Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)

logo
Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)

Личность последнего Государя Императора, царя-мученика Николая Александровича, во всех отношениях была удивительной. Но прежде всего от Него исходило потрясающее благородство, оно было и священно и духовно. По свидетельству многих приближенных лиц, да и членов Императорского Дома, последний Всероссийский Государь был необычайно религиозен. Но об этой Его неподдельной религиозности больше говорят слова из переписки Императора с Вдовствующей Императрицей Марией Феодоровной. Эта большая переписка, которая и поныне хранится в фондах ГАРФ (фонд № 642) во много раз больше раскрывает внутренний мир Государя. В 1896 году Государь писал вдовствующей императрице-матери Марие Феодорове: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Мя веруйте», эти слова Иисуса Христа так успокоительно действуют на истомленную душу; и еще следующее: «И елика аще просите с верою у Бога, дастся вам». Эти слова для меня особенно дороги потому, что я в продолжении пяти лет молился Богу, повторяя при каждом вечере, прося Его облегчении перехода Аликс в православие и дать ее в жены».[1]
Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)


Императрица Мария Феодоровна и ее сын император Николай Александрович, 1914 год
Несколько позже, уже в связи с другими событиями, Государь своей матери напишет слова, которые с необыкновенной ясностью свидетельствуют о воистину глубокой вере Государя в Божественный промысл: «Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее». [2] Государь берег свой внутренний мир от вторжений со стороны любопытствующих, в особенности от тех, кто использовал свое близкое положение ко двору и тем не менее становился разносчиком небылиц и сплетен. Последним, к сожалению, верили, порой больше, чем даже самой Императорский Семье.[3] И неудивительно, поскольку общество конца 19 столетия, а в особенности начала 20 столетия начинало заражаться неисцеленной болезнью либерализма, впитывая в себя не лучшее, а худшее из далеко уже нехристианских «европейских манер». Известный современный русский историк и крупный исследователь жизни и деятельности последнего Всероссийского Императора А. А. Боханов замечает: «Но влияние «просвещенной», безрелигиозной «Европы» сказывалось на всем строе духовной жизни России… Но вместе с тем те сегменты и элементы общественно среды, которые составляли монархический «истеблишмент», во многом уже выступали носителями деформированных монархических представлений. Царь теперь для многих не являлся уже фигурой сакрально осененной; по расхожим либеральным представлениям, имевшим чрезвычайную востребованность в кругах «образованного общества», — это лишь «правитель», наделенный «чрезмерными властными прерогативами». А потому и можно было бесконечно рассуждать о том, чем Он «хорош», но главным образом – чем Он «плох». В последний период Царской России эта – излюбленнейшая тема среди тех, кто называл себя «монархистами».[4]

В своей переписке с матерью Государь доносит свои переживания и чувства от посещения первопрестольной Москвы, от молитвы в храмах и т.д. Именно в этой переписке обнаруживается в его характере истинно христианская жертвенность, стремление ради «действительного блага горяче любимой матушки России пожертвовать престолом и жизнью». [5] Эти слова, которые в точности будут озвучены в телеграмме Государя на имя председателя Государственной Думы Родзянко, впервые будут высказаны в письме к матери после убийства Боголепова В.Н., министра народного просвещения. [6] С этого злодеяния, совершенного антигосударственными и антимонархическими силами, начинается эпоха политического террора в отношении всех преданных Государю Императору Николая Александровичу лиц. Россия входила в новый век, в начале которого разворачивается активное и мощное антимонархическое движение, ставившее своей целью уничтожить православное царство. И на пути к достижению этой поистине сатанинской цели стояла Августейшая Семья, и прежде всего личность самого Государя Императора Николая Александровича.

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Н.П. Боголепов, министр народного просвещения

Во многом подражая и следуя примеру святого Александра Невского, Государь все свои важные дела начинал с молитвы, частого посещения храмов и молитвы во время обедни. Эти «официальные визиты» носили не номенклатурный характер, они были не просто формальным исполнением принятого придворного этикета. Они для Государя являлись чем-то вполне естественным и искренним выражением внутреннего религиозного горения христианского сердца. Поэтому оценка личности Государя, сделанная святым праведным отцом Иоанном была невероятно точна – как Государя «сияющего правой верой и благочестием». [7]

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Приезд в Лавру Государя Императора в 1912 г.

1 (19 июля) августа 1914 года Россия вынужденно вступила в войну с Германией. В этот день Государь в своем дневнике напишет: «После завтрака вызвал Николашу и объявил ему о назначении Верховным Главнокомандующим впредь до моего приезда в армию. Поехал с Аликс в Дивеевскую обитель. Погулял с детьми. В 6 ½ поехали ко всенощной. По возвращении оттуда узнали, что Германия нам объявила войну». [8]

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Дневник Государя Императора с записью о начале войны с Германией

4 августа Государь выезжает в Москву. Здесь, в древней столице Российского государства, он не только принимает и выходит в высший свет, но посещает кремлевские святыни, молится. На обратном пути Государь внезапно решает заехать в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру. Этот «лишний крюк», проделанный царским поездом из Москвы в Петербург и Царское Село был не случаен. Дневник Государя, как обычно предельно лаконичен в своих записях: «В 12 1/2покинули Москву и поехали в Троице-Сергиевскую Лавру. На пути было затмение солнца. После молебна у раки преп. Сергия сели в поезд и на ст. Лихоборцы видели эшелон второочередной батареи». [9]

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Троице-Сергиева Лавра в начале 20 столетия

Официальная церковная пресса, «Московский церковный вестник» дает краткое описание Высочайшего визита в Троице-Сергиеву Лавру в следующем варианте: «8 августа в 3 ½ часа дня, Их Императорские Величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна с Наследником Цесаревичем и Августейшими Дочерьми Великими Княжнами Ольгой Николаевной, Татьяной Николаевной, Марией Николаевной и Анастасией Николаевной, а также Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в сопровождении лиц свиты прибыли из Москвы на ст. Сергиево, Северных жел. дорог….

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Один из последних приездов Государя в Лавру (из архива автора)

При торжественном колокольном звоне всех посадских церквей Их Величества с Августейшей Семьей и Велико Княгиней Елисаветой Феодоровной вышли из салона вагона…

В северных вратах Троицкого собора Их Величества были встречены наместником Лавры архимандритом Товиею с братией. Приложившись ко кресту и приняв окропление св. водой, Их Величества проследовали в собор, где о. Товия и старшей братией было совершено молебствие преподобному Сергию…

После молебствия Их Величества и Их Высочества прикладывались ко кресту, приняли окропление св. водой и поднесенные им просфоры, а затем молились и прикладывались к мощам преподобного Сергия. О. наместник Лавры обратился к Государю Императору с кратким словом и поднес Его Величеству для целования икону явления Богоматери преподобному Сергию, сопутствовавшую всегда русским войсках во время войны, начиная с 1654 года. Государь император приложился к этой святыне; копию этой иконы о. Товия поднес Его Величеству Государю Императору, Государыне Императрице Александре Феодоровне – икону Божие Матери и Августейшим Дочерям Их Величеств – по иконе явления прп. Сергию; Наследнику Цесаревичу была поднесена икона святителя Алексия митрополита.

Из Троицкого собора при пении «Спаси Господи» Их Величества последовали в Серапионову палатку и Никоновскую церковь, где прикладывались к святыням, а затем направились через южные двери на монастырскую площадь…» [10] Официальные сообщения сообщают о разных встречах с представителями местного гражданского управления, которые для нас не столь важны, и мы их упускаем из вида.

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Троицкий Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

со стороны Никоновского придела — традиционного выхода Царской семьи

Однако в этот раз Государь посетил Троицкую обитель, которую из всех монархов после императора Петра Великого он посещал чаще всех и фактически во время каждого своего визита в Первопрестольную Москву, не просто так. С этой обителью, которая для Российского государства является ее «сердцем», а ее святой преподобный Сергий «игуменом земли Русской», так назвал прп. Сергия первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный после чудесной победы над Казанью, последнего Всероссийского императора связывали не только послекоронационные торжества 1896 года, но и что-то более глубокое. Но именно это «глубокое» останется, наверное, никогда не раскрытым в силу, прежде всего, характера Государя, который всегда умел «скрывать свои чувства», свои религиозные переживания. Но факт благоговейного почитания царем-мучеником прп. Сергия и его Лавры является для верующего человека очевидностью. [11] И эта очевидность достаточно ясно раскрывается именно в этом Высочайшем неофициальном визите Государя в Лавру в судьбоносный и переломный момент в истории Империи и личной судьбы последнего Всероссийского монарха.

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)

Крайне лаконичную запись Государя Императора о его визите в Лавру в некоторой степени расшифровывает П. Жильяр, наставник и воспитатель Наследника Цесаревича-мученика Алексея. В своих воспоминаниях об Августейшей Семье, которые были опубликованы в сборнике под названием «Император Николай II и Его семья», он сделает запись об это визите в Лавру. В ней он в частности говорит следующее: «Пятница 21 августа, — Их Величества пожелали перед возвращением в Царское Село, посетить Троицко-Сергиевский монастырь – святыню, наиболее чтимую в России после древней Киевской Лавры…Здесь, так же как и в Москве и в верхнем Поволжье, с наибольшей силой воскресает прошлое боярской Руси, великих князей московских и первых царей. Здесь лучше всего можно понять исторический рост русского народа». Описав историческое значение Лавры для России и вспомнив некоторые важные вехи из ее героической истории, П. Жильяр далее пишет о некоторых подробностях пребывания Императорской Семьи в Лавре: «Царская семья присутствовала на молебне и приложилась к мощам преподобного Сергия, основателя монастыря. Архимандрит благословил Государя иконой, писанной на доске от гроба преподобного, одного из наиболее чтимых во всей России святых. В былое время, эта икона всегда сопутствовала царям в их походах. По приказанию Государя, она будет перевезена в Ставку и поставлена в походную церковь Верховного Главнокомандующего. После этого Государь, Государыня и дети проследовали в маленькую церковь святого Никона, затем они задержались на несколько минут в бывших Патриарших палатах…Простившись с архимандритом, Императорская семья покинула монастырь, провожаемая до внешней ограды толпой монахов, теснившихся вокруг экипажей». [12] Великая княжна Татьяна Николаевна в своем Дневнике обозначит этот приезд в Троице-Сергиеву Лавру во много раз лаконичнее: «В 3ч. Приехали в Троицко-Сергиевскую Лавру. Был молебен, Очень было хорошо. Прикладывались к мощам. Потом уехали…» [13]

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)

Сопровождавший Государя и всю Августейшую семью в этой поездке в Москву и в Лавру генерал В. Ф. Джунковский [14] в своих Воспоминаниях об этом посещении Лавры пишет в несколько ином ракурсе. Нет сомнения в том, что поднесение Государю Императору Императору для отправки в Ставку Верховного Главнокомандующего великой национальной святыни святой иконы «явления Прп. Сергию Богоматери» является крайне важным и уникальным событием.[15] Эта святая икона действительно на протяжении многих веков, начиная с 16 столетия, была покровительницей русской армии во времена ведения войн с врагами России и Православной веры. Об этом «особом покровительстве» наглядно свидетельствуют выгравированные памятные надписи на ковчеге святой иконы. После победы над поляками при царе Алексее Михайловиче в 1654г., в день памяти прп. Сергия Радонежского, то есть 25 сентября (8 окт. по нынешнему гражд. календарю), о чем оставлена подпись на ковчеге, эта святая икона участвовала в войнах: Северной 1702-1721, Отечественной 1812г., Крымской 1853-86 гг., Русско-турецкой 1877-1878, и она сопровождала Его Императорское Величество в походах, в Русско-японской войне, образ был вручен главнокомандующему русской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину «для сопутствия войскам».

Однако генерал В. Ф. Джунковский не обращает даже своего внимания на распоряжение Государя отправить в Ставку древнюю чудотворную полковую икону «Явления Богоматери прп. Сергию». Зато он в подробностях описывает встречу Государя с депутацией от крестьян Дмитровского уезда после выхода Императора из Никоновского придела Троицкого собора. [16] Мы невольно воспринимаем такое пренебрежительное отношение к историческому и духовно значимому факту распоряжения Государя о перенесении в Ставку чудотворной иконы как очередное печальное свидетельство о духовно-нравственном состоянии высшего офицерского состава Российской армии, представителем которого был генерал В. Ф. Джунковский. [17]

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Генерал В. Ф. Джунковский

Документы Духовного Собора Троице-Сергиевой Лавры, бережно сохранившиеся в архиве РГАДА (ф. 1204, оп. 1) нам еще более детально рассказывают об этом последнем визите Государя Императора Николая Александровича в Троице-Сергиеву Лавру.

В своем Докладе Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию Духовный Собор Троицкой Лавры сообщает следующее: «Духовный Собор долг имеет донести Вашему Преосвященству, что ИХЪ ИМПЕРАТОРСКИЯ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ и ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА съ Августейшимъ Семействомъ и Великой Княгиней ЕЛИСАВЕТОЙ ФЕОДОРОВНОЙ изволили осчастливить Лавру Своимх посещениемъ 8-го сего августа. Поездъ съ ВЫСОЧАЙШИМИ Особами прибыл на станцию Сергиево около 4 часовъ по полудни…Со станции в лавру ВЫСОЧАЙШИЕ ОСОБЫ въ экипажахъ изволили прибыть ко входу въ Троицкий Лаврский Соборъ с северной стороны, где и встречены были о. наместникомъ Лавры со старшией братиею, в облаченияхъ. Приложившись къ Святому Кресту и принявъ окропление святою водою ИХЪ ВЕЛИЧЕСТВА съ Августейшими Детьми и Великой Кягиней вошли въ Соборъ. Здесь былъ отслуженъ кратки молебенъ Преподобному Сергию съ прибавлениемъ прошений о даровании победы, с провозглашениемъ многолетия ИХЪ ИМЕРАТОРСКИМЪ ВЕЛИЧЕСТВАМЪ и ИМПЕРАТОРСКИМЪ ВЫСОЧЕСТВАМЪ и особаго многолетия Верховному Главнокомандующему дествующе армии, Великому Князю Николаю Никлаевичу, и русскому воинству. После молебствия ИХЪ ВЕЛИЧЕСТВА и ИХЪ ВЫСОЧЕСТВА прикладывались кх святымъ мощамъ Преподобнаго Сергия.

Затемъ о. наместникъ удостоился поднести ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ икону явления Божией Матери Преподобному Сергию, сказавъ при этомъ приветственное слово». [18]

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Явление Богоматери Преподобному Сергию.

Икона-складень (середник) монаха Евстафия Головкина, 1588 г.

(хранится в Ризнице Государственного Сергиево-Посадского музея-заповедника)

30 августа святой образ явления Богоматери прп. Сергию прибыл в Ставку Верховного Главнокомандующего в с.Барановичи и икона была торжественно встречена Верховным Главнокомандующим Вел. Князем Николаем Николаевичем, протопресвитером Георгием Шавельским с духовенством и крестным ходом перенесена в соборный храм. Об этом подробно сообщает в своем письме протопресвитер армии и флота о. Георгий Шавельский [19], которое было направлено на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Московского Макария [20]:

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)



Свт. Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

«Ваше Высокопреосвященство Милостивый Архипастырь! По приказанию Его Императорского Высочества, Верховнаго Главнокомандующаго, Великаго Князя Николая Николаевича, имею честь доложить, что 30 августа прибывшая в Ставку Его Высочества Св. Икона «Явление Божие Матери Преподобному Сергию» была торжественно встречена на вокзале крестным ходом., возглавлявшимся мною с сонмом духовенства, Великими Князьями Николаем Николаевичем и Петром Николаевичем, Начальником и многими чинами Штаба при парадном наряде войск и торжественно была перенесена в Штабную церковь.

Прибытие Св. Иконы наполнило сердца всех нас несказанной радостью и твердой верой, что по молитвам Пресвятой Богородицы и Преподобнаго Сергия Господь поможет нашему воинству одержать полную победу над врагом. Наша вера укрепилась еще более после полученных 30-го же августа, через несколько часов по встрече Св. Иконы, известий о победе союзных войск над немцами и наших над австрийцами.

Сопровождающий Икону иеромонах Максимилиан, по повелению Верховнаго Главнокомандующаго помещен в поезде Его Штаба на полное содержание от щедрот Его Высочества..» [21]



Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)


Наместник Троице-Сергиевой Лавры Товия (Цымбал)


Иеромонах Маркелл, насельник Троице-Сегиевой Лавры, который сопровождал икону и пребывал с ней в отведенных Вел. Князем апартаментах поезда. Этот же иеромонах сообщает в своем письме наместнику Лавры архимандриту Товии о чудесном событии, которое произошло на фронте впервые после начала войны с Германией – небольшой победе русских войск. «…после того дня как прибыл в Штаб наш образ была на нашей стороне хотя и небольшая победа, и на другой день после Литургии о. Протопресвитер сказал приличное событию Слово, после котораго служили благодарственный Бож. Матери и Пр. Сергию молебен и все усердно благодарили Пр. Сер. за дарованную намъ победу…» [22]


Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)


Император Николай II и великий князь Николай Николаевич на маневрах. Красное село. 1913 г.

Что за небольшая победа русских войск произошла в упомянутый день приезда чудотворной иконы «явления Богоматери прп. Сергию» в Ставку Вел. Князя Николая Николаевича? Сведения об этих счастливых победах для русских воск мы можем найти в Воспоминаниях генерала А. А. Брусилова [23], отчасти в Воспоминаниях протопресвитера армии и флота Георгия (Шавельского).

Но именно к 30 августа произошли важные события — важная победа русских войск над австро-венгерскими. С 8(21) августа на Юго-Западном фронте, которым командовал генерал Иванов, началась широкомасштабная операция, которая получила в военно-исторической литературе наименование «Галицийской победы». В ходе широкомасштабного наступления русской армии была полностью освобождена Галиция: 21 августа был взят Львов, а 22 августа Галич. В 8 (21) сентября русский войска заняли почти всю восточную Галицию и почти всю Буковину с г. Черновцами и осадили Перемышль. 10 ноября русская армия взяла Лупковский перевал и перешла Карпаты, к концу ноября были заняты города Медзилаборце, Свидник, Гуменне, Снина.

Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)


Генерал А. А. Брусилов и император Николай Александрович

В этом грандиозном сражении австрийские войска потерпели поражение. Планы германского командования удержать весь Восточный фронт силами только австро-венгерской армии потерпели крах, которые в течение долгого времени пытались захватить Львов.

30 августа сведения о победах русской армии над австрийской на Юго-Восточном фронте дошли и до столицы. Государь император Никола Александрович об этом оставит в своем Дневнике следующую запись: «Пришли хорошие известия о победе на австрийском фронте на юге Люблинской губернии, где взято в плен около 30000 чел».[24] Зная особенность делаемых Государем пометок в Дневнике, куда не попадали особо эмоциональные всплески и внутренние переживания, мы можем все же в данном случае говорить о именно фиксации Его Императорским Величеством «всплеска невероятной радости» в душе монарха за те успешные боевые действия, которые русская армия вела в ходе «Галицийской операции». Доказательством тому служит не столько внесение Государем записи о победах, сколько положение этой записи при описании событий дня. Она стоит впереди привычных сообщении о погоде, как например «теплый день», сделанных прогулок, докладов. То есть эта запись предваряет все сведения о повседневных занятиях и делах Государя. И лишь после сообщения о «победе» Государь император делает запись «Завтракал Алек. Катался с М(арией) и А(настасией) на велосипеде. Было совсем тепло». Это тепло последнего летнего дня усиливалось теплом о победе русской армии. Делало его подлинно летним, лишенным дыхания осени. 1 сентября Государь также пишет о продолжающемся широкомасштабном наступлении русской армии в Галиции: «Вчера и сегодня продолжали поступать приятные известия о дальнейших последствиях разгрома австрийцев на всем фронте и внутри Галиции» [25]

К 13 (26) сентября фронт стабилизировался на расстоянии 120—150 км западнее Львова. Сильная австрийская крепость Перемышль оказалась в осаде в тылу у русской армии.[26]

Благодаря глубокой вере последнего Всероссийского Императора, царя-мученика Николая Алексадровича, которая воскресшала в умах подлинно русских людей времена настоящего, безыскусного русского благочестия допетровской Московской Руси, великая святыня, икона «явления прп. Сергию Богоматери» достигла Ставки Верховного Главнокомандующего. Через этот чудотворный образ Богоматерь и прп. Сергия в разгроме австрийской армии явили свое действенное заступничество за русскую армию. Начавшаяся для России война с Германией началась с побед русских войск на Юго-Западном и Западном фронтах. Пусть эти победы вскоре обернутся паническим отступлением русских войск, потерей многих территорий, что происходило вплоть до вступления в командование всеми войсками, армией и флотом Его Императорского Величества Императора Николая Александровича в качестве Верховного Главнокомандующего (это произошло 23 августа 1915г)[27]. «С этого момента, — пишет крупный современный историк П. Мультатули, — начался новый этап в войне России против Германии и Австро-Венгрии, — этап, который знаменовался стабилизацией фронта [28], самой крупной победой русской армии за эту войну, восстановлением и наращиванием военной мощи и трагической катастрофы в феврале 1917 года».[29]


Последний приезд Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, в Троице-Сергиеву Лавру (К 100-летней годовщине)


ГА РФ.- Ф. 601.- Оп. 1.- Д. 619.- Л. 1
Но для нас важно другое – само благоговейное и трепетное отношение Государя к великой национальной святыне – иконе «явления прп. Сергию Богоматери», хранение им исторической памяти об этой святыне и вера в несомненное заступничество прп. Сергия и Пресвятой Богоматери.

И как еще раз не вспомнить написанные Государем его матери вдовствующей императрице Марие Феодоровне строки: «Все в воле Божией. Уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее».

И важно то, что после вступления Государя на пост Главнокомандующего и начавшейся стабилизации на фронте, он не раз в своих словах и в дневниковых записях выразит эту глубокую веру в застуничество Божие и в несомненную победу. Так, в своем обращении к воскам от 25 декабря 1915г., Император Николай Александрович писал: «Глубокая вера в Господа и единодушное желание всех истинно русских людей сломить и изгнать врага из пределов России дают мне твердую уверенность спокойно взирать на будущее» [30]. А в канун наступления Нового 1916 года, после успешных действий русской армии на Юго-Западном фронте, Государь в своем Дневнике запишет: «В 11.45 поехал к молебну на Новый год. Молился горячо, чтобы Господь благословил Россию окончательной победой и укрепил в нас веру и терпение». [31]

Земной путь Государя Императора Николая Александровича и всей Августейшей Семьи завершился 4 (17) июля. Мы много можем говорить о злодеяниях убийц Царской Семьи, тех жестокостях и зверствах, которое дополнительно к понесенным ранее в заточении (в Царском Селе, и Тобольске, и Екатеринбурге в особенности) издевательствам претерпели их души и тела после зверского истязания и расстрела в Ипатьевской доме.[32] Но мы остановим наше внимание на богословской стороне этой мученической кончины Царственных мучеников. А она нам видится, прежде всего, в том духовно-мистическом смысле всех страданий и претерпений начиная со 2 марта 1917 года. Они нарастали и нашли свою кульминацию в подвале Ипатьевского дома, в канун празднования памяти прп. Сергия Радонежского, 4(17) июля 1918г. Здесь невозможно не видеть особого Божьего промысла по отношению к Царской Семье, который выражен в завершении страданий именно в этот день кануна празднования прп. Сергия Радонежского. Мы, как верующие люди не можем вырывать исторические события и факты личной жизни из религиозно-нравственного контекста, из Божественного промысла и замысла Божия о спасении каждого человека, а наипаче верных. Прп. Иоанн Дамаскин говорит, что необходимость почитания святых вытекает из содержания и смысла подвига святых. Эти содержание и смысл состоит в том, что святые в своих подвигах и в своей жизни стали «воинами Христовыми, выпившими чашу Его и крестившихся крещением животворящей смерти Его, как участников страдания Его и славы».[33] В том, что они «Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога».[34] Но при этом святые для почитающих их становятся ходатаями и предстателями пред Богом о спасении их душ[35] И это ходатайство прп. Сергия о спасении душ Государя императора Николая Александровича и всей Августейшей Семьи мы видим именно в дне перехода в блаженную жизнь невинно умученных. Теперь же и святые Царственные мученики, как и прп. Сергий, являются « сокровищницами и чистыми жилищами Бога», предстоят в сонме первых святых предстателей и ходатаев за землю русскую и народ ее.

Кандидат богословия

игумен Симеон (Гаврильчик),

насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

2015 год





ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] ГАРФ, Ф. 642, оп.1, д. 2323, написано 16 апр(еля) Царское Село, в связи с ухудшение состояния здоровья у брата его, Великого Князя Георгия Александровича еще до священного Коронования в Москве.

[2] Цит по. Государь-Император Николай II Биография. http://derjavnaya.ru/publ/4-1-0-8

[3] Об этом много писала Лили Ден, фрейлина императрицы Александры Феодоровны

[4] А.Н. Боханов. Последний царь. М. Вече. 2006, с. 265

[5] См. также ГАРФ в.ф. 642, оп. 1 переписку Государя императора с императрицей Марией Феодоровной за 1901год. Автор статьи приносит извинения, что иногда цитаты не снабжены более точными архивными реквизитами. В этих случаях автор их цитирует по памяти. Им была опубликована статья в газете «Русский вестник» за 1999год «Духовный облик Государя императора по Его переписке с матерью императрицей Марией Феодоровной», который у автора не сохранялся по ряду причин.

[6] Боголепов (Николай Павлович; см. III, 171). — В 1891 г. назначен ректором Московского университета, в 1895 г. — попечителем Московского учебного округа, в 1898 г. — министром народного просвещения. Направление министерства народного просвещения при Б. оставалось таким же, каким оно было с начала 80-х годов: бюджет министерства не возрастал, расходы на народное образование по-прежнему составляли ничтожный процент общегосударственных расходов. Меры, предпринятые по отношению к высшей школе, стояли в непосредственной связи с общестуденческими волнениями весной 1899 г. Летом 1899 г. при министерстве было созвано под председательством Б. особое совещание из попечителей учебных округов и начальников высших учебных заведений (без всякого участия профессоров), после чего был издан ряд циркуляров. Во избежание скопления студентов в некоторых университетах попечителям предложено было стремиться к тому, чтобы окончившие курс средней школы при поступлении держались университета своего или ближайшего округа; установлена предельная цифра могущих быть принятыми вновь на каждый факультет того или иного университета. Некоторые профессора СПб. и Московского университетов были уволены или вынуждены оставить свои кафедры. Признано необходимым усилить инспекцию и выбирать помощников инспектора из лиц с высшим образованием, с тем, чтобы они не ограничивались ролью университетской полиции, но старались оказывать нравственное воздействие на учащихся. На устройство студенческих общежитий были ассигнованы большие суммы. Предписывалось ввести широкую организации обязательных практических занятий; рекомендовалось устройство литературных и научных кружков под ответственностью профессоров. Признано полезным устройство студенческих хоров и оркестров. Министерство народного просвещения принимало участие в совещании, выработавшем, летом 1899 г., особые правила об отбывании воинской повинности студентами в виде наказания за участие в студенческих беспорядках. Закрыто юридическое общество при Московском университете. Для рассмотрения жгучего вопроса о реформе средней школы осенью 1899 г. была образована комиссия из представителей среднеучебных заведений. Предполагалось только устранить некоторые недостатки существующей системы: формализм, пренебрежение школы к индивидуальным особенностям учащихся, рознь между школой и семьей. Работы комиссии не дали сколько-нибудь заметных результатов. Жизнь высших учебных заведений, не успокоенная мероприятиями министерства Б., зимой 1900—1901 г. снова была взволнована студенческими беспорядками (в СПб., Москве, Харькове и др. городах), во время которых были применены к участникам беспорядков правила 1899 г. об отдаче студентов в солдаты. 14 февраля 1901 г. Б. на приеме в здании министерства был ранен в шею гомельским мещанином Петр. Влад. Карповичем, бывшим студентом Московского и Юрьевского унив., и 2 марта скончался. Энциклопедический словарь Бокгауза и Ефрона, т. доп. т. I, с. 280—281

[7] Слово на день памяти святаго славнаго чудотворца Николая, архиепископа Мирликийскаго, и тезоименитства благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича.// Праведный Иоанн Кронштадстский. Полный годичный круг поучений. М. 1997, с.329
[8] Дневники императора Николая II. М. Орбита, 1991, с.477, Издание ЦГАОР СССР (ныне ГАРФ)
[9] Дневники Императора Николая II М. ORBITA.1991, с. 480 (издание Дневника выполнено ЦГАОР СССР, ныне ГАРФ)

[10] Московские церковные ведомости, 1914, стр.640

[11] Устные предания повествуют о посещении в 1905 году Государем и Его Семьей прп. Варнавы (Меркулова) и исповеди у старца-утешителя. Во время этого посещения было дано и предсказание о дальнеших испытаниях всей Царской семьи.

[12] Император Николай II и Его семья (Петергоф, сентября 1905 – Екатеринбург, май 1918г). По личным воспоминаниям П. Жильяра. Вена. Русь., 1921, стр.119-111

[13] ГАРФ., фонд. 651, ед.хр. 527

[14] Влади́мир Фёдорович Джунко́вский (1865—1938) — российский политический, государственный и военный деятель. Адъютант великого князя Сергея Александровича (1891—1905), московский вице-губернатор (1905—1908), московский губернатор (1908—1913), товарищ министра внутренних дел и командующий Отдельным корпусом жандармов (1913—1915), командир 8-й Сибирской стрелковой дивизии, генерал-лейтенант (апрель 1917).

[15] Исторические сведения об это иконе см. в статье сотрудника Сергиево-Посадского музея-заповедника Т. В. Кузнецова. Интересный экспонат: икона-реликвия «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» http://www.museum-sp.ru/const_int_expon.html

[16] См. В. Ф. Джунковский. Воспоминания. М. 1997, стр.392-393

[17] Это состояние было следствием развивавшейся в высшем свете духовно-нравственной порочности, удаленности от Бога и русского благочестия. Показательно, что В. Ф, Джунковский, выдавая себя за «антираспутинца», пересказывает искусственно сфабрикованные «небылицы» о Распутине.

[18] РГАДА. Ф 1204. Оп.1, ед.хр.№ 18468, лист 5-6 об.
[19] Об этом событии протопресвитер Георгий Шавельский также пишет в своих Воспоминаниях: «Начавшиеся на Юго-западном фронте бои еще не определились по результатам. 

Утопающий хватается за соломинку, и набожный великий князь был очень утешен в эти дни сообщением, что около 20-го августа Государь повелел доставить в Ставку из Троицко-Сергиевской Лавры икону Явление Божией Матери преп. Сергию, написанную на доске от гробницы преп. Сергия и с 17 в. всегда сопровождавшую в походах наши войска. Этот образ сопровождал царя Алексея Михайловича, когда он воевал с Литвой; был при Петре Великом во время Полтавской битвы, при Александре I в кампании 1813-14 г.; сопровождал Имп. Александра II в 1855 г. при его поездке в Николаев, был при главной квартире армии в Русско-турецкую войну 1877-76 г. и при Ставке Главнокомандующего в Русско-японскую войну 1904-1906 г.

Мистически настроенный великий князь в этом повелении видел особенное знамение милости Божией, обещающее успех оружия и с нетерпением ждал прибытия иконы. Икону вывезли из Москвы 24 или 25 августа, но из-за той же тайны о месте нахождения Ставки она прибыла в Ставку лишь 30 или 31 августа. К сожалению, не помню, каким кружным путем она добиралась до Ставки.» Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954., http://militera.lib.ru/memo/russian/shavelsky_gi/08.html VIII. Первые победы и первые поражения.

[20] Датировано 2 сентября 2014 года за №18. Ставка Верховного Главнокомандующего

[21] РГАДА, фонд 1204, оп. 1, ед.хр. 18468, л. 8-8 об.

[22] РГАДА, фонд 1204, оп.1, ед.хр. 18468, л. 4

[23] А. А. Брусилов пишет Галицийской битве: «30 августа были мною получены сведения, что австрийцы у Равы-Русской сломлены и начали отступать. Они не были совершенно разбиты и не были отрезаны от своего пути отступления, но, во всяком случае, они быстро стали отходить. Это воскресило во мне надежду, что и враг, противостоящий мне, сочтет бесполезной дальнейшую борьбу со мной на Гродекской позиции.» Воспоминания. М. Воениздат 1963, От Проскурова до Львова. См. http://militera.lib.ru/memo/russian/brusilov/06.html

[24] Дневники императора Николая II. М. Орбита, 1991, с.483, Издание ЦГАОР СССР (ныне ГАРФ)

[25] Там же, с. 484

[26] https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая_мировая_война

[27] Государь вступил в это командование 23 августа 1915года.

[28] Это произошло после проведения Вильно-Молодечнской операции в начале сентября 1915года. В ходе успешных боев, русская армия отбросила германскую армию и началось отступление X Германской армии.Линия фронта стабилизировалась и немцы перешли к «окопной войне».

[29] Петр Мультатули. Император Николай II. Крестный путь. М. Фив. 2013, с. 55

[30] Цит. По П. Мультатули. Император Николай II. Путь. М. Фивы.2013, с. 87

[31] Дневник Государя Императора Николая Александровича за 1915 год. Запись от 31 декабря//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д.263. Л. 177

[32] То, что члены Царской семьи были не сразу убиты, а над ними издевались и искалывали штыками доказал известны военный историк П.И. Мультатулли в своем монументальном исследовании «Свидетельствуя о Христе до смерти». СПб. Сатис-Держава 2006

[33] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Творения.СПб, 1913, т.1Кн.4, гл.15. О почитании святых и их мощей с. 320

[34] Там же., с.318

[35] Там же., с.318

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3]Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5]Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.

Смотрите также: Дед Мороз, Снегурочка, новогодние представления, подарки, пиротехника, салюты, фейерверк
подробнее...

[6]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[7] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...