«Полн сый любве полн бысть и богословия». Братия Троицкой обители почтила память Апостола Любви

logo

Богопознание — это любовь обращенного к Богу человека. Нам кажется абсурдным утверждение, что любить Бога, которого никогда не узнаем, — возможно. Ведь даже в вечности мы только приблизимся к Нему, но не узнаем Его в совершенстве. Учение о богопознании лишь может подтолкнуть нас на мысль о том, что мы знаем Бога только в той мере, в которой любим Его.

«Полн сый любве полн бысть и богословия». Братия Троицкой обители почтила память Апостола Любви

Бог непознаваем. Его Абсолютная трансцендентность вытекает из Его личного характера. В сущности, даже человеческую личность нельзя понять до конца: по словам святого Григория Богослова, «нам даже едва ли возможно и точное познание твари».

Иоанн Богослов знал Иисуса Христа. И знал намного больше о нем, нежели прочие. И больше любого из учеников его любил Сам Христос. Своими творениями, жизнью и учением Иоанн доказал значимость главного аспекта в науке о богопознании, в богословии: мы знаем Бога только в той мере, в которой любим Его. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин 4:16)

21 мая 2020 г. Церковь празднует день памяти любимого ученика Христа — апостола Иоанна Богослова, «Апостола Любви». В этот день братия Троицкой обители совершила Божественную литургию в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

«Полн сый любве полн бысть и богословия». Братия Троицкой обители почтила память Апостола Любви

Мы знаем об апостоле сравнительно немного. Его жизненный путь можно проследить из написанного им Евангелия, а также у других евангелистов. Больше всего информации о нем можно найти в древних апокрифах и творениях мужей апостольских, многие из которых были учениками Иоанна. Главная мысль, которая прослеживается во всех источниках, — Христос любил Иоанна больше других учеников. 

Апостол возлежал у Него на груди во время Тайной вечери. Блаженный Августин приписывает этому эпизоду глубокое символическое значение и видит в нем выражение особой духовной связи между Христом и Иоанном: по его словам, Христос является источником истины, а евангелист — ручьем. 

Простой рыбак Иоанн — несравненный Богослов только по одной причине: он оставил все и полюбил Христа. Говоря об Иоанне, невозможно не упомянуть об учении о богопознании, которое основывается на жизни апостола Любви. 

Так о богопознании Говорил Святитель Макарий (Невский): «Позна­ние Бога, приобретаемое путем научных исследований, не может быть совершенным и вполне полезным, если к этому не присоединится познание Бога через жизнь, посредством деятельной любви. Познание Бога из книг хотя бы то самых именитых богословов настолько ниже богопознания через Божественную любовь, насколько вообще для познания слово ниже дела, насколько орган зрения выше слуха».

Полноценное учение о Богопознании выработалось в IV веке по Рождестве Христовом в процессе полемических споров с арианами и евномианами. Первые признавали тварность Бога-Слова и считали его просто человеком, которого, соответственно, можно познать как человека, вторые — считали что человеческий разум может познать Бога. 

Еретическому учению евномиан и ариан отцы-каппадокийцы: св.Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов противопоставили свое апофатическое, отрицательное (от греч. άπόφασις – отрицание) богословие. Они сформулировали свою теорию так: “Бог абсолютно непознаваем в Своей сущности”.

Святой Григорий Нисский утверждал, что богопознание невозможно без четкого осознания, что Бог превыше всего, что Он абсолютно трансцендентен, непознаваем, непостижим. «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18), и истинное знание как раз и проявляется в осознании этой невозможности.

“Ум же, простираясь далее, с большею и совершеннейшею всегда внимательностью углубляясь в уразумение истинно постижимого, чем паче приближается к созерцанию, тем более усматривает несозерцаемость Божественного естества… Ибо в этом истинное познание искомого: в том и познание наше, что не знаем, потому что искомое выше всякого познания, как бы неким мраком объято отовсюду непостижимостью”.

Любовь апостола Иоанна к Богу возрастала с каждым днём его жизни. Древние апокрифы говорят о том, что Апостол удостоился боговедения настолько, что подобно пророкам Илии и Еноху был живым взят на небо.

Апостол дожил до глубокой старости и в последние годы мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Его приносили в храм на носилках. Будучи уже не в состоянии ходить, проповедовать, и даже внятно говорить, он повторял только одну фразу: «Деточки, любите друг друга». 

Не каждому из нас возможно уразуметь тайну божества. Нужно стремиться к Богу и одновременно с этим опасаться познать Его в совершенстве. Потому что, как говорит Ориген, даже умные твари пали, потому что им наскучило созерцание непосредственной сущности Бога. Они увидели все сразу и быстро пресытились увиденным. Так, в любви между мужчиной и женщиной полная удовлетворенность приводит к умиранию чувства. 

«Истинное содержание любви – в постоянном ожидании большего».

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...