«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
„Покаяться» значит то же, что „охаять себя», осудить, произвести над собою строгий суд и признать свою жизнь дурною. Обычно мы всегда бываем довольны собою. Как бы мы скверно ни жили, мы не сознаем этого, не мучаемся этим. Мы часто возмущаемся порядками, устройством жизни, негодуем на людей, но себя ни в чем не виним, оставляем в сторон. Это неправильно. Нам не дано быть судьею других. „Не судите, да несудимы будете». Всем нам Судья — Господь. Наше дело — знать прежде всего себя; думать не о том, что и как делают другие, а как следует жить нам самим. Жизнь —не постоялый двор, гдe все приходят, требуют ce6е удобства, грязнят и мусорят, а убирать за собою оставляют другим. Жизнь — заброшенная усадьба, запущенное Божье поместье, куда общий Хозяин — Господь посылает нас на работу.
В нашем углу много непорядков, в жизни
много невзгод и неурядиц, — посмотрим на себя, проверим, — то ли мы делаем, что следует, так ли работаем, как повелел Хозяин? На что мы употребили данный нам Богом силы? Жизнь, как река, которая тянется тысячи верст. По берегам ея много сел, городов, фабрик и заводов. Bce они грязнят и отравляют воду, и река, что далее течет, то все становится мутнее. Но время от времени в разных местах являются люди, которые словно плотиной перегораживают реку жизни, задерживают ея мутныя воды, фильтруют их, пропускаюсь, как сквозь очистительный прибор, сквозь свое чистое, светлое сердце, и воды жизни текут далee светлее и чище. Что сделали мы за годы нашей жизни, замутили или очистили те струи, что текли мимо нас? С какой душой подходим мы к жизни? Какой посудой черпаем воды ея? Самыя чистыя струи можно замутить грязной посудой. И жизнь наша плоха прежде всего потому, что сами мы плохи. На земле возможна и даже обязательна совсем иная жизнь, чем та, какую мы ведем, но для этого необходимо, чтобы мы стали иными, чтобы мы поняли, что теперь мы живем грубо, безбожно, безчеловечно; чтобы мы почувствовали, наконец, что в той жизни, где миллионы людей тысячи лет дышали неправдой, насилием и распутством, нельзя не задохнуться. Необходимо, чтобы нам противна стала вся мерзость нашей обычной жизни, чтобы нас из нашей духоты неудержимо потянуло на Божий простор. Необходимо, чтобы мы переменили наши мысли, чувства, дела; чтобы мы на все смотрели и все делали по-новому, no-Божьи, по учению Христову. Бочку, которую долгое время держали под гнилой водой или старым разсолом, необходимо выпарить, прежде чем пустить под чистую, свежую воду. Необходимо выпарить и из людей старый звериный дух грубости, насилия и себялюбия, языческий дух распутства. Новая Божья жизнь возможна на земле, но для этого надо, чтобы мы сами стали новыми, Божьими людьми. Надо покаяться. „Покайтесь, — говорил Спаситель,— ибо приблизилось Царство Божие» (Mф. IV, 17). „Если не покаетеся, не можете войти в Царство Божие» (Иоан. III, 5).
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...
Память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского
Мысли на каждый день года. 13 февраля
Мысли на каждый день года. 27 января
Единственный в России храм в честь преподобного Макария Египетского находится в Санкт-Петербурге
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого