Напоминание об Андрее
Андрей Рублёв — это, пожалуй, самый знаменитый иконописец православного мира. Его произведения признаны шедеврами, о нём снимались фильмы, Русская православная церковь причислила его к лику святых. А что это был за человек на самом деле и сохранились ли его живописные работы в Троице-Сергиевой лавре — об этом нам рассказала сотрудница Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Татьяна Кузнецова.
Первые упоминания
Исторических сведений об этом человеке сохранилось очень мало, однако доподлинно известно, что довольно продолжительный период времени он провёл в Троице-Сергиевом монастыре и что здесь было создано его самое знаменитое произведение — икона Святой Троицы.
Нам уже вряд ли дано узнать, как в действительности жил этот человек — уж слишком давно это было. Монахи, вообще, народ, не слишком афиширующий свою жизнь, а Андрей Рублёв был монахом, причём очень стойким в своей вере. Известен факт, что на протяжении многих лет он сохранял религиозный обет молчания. Это был не просто отказ от суетных разговоров, а самая настоящая духовная практика, именуемая в православии исихазмом. По мнению искусствоведов, она во многом повлияла на формирование его художественного гения.
"Первое упоминание об Андрее Рублёве в летописях датировано 1405 годом, — рассказывает Татьяна Кузнецова. — Тогда он в составе иконописной артели расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле. На тот момент ему было уже не менее сорока — возраст по тем временам солидный, с учётом того, что средняя продолжительность жизни в начале XV века не превышала и четверти столетия".
Сотрудница музея раскрыла тайну имени великого мастера. Андреем он назвался, когда принял монашеский постриг, — прежнее его имя неизвестно. А вот Рублёв — это не фамилия. Тогда вообще фамилий на Руси не было. Рублёв — это прозвище, и связано оно не с рублём, как думают некоторые, а со специальным инструментом для выделки кож под названием рубель. Скорее всего, иконописец происходил из среды ремесленников.
Святая Троица
Вершиной творчества Андрея Рублёва является икона "Троица". Она написана для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря в начале XV века. До конца 1920-х годов, то есть более пяти столетий, одна из самых известных русских икон находилась в нашем городе. Именно здесь она была отреставрирована. До 1920 года "Троица" пребывала в иконостасе храма, а потом была перемещена в городской музей. Она могла бы стать главным украшением музейной экспозиции и визитной карточкой всего Сергиева Посада, но, к сожалению, судьба распорядилась по-иному.
В начале 1929 года между Сергиевским историко-художественным музеем и Третьяковской галереей был заключён договор о передаче на время проведения выставки в Москве пяти старинных икон, среди которых значилась и рублёвская "Троица". 29 июня того же года реликвия покинула наш город.
Во время приёма-передачи музейных экспонатов был составлен акт, в котором срок возвращения иконы не указали — это и послужило формальным поводом для того, чтобы не отдавать шедевр обратно.
"Правда, главный храм Лавры без "Троицы" не остался, — замечает Татьяна Кузнецова. — Ещё в XVI столетии по приказу Бориса Годунова была сделана точная копия рублёвской иконы. Считается, что освящённая копия-список полностью может заменить икону древнего письма".
Причина изготовления дубликата оказалась вполне банальной — тщеславие. Царь Борис Годунов захотел украсить "Троицу" богатым окладом из золота и серебра, да вот незадача — на тот момент на ней уже было золотое убранство, подаренное Иваном Грозным. Чтобы освободить место для своего дара, Годунов приказал написать точно такую же икону и перевесить на неё прежний оклад. Сегодня тот список вместе с ещё одной, более поздней, копией этой же иконы размещаются в иконостасе Троицкого собора Лавры, а оба оклада, вернее то, что от них осталось, хранятся в ризнице Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника.
Наследие мастера
Несмотря на то что самой рублёвской "Троицы" в нашем городе уже давно нет, в Троице-Сергиевой лавре сохранилось немало святых образов, принадлежащих кисти великого живописца. Три из пяти рядов уникального иконостаса Троицкого собора были написаны артелью Андрея Рублёва.
"Кроме этого, в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника хранятся самые первые царские врата этого храма, — напоминает Татьяна Кузнецова. — Эти элементы считаются центральными в убранстве иконостаса, и их оформлением всегда занимались ведущие мастера. Так что с большой долей вероятности можно утверждать, что эти иконы были написаны Андреем Рублёвым".
Кстати, великий иконописец был поистине универсальным художником. Он писал не только иконы, но и был мастером монументальной живописи и книжной миниатюры. Во время строительства Троицкого собора он вместе со своими помощниками расписал внутреннее убранство храма, однако эта роспись, к сожалению, не сохранилась. А вот его иллюстрации для рукописных книг сберечь удалось.
В частности, в Российской государственной библиотеке хранится бесценная рукопись "Евангелие Хитрово", которая почти три столетия была собственностью Троице-Сергиевой лавры.
Эту уникальную книгу ЮНЕСКО включило в реестр наиболее значимых памятников документального наследия. В оформлении этого издания в конце XIV века принимал участие Андрей Рублёв.
Алексей Мичков
Фото Алексея Севастьянова
Источник: Газета Вперёд