Летом и осенью 1932 года в Советском Союзе бурно отмечалось 40-летие литературной деятельности Максима Горького. Великий пролетарский писатель в то время жил в итальянском Сорренто, но в его скором и окончательном возвращении на родину сомнений уже не оставалось.
«Максим Горький хорошо знает и помнит бывший Сергиев с его бывш. лаврой, но не знает его как Загорск», — говорилось в передовице, опубликованной в газете «Вперёд» в сентябре 1932 года.
Подписи под статьёй нет, но написана она на местном материале.
Автор выражал осторожную надежду, что «Алексей Максимович когда-нибудь вспомнит своё обещание побывать в Загорске, чтобы посмотреть, во что обратили мы бывшую цитадель православия и мракобесия – один из оплотов старой самодержавной России. Мы должны будем тогда показать ему, что сделано нами в деле превращения Сергиева в советский Загорск».
Далее следовал патетический обзор «трудов и дней» местных большевиков: «На месте бывшей Вифании широко раскинулись предприятия птицекомбината. На месте бывшего скита и Черниговской – трудовая колония с производственными мастерскими!».
Из газеты мы узнаём и о самих торжествах, запланированных к проведению в нашем городе. 28 сентября в Доме учителя должен был состояться вечер, посвящённый М. Горькому. Трикотажная фабрика организовала «Вечер ударника», также посвящённый юбилею. Сотрудники газеты внесли 30 рублей на строительство агитсамолета «Максим Горький» и «вызвали на соревнование» по этому поводу местных коммунистов и беспартийных.
Агитсамолёт «Максим Горький»
Алексей Максимович, действительно, хорошо знал о существовании Сергиева – Загорска, и в нашем городе у него даже были знакомые. Известно, что Горький переписывался с жившими здесь писателями Михаилом Пришвиным, Сергеем Григорьевым и Валерием Пешковым, а также с местным журналистом Павлом Коняхиным.
Среди произведений, написанных Горьким в 1932 году, был и посвящённый нашему городу очерк «Красный Нюрнберг» (в то время немецкий Нюрнберг был известен главным образом как крупный центр производства игрушек). В нём рассматривалась история и перспективы развития традиционного игрушечного промысла, который в начале 1930-х считался одним из перспективных источников получения валюты.
Очерк был опубликован единственный раз и впоследствии не вошёл в полное собрание сочинений писателя. Как несложно догадаться, причина кроется в коренном изменении международной обстановки: после того, как в Германии пришли к власти нацисты, Нюрнберг стал ассоциироваться главным образом с их ежегодными партсъездами. В результате очерк был «разобран на атомы» и использован Горьким при создании иных публицистических материалов на темы народных промыслов.
Александр Рдултовский, зав. краеведческим отделом библиотеки им. В. Розанова
Эти и другие материалы об истории Сергиева Посада читайте в нашем ежемесячном приложении «Вестник краеведа». Его восьмой выпуск вышел в свет 26 августа.
Источник: Сергиевские ведомости