Попов Г.В. — Андрей Рублев

logo

Попов Г.В. — Андрей Рублев

Попов Г.В. — Андрей Рублев

На протяжении многих лет творчество Андрея Рублева предстает символом отечественной живописи, олицетворяя художественные вершины не только Древней Руси, но России вообще. Почитание его гения воплотилось в общерусской канонизации прославленного иконописца в 1988 году.

Память о Рублеве и как о художнике, и как об иноке никогда не угасала. Даже в XVII–XIX столетиях, в период увлечения новоевропейской культурой, его имя сохраняло популярность в старообрядческой среде. На рубеже XIX–XX веков, отмеченном интересом к собственному художественному наследию, не было ни одного известного собирателя русских древностей, который не считал бы, что располагает подлинной иконой «Рублева письма». Рублевская библиография насчитывает более полутысячи книг, статей, альбомов.

Галерея Андрей Рублев — Троицкий монастырь

id=»ngg-gallery-34c7140bec17c59853f0ac8c19c80f89-1″>

В осознании «подвига иконописания» великого художника ведущая роль, бесспорно, принадлежит реставраторам и историкам искусства, начиная с И. Э. Грабаря, первого ученого биографа великого мастера. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 годов явился отправной точкой для всех позднейших исследований.

Успехи в изучении наследия Андрея Рублева безусловны. И все же сведения о нем незначительны и отрывочны, а легенды так убедительно заманчивы, что зачастую в пылу желаний воссоздать его стройную биографию забывается главное — зыбкость множества позднейших сообщений и единичность бесспорных, прижизненно зафиксированных фактов.

Напомним, что сохранилось всего лишь два летописных известия о деятельности Андрея Рублева, восходящих к Троицкой летописи, созданной незадолго до смерти художника. Первое из них относится к работе в московском Кремле, в Благовещенском соборе, под руководством Феофана Грека в 1405 году. Второе — к совместной работе в кафедральном Успенском соборе Владимира в 1408 году. Остальные сведения о Рублеве, касающиеся позднейшего периода жизни художника, почерпнуты из житийных источников и воспоминаний, записанных преподобным Иосифом Волоцким около 1507 года.

Основатель и игумен Успенского монастыря на Волоке Иосиф был первым известным нам по документам почитателем и собирателем икон Андрея Рублева, а также его первым жизнеописателем.

Многое в жизни Андрея Рублева навсегда остается неизвестным. Но очевидны принципиальные факты: изначальное пребывание в московской культурно-художественной среде; «встреча» и последующее сотрудничество с Феофаном Греком. Нельзя исключать и возможность его поездки в Константинополь в качестве инока Симонова монастыря. Духовные ориентиры Андрея Рублева были определены пребыванием в окружении современников Сергея Радонежского из числа его ближайших учеников, будь то в Симонове, Троицком или в Спасо-Андрониковом монастырях (не исключено и его прямое общение с преподобным, умершим в 1392 году), а так же связями с метрополией в период пребывания на кафедре Киприана и Фотия.

Панорама Троице-Сергиева Лавра


Просмотреть увеличенную карту
«Отвещение» Иосифа Волоцкого тончайшим образом — и вне зависимости от биографических частностей — определяет главные черты в творческом и аскетическом облике Андрея Рублева: постоянное и последовательное устремление к достижению «божественной благодати», вознесение к «невещественному и божественному свету», снискание «божественной любви».

В альбоме 60 иллюстраций, из них 51 цветная.



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...