Поножовщина за партой: как предотвратить всплеск подростковой агрессии?

logo
Поножовщина за партой: как предотвратить всплеск подростковой агрессии?

В 2017 году в разных школах страны произошло 12 случаев нападений учеников в школах. Последний, 13-й по счету инцидент, произошел в январе 2018-го в Бурятии: подросток напал на одноклассников и учителя, попытался поджечь здание и покончить с собой. Мотивы преступления и обстоятельства происшествия выясняются. Не хочется думать, что вспышки агрессии в школах — это некая новая тенденция, и очень хочется верить, что такие вещи все же можно предвидеть и предотвращать. Что думают по этому поводу психологи, читайте в материале «СВ».

Все мы родом из детства

«Когда я учился в школе, то часто таскал с собой перочинный ножичек. Мы с одноклассниками выходили во двор и соревновались в метании. Мыслей о том, что им можно причинить кому-то вред не возникало ни у кого», — вспоминает психолог Алексей Макаров из реабилитационного центра в Реммаше.

Да, в моем детстве было точно так же, но если бы сейчас кто-то из одноклассников моего сына принес в школу нож, я бы испугалась: сообщения о нападениях в школах поступают примерно раз в месяц. Психолог Алексей Макаров работает в том числе и с подростками с так называемым «девиантным поведением» (проще говоря, с хулиганами). Кому как не ему знать о пугающих механизмах, которые время от времени включаются в детских головах? На вопрос, откуда берется детская агрессия, психолог отвечает просто: из детства.

«В основе проблемы лежит поведение наших самых близких людей — родителей, бабушек, дедушек. Они закладывают в нас все модели поведения, в том числе, как проявлять негатив. Например, если ребенка часто наказывают физически, то он, скорее всего, вырастет драчуном. Сами того не желая, взрослые демонстрируют, что насилие – это нормально».

Кстати, именно родители устанавливают границы — что можно, а что нельзя делать. И если они четкие и понятные, в будущем у ребенка проблем с поведением возникнуть не должно. Подростки с «размытыми границами» это самые частые посетители кабинета Алексея Макарова, причем хулиганство и непослушание — самые безобидные последствия вседозволенности. К схожему эффекту нередко приводят и жесткие границы — подростку хочется их сломать, а на освободившемся месте установить новые правила и порядки. Уже свои.

Добавьте к этому влияние различных субкультур, которые разрастаются со скоростью плесени. В 12-14 лет подростки испытывают так называемый кризис самоопределения, испытывают окружающий мир на прочность. Вот тут-то их и захватывают в свои сети всякие «Синие киты»…

Кстати, на днях глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что последние нападения (в Перми, Челябинской области и в Бурятии) напрямую связаны с сайтами, посвященными колумбайнерам – последователям учеников школы «Колумбайн», расстрелявших других учащихся в 1999 году.

Неконтролируемый «взрыв»

 «Подростком быть вообще очень сложно. Помню, было ощущение избытка эмоций, при этом было однозначно мало лично моих прав и свобод, зато амбиций – через край. Требования были как к взрослой, а внутри я ощущала себя ребенком. А еще я очень боялась будущего. Так что же творится с теперешними детьми, с их загруженностью и соблазнами?», — размышляет одна моя подруга, воспитывающая дочь-подростка.

В процессе написания статьи я опрашивала многих знакомых. Примерно одни и те же воспоминания. С этим суждением соглашается и психолог Алексей Макаров.

«ЕГЭ, давление педагогов, сверстников и даже родителей – все это перегревает мозг ребенка, заставляя его ощущать агрессию. Еще один момент: негатив, который источает информационное поле. Заметьте, из десятка новостей только одну можно назвать положительной — например, в зоопарке коала обзавелась потомством. Все остальное – катастрофы, преступления и прочий кошмар, о котором им знать-то не нужно. Отдельная и тяжелая тема – интернет. И какую же картину мира мы формируем у наших детей?», — говорит он.

С Алексеем невозможно не согласиться. Изучая истории нападений в российских школах, которые произошли в 2017-2018 годах, складывается однозначное впечатление: в большинстве случаев дети как будто бы мстили не только окружению, а всему миру. Очень похоже на то, как сражается за свою жизнь загнанный в западню зверь.  Впрочем, это лично мое мнение, сформированное на информации из разных интернет-статей.

Еще один талантливый психолог Людмила Петрановская как-то сказала, на мой взгляд, очень правильную вещь:

 «Стресс убивает обучаемость! Так устроен организм: только в спокойном состоянии в человеке возникает творческая и поисковая активность. Развитие всегда начинается из точки покоя, и это должно быть непреложным правилом, связанным для нас с жизнью детей. А у нас ребенок постоянно должен быть перед кем-то виноват, постоянно должен стараться избежать последствий, постоянно должен что-то успевать и чему-то соответствовать — это считается нормальным и благополучным детством».

Подписываюсь под каждым словом.

Предотвратить и обезвредить

Некоторые несчастья невозможно предугадать. Помните ту притчу про очень сильного верблюда, которого переломила соломинка? Человеческая психика работает примерно по такому же принципу. Мысли, впечатления, эмоции, действия окружающих – все это копится, наслаивается, бурлит. В конечном счете что-то детонирует и происходит «взрыв» — неконтролируемая агрессия и страшные поступки. Громыхнуть может кто угодно, когда угодно. Аргумент «с моим ребенком этого не произойдет, я же хорошая мать/отец» выглядит ненадежным.

Психолог Алексей Макаров уверен, что «детонацию» все же можно предотвратить, вопрос лишь в том, насколько внимательны родители к своему чаду.

«Подростки – народ хорошо читаемый. Родителям стоит обратить внимание на поведения ребенка если:

  • конфликтные ситуации с одноклассниками или преподавателями стали частыми;
  • если он стал замкнутым или необщительным.

В этом случае советую начать работу с классного руководителя. Как правило, педагог в курсе, как взаимодействуют школьники: кто с кем дружит или конфликтует. Следующий шаг – работа со школьным психологом. Этого не следует бояться: мы ведь идем к стоматологу, когда болит зуб», — призывает Алексей Макаров.

Последнее замечание специалиста особенно ценно. Психологи полезны не только на уроках профориентации, они обучены настраивать на верный лад струны детских душ, объяснять маленьким людям, что с ними происходит. Даже мы, взрослые, закаленные разными ситуациями люди, не всегда можем справиться с чувствами или эмоциями, а что уж говорить про подростка? Помимо этого, только психолог способен отличить переходный возраст от чего-то более серьезного, но это уже другая тема и другой разговор. И самый последний совет от Алексея Макарова:

«Будьте для своего ребенка надежной опорой, любите его, принимайте его таким, какой он есть. Это минимизирует стрессы. Подростковый период рано или поздно проходит».

 

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Муниципальное образование сельское поселение Реммаш расположено на северо-востоке на территории бывших Ереминской и Рогачевской волостей Александровского уезда, по сторонам старинной дороги из Сергиевского Посада в Федорцово и далее на Калязин. Московской области и входит в состав Сергиево-Посадского муниципального района. Занимаемая площадь равна 2150 га. В состав поселения входят 3 населенных пункта: поселок Реммаш, село Иудино и деревня Мехово. подробнее...