вернулась! Мне хватило сил и упорства.

Девушка боялась, что её могут наказать, вернуть в Крым. Однако всё обошлось. Ей поверили, что она потеряла паспорт и комсомольский билет, выдали новые. После восстановления документов Егорова устроилась контролёром на Скобянку, где проработала сорок лет.

Анна Владимировна считает свой поступок шестидесятидевятилетней давности правильным:

Я возвращалась домой, к больной маме, которой была необходима моя помощь и поддержка. А Крым обошёлся и без меня.

Иван САВЕЛЬЕВ

Источник: Газета Новое Зеркало



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]«Загорский Оптико-Механический Завод», ОАО («ЗОМЗ»)
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 212-в Сайт: zomz.ru Телефон: +7 (496) 546-93-98 Часы работы: Пн-Пт c 8.00 до 17.00, обед с 12.30 до 13.30 Сб - выходной Вс - выходной Эл. почта: info@zomz.ru     Разработка и... подробнее...

[2]Крым с другой стороны
В общем, я теперь тоже отношусь к категории людей, которые считают, что каждый человек в своей жизни хотя бы раз должен побывать в настоящем походе. То есть чтобы там, в походе, у него были... подробнее...

[3]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[4]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...