Память святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси

logo
 Память святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси
 

Святитель Макарий Московский.

Икона написана к общероссийскому прославлению святого в 1988 году. 

Русская Земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов святых подвижников, угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью. Русская Церковь прославляет страстотерпцев, благоверных государей, дивных святителей, великих чудотворцев, преподобных и равноангельных постников, святых жен, всех угодников Божиих, просиявших добродетелями, неусыпными трудами и молитвами. При своей жизни они явились солью (ср.: Мф., 5, 13) Земли Русской, подвигами их она «осолялась» и укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве. Это светильники Земли Русской, возжегшиеся на церковном небосводе. «Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе богоподобие и тем явили всем Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию». Взиранием на них еще при жизни, а после их блаженной кончины пред их иконами и святыми мощами возгревалась и укреплялась православная вера наших соотечественников. В чтении их житий совершалось духовное воспитание и возрастание русского народа. «Открывая нам глубины человеческого сердца, жития святых так же ясно открывают пред нами и полноту Божественной благости, которая приходит на помощь заблудшему, отыскивает потерянного». 
В год празднования 1000-летия Крещения Руси на Поместном Соборе Русской Церкви был прославлен целый сонм святых Божиих угодников, деятельность которых охватывает по времени около шести веков церковной истории. Среди них особо стоит Глава Русской Церкви XVI века святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Это был собиратель духовных ценностей, просветитель, государственный деятель, подвижник, молитвенник, великий почитатель русских святых. 
Всероссийский Митрополит Макарий родился в 1482 году в Москве в семье благочестивых родителей Леонтия и его супруги, впоследствии принявшей постриг с именем Евфросинии (известно только ее иноческое имя). При Святом Крещении он был наречен Михаилом, в честь Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, являлся преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; память 9/22 сентября). Из поминального Синодика Успенского собора узнаем, что в роду святителя Макария было немало лиц монашеского и духовного звания: «Инокиня Наталия, инок Акакий… инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий… инок Селиван… инок Макарий». Отец Святителя, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из женских монастырей. Тогда и юный Михаил решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского (†1477; память 1/14 мая).
Эта обитель была известна подвижнической жизнью своих иноков, являясь рассадником благочестия и духовного просвещения. Здесь первоначально подвизались великие угодники Русской Церкви: преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) и Левкий Волоколамский (†XVI в.; пам. 17 июля), Даниил Переяславский (†1540; память 7 апр.) и Давид Серпуховской (†1520; пам. 18 октября). При постриге будущий Святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского (†391; память 19 янв.). В обители он неленостно проходит школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, постигает книжную премудрость и мастерство написания святых икон. Соборный храм Боровской обители Рождества Пресвятой Богородицы был расписан знаменитым иконописцем Древней Руси Дионисием, в нем имелись также иконы преподобного Андрея Рублева (†XV в.; память 4 июля). Усвоение иконописного наследия этих великих мастеров древности способствует формированию художественного мастерства инока Макария. 
О его трудах и подвигах свидетельствует один современник, что он, «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив». Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей сосуд смирения и добродетели на более высокую ступень церковного послушания. Так, 15 февраля 1523 года, в заговенье на Великий пост, инок Макарий был поставлен Митрополитом Даниилом (1522-1539; † 1547) в архимандриты Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, основанного преподобным Ферапонтом Можайским (†1426; память 27 мая). Так началось самостоятельное служение в Церкви ее будущего Первоиерарха. 
Будучи архимандритом обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей прежде почившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя преподобного Макария Египетского. Как настоятель обители он совершает монашеские постриги иноков. Некоторые из них позднее трудились в его митрополичьем окружении. Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 
4 марта 1526 года архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. Хиротония Святителя состоялась в день памяти преподобного Герасима, «иже на Иордане», в Успенском соборе Московского Кремля; а 29 июля того же года, в день памяти святого мученика Каллиника, он вступил на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит при этом: «Сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новогороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем легче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть». 
На новом высоком поприще Владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылает туда священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища, искоренять языческие обряды и всё кропить святой водой. Святительская грамота с этими указаниями, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского; †1866), есть поистине «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от Святителя преподобный Трифон Печенгский (†1583; пам. 15 дек.).
В 1528 году, на второй год своего архиерейского служения, святитель Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 года, принимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Собрав настоятелей, он «нача их учити, яко от Живоначальныя Троицы, от вышняя Премудрости научением, еже им устрояти общее житие». С этого времени игумены, восприняв добрый совет боголюбивого архиепископа, стали вводить в своих монастырях общежительный устав, начали ставить каменные или деревянные церкви и вводить общие трапезы. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков. 
Большую заботу проявил Святитель о создании и украшении храмов в своей епархии, и, прежде всего, в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор, над входом в который по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и Святой Софии, Премудрости Божией, «на поклонение всем православным христианам». Владычные мастера устанавливают в соборе амвон, изготавливают новые Царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается во владычной мастерской церковная утварь и сосуды. 
Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навыки иконописания, Святитель, как о том говорится в летописи под 1529 годом, «поновляет» великую святыню Новгородской земли икону Богоматери «Знамение», которая к тому времени сильно обветшала. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне города, где ей традиционно поклонялись благочестивые новгородцы. 
Являясь пастырем чад церковных, святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым и великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского (†1192; память 6 нояб.). Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, деятельный архипастырь созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются. Своей многотрудной деятельностью архиепископ Макарий снискал великую любовь у пасомых чад. 
В 1542 году по повелению святителя Макария на владычном дворе строится храм святителя Николая, которого архиепископ особо чтил как покровителя путешествующих. Он сам неоднократно совершал архипастырские поездки как по своей епархии, так и за её пределы: например, в 1539 году ездил в Москву, где возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского Митрополита святителя Иоасафа (1539-1542; †1555; пам. 27 июля), избранного из настоятелей Троице-Сергиева монастыря
По благословению Святителя в Новгороде пишутся жития и службы русским святым. Иеромонах Илия из домовой владычной церкви написал Житие мученика Георгия Болгарского (†1515; пам. 26 мая). Также он составил канон и службу преподобному Михаилу Клопскому (†ок. 1456; пам. 11 янв.), Житие которого было написано Василием Михайловичем Тучковым, прибывшим в 1537 году в Новгород из Москвы по государеву делу. В этом Житии отмечается: «В то бо время престол тогда украшающу Премудрости Божиа воистину блаженьства тезоименитому архиепископу Макарию, иже многиа его ради добродетели во всей России слава о нем прихожаше». Владыка Макарий обратился к Тучкову со словами: «Тайну цареву, чадо, храни, а дела Божия ясно напиши (ср.: Тов. 12, 7) и распространи Житие и чудеса преподобнаго и блаженнаго Михаила, нарицаемаго Саллоса, жившего блаженную жизнь у Живоначалной Троицы на Клопкы». Созданные по благословению архиепископа Жития явились назидательным чтением для благочестивых новгородцев. 
В период архипастырства Святителя по его благословению в Великом Новгороде составляется новый летописный свод. На страницах этого труда подробно освещена многотрудная деятельность подвижника-архипастыря. Одновременно племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен Святителем в Великие Четьи Минеи. Позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 году новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет. Архиепископ Макарий обладал особым даром: он чтил, продолжал и развивал местные традиции, умело собирая и организуя для этого даровитых людей. 
В 1542 году в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового Митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского Владыку. «По благодати Святаго Духа избранием святительскым и изволением великаго князя Ивана Василиевича всея Руси наречен на Митрополию Макарий, архиепископ Великого Новаграда и Пскова; марта 16, в четверток 4 недели святаго поста, възведен на двор митрополичь, а поставлен на высокый престол Первосвятительства великиа Росиа на Митрополию того же месяца марта 19, в неделю 4 святаго поста», читаем мы в Никоновской летописи. Ко времени избрания святителя Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. 
В XVI веке Россия являлась единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 году в Москве, центре Православия, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Константинополе, и совершилось Митрополитом, а не Патриархом. Теперь православные всего мира с надеждой и упованием взирали на единственного в мире православного царя. 
Незадолго перед казанским походом царь, озабоченный возникшим в новооснованном городе Свияжске бедствием, обращается к Митрополиту с вопросом, как помочь случившейся беде. На это святой старец с дерзновением отвечает: «Да принесутца мощи всех святых в церковь соборную, да совершица над ними служба и святится с них вода, да пошлетца тобою, государем, нашим смирением хто от священник на Свиягу к Пречистей честнаго Ея Рождества и церквам, да такоже молебные службы совершатся и святят воды съвокупят въедино, да святят город крестным обхождением и водами святыми, и всех людей оградят крестом и водою кропят, да негли Христос за молитвы святых Его утолит праведный Свой гнев, да и к живущим в град послати поучение, в чем якоже человецы согрешиша, да поне мало предстанут от злоб своих». После молебна Митрополит Макарий написал учительное послание во Свияжский град. В нем он побуждает жителей ревностно исполнять христианские традиции, памятуя страх Божий и избегая греховных поступков. Освященная на молебне вода вместе с посланием была послана в 1552 году в Свияжск, где болезни и нестроения в гарнизоне русского воинства молитвенным предстательством святителя Макария вскоре стали прекращаться. 
В 1552 году Митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление на врагов. Позднее в память об этом событии в Москве был построен собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. В нем был устроен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. Сюда, на Красную площадь, в воспоминание Евангельского события Святитель совершал торжественное шествие «на осляти» в праздник Вербного Воскресения. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя архиепископа Гурия (†1563; пам. 5 декабря). 
В период пребывания на Митрополии Святитель занимается вопросами церковной практики, дисциплины, ли тургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, церковного пения и многими другими. Мудрый иерарх решает все вопросы, представляя их на соборное обсуждение. Середина XVI века это время интенсивной соборной жизни Русской Церкви, это время больших церковно-просветительских начинаний, это эпоха Митрополита Макария.
В 1547 и 1549 годах Святитель созывает в Москве Соборы, которые справедливо называются Макарьевскими. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого канонизация святых осуществлялась на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий же, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, подъял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех ново канонизованных и вообще всех русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. 
На Макарьевских Соборах были канонизованы: первый автокефальный Митрополит Иона, Новгородские иерархии Иоанн, Иона, Евфимий, Никита, Нифонт; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; столпы монашества преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и другие. Хронология этих имен охватывает почти весь период христианства на Руси к тому времени, их литургическое прославление показывает многообразие их спасительных подвигов. К их молитвенному предстательству с усердием обращались русские люди. В предисловии к Житию преподобного Саввы Крыпецкого (†1495; пам. 28 августа) отмечается высокий смысл прославления русских святых на Макарьевских Соборах: «И от сего времени церкви Божия не вдовствуют памятьми святых во всей Русской земли, якоже некое светило сияет на свещнице Русския земли Православием и верою правою, и учением божественных Апостол писании во всей вселенней, якож вторый Великий Рим и Царствующий град, тамо бо вера православная испрока зися махметовою прелестию от безбожных турок, зде же в Рустей земли паче просия святых Отец наших учением». 
Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Всем этим занимается Первосвятитель Макарий славы ради Божией и Его святых угодников, которых «Господь Бог прославил многими чудесы и различными знаменми». Историк Е. Е. Голубинский пишет, что в 20 летнее правление Митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во всё предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше». 
В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу созванный Митрополитом Макарием Стоглавый Собор. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы Русской Митрополии посылались наказные грамоты, которые были положены затем в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории наименование Стоглавого, так как его материалы изложены в ста главах.
Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 года была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого, которые отрицали Божество Христа Спасителя; еретики не почитали святых икон и отвергали церковные Таинства. 
Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 декабря). Но если архиепископ Геннадий собрал воедино лишь Библейские книги, то Владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в Великом Новгороде в 1529 году. Плоды этих начинаний получили в истории именование Великих Макарьевских Четьих Миней. Их первая редакция была вложена в Новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая, в 1552 году, дана вкладом в Кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый Русский царь. В Минеях были собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патристическое наследие Русской Церкви. 
Митрополит Макарий руководит работой не только редакторов-переписчиков, но и авторов духовных сочинений. Так, он благословляет протопопу из кремлевского храма Спаса на Бору Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице. По инициативе Святителя был создан первый систематический труд по русской истории «Книга степенная царского родословия», над составлением которой трудился царский духовник, протопоп Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий Митрополит (1564-1566), преемник и продолжатель трудов Иерарха-просветителя. Особо близок, очевидно, к Митрополиту Макарию был плодовитый писатель Древней Руси иерей Василий, в иночестве Варлаам, прославлявший своими гимнографическими и агиографическими трудами псковских святых. 
При Митрополите Макарии в Русском государстве впервые начинается печатание книг клириком церкви святителя Николы Гостунского в Кремле диаконом Иоанном Федоровым. В послесловии Апостола 1564 года, вышедшего уже после кончины Святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 года говорится, что они также напечатаны «благословением Преосвященного Макария Митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, но по ним ещё и учились грамоте. Всё это позволяет говорить, что существовала, очевидно, целая программа издания учебно-церковной литературы. В связи с этим мы вправе называть Митрополита Макария не только просветителем, но и покровителем печатного, книжного дела на Руси. 
Святитель Макарий не только прославлял русских святых, но и в своей повседневной деятельности постоянно общался с благочестивыми мужами, которые позднее были канонизированы Русской Церковью. По его благословению была основана обитель преподобным Адрианом Пошехонским (†1550; пам. 5 марта), которого Митрополит сам рукоположил и дал ему грамоту на возведение церкви Успения Богоматери. 
Современником святителя Макария был удивительный святой, которого москвичи называли нагоходцем, Василий Блаженный (†1557; пам. 2 августа). Он неоднократно молился на службах в Успенском соборе, совершаемых Митрополитом. Знаменательно его обличение царя, когда после Божественной Литургии в многолюдном храме Блаженный удивил самодержца, помышлявшего во время службы о построении себе нового дворца, заметив, что «за Литургией никого не было, но токмо трое: первый Митрополит, вторая благоверная царица и третий он, грешный Василий». Позднее Святитель сам лично отпевал и погребал Блаженного. «Преосвященный Макарий Митрополит со священным собором псалмы и песни надгробные певше над мощами святого, погребоша его честно», читаем в Житии святого Василия. 
3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (†1563; пам. 4 октября). Другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (†XVI в.; пам. 19 янв.), он поставил в игумены основанного им монастыря. 
Особо следует остановиться на взаимоотношениях Митрополита с великим русским подвижником XVI века преподобным Александром Свирским (†1533; пам. 30 авг.). Преподобный Александр, которого Сам Господь почтил Тройческим снисхождением посещением, был знаком Митрополиту, чтившему его труды и подвиги еще с новгородского периода. Перед своей кончиной преподобный Александр обратился к святителю Макарию с просьбой позаботиться об основанном им монастыре и братии. Через 12 лет по преставлении Преподобного Митрополит повелевает свирскому игумену Иродиону написать его Житие, а еще через 2 года (то есть всего через 14 лет после кончины), на Соборе 1547 года, происходит канонизация Святого. Преподобный Александр, таким образом, принадлежал одновременно и к числу тех, кого канонизовал святитель Макарий, и к числу тех, с кем он молитвенно общался в своей жизни. В Покровском соборе на Красной площади (храм Василия Блаженного) в 1560 году святителем Макарием был освящен придел в честь преподобного Александра Свирского. С именами этих двух святых Святителя и Преподобного связано одно малоизвестное повествование игумена Иродиона. Он писал: «Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродио ну в келлии своей во обычном своем правиле, и во молитве моей воздремавшуся возлегох на одре моем препочину ти, и уснух: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ. Аз же воспрянух, преклонихся ко оконцу, увидеть хотя; и увидех лучу некую велию сияющу по всему монастырю, и от церкви святыя Богоматере честнаго ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящий Крест Господень: пред ним же идяху отроцы, в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящия. И се слышах преподобнаго отца Александра гласом тихим глаголюща: “О Макарие, гряди во след мене, и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николая Мирликийских Чудотворца”. Аз же прилежно внимах гласу тому; и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща, и ве дуща конь, впряжен в сани, и в них се дяща Макариа Митрополита Московскаго (иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знаем же бяше тогда Преподобному), в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше. Аз же сия видев, страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох Митрополита Макариа, и преклонихся ему, и вопросих его, глаголя: “О святый Владыко, повеждь ми, ка ко тебе затворилося десное око?” Он же отвещав рече ми: “Чадо, грех ради моих сие сотвори мне Бог”. И слыша паки преподобнаго Александра гласяща к себе Митрополита, иже скоро грядяще во след Преподобнаго. Егда же Преподобный прииде ко дверем церкве Святыя Троицы, и знамена Честным Крестом, абие отверзошася двери, и внидоста оба в церковь; и паки затворишася двери церкове, и ктому невидимы быша». 
Это благодатное явление двух светильников духа, описанное агиографом, интересно для нас и тем, что оно свидетельствует о несчастье, случившемся с Митрополитом, о «затворенном его десном оке». Это несчастье с ним могло произойти во время великого пожара в Москве в 1547 году. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, Святитель вынес из него образ Богородицы, написанный Чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Все лица, сопровождавшие Митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», вследствие чего, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. 
После того пожара в Кремле ведутся большие работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые Святитель сам освящает. По его благословению строятся также храмы в Верее, Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В 1555 году на праздник Апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная Великорецкая икона святителя Николая. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню Митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого Чудотворца. 
Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды в Успенском соборе после вечернего Богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворите», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел Митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Святитель повелел отпустить его, и, когда земские судьи хотели по закону судить преступника, он строго воспретил это делать и даже послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулиш ки, к церкви Всех Святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на Митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но Святитель не досадовал на них и даже повелел «погребете» умершего «татя».
Основой добродетельной жизни Митрополита Макария был повседневный труд подвижничества, поста и молитвы. Один его современник писал: «Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное… от зельного воздержания и елико ему едва ходите, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаще, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше». О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 году и Полоцка в 1563 году. 
Митрополит провидел грядущие Русской Земле бедствия, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после блаженной кончины Митрополита. «Не в кую нощную годину стояше Святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: “Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!” И слезы испущаше велии. И слышаше тогда его келейнику, некоему духовну и удивися сему, и помышляше в себе: “С кем глаголет?” И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: “Грядет нечестие и кровоизлияние и разделение земли”. И бысть тако». Это важное сообщение Пискаревского летописца сближает образ Митрополита Макария со Вселенскими Патриархами Геннадием (458-471; пам. 31 авг.) и Фомой (607-610; пам. 21 марта), которые усердно молились, чтобы Господь отвратил грядущие для Церкви бедствия, по крайней мере, во время их Первосвятительства. 
Однажды грозный царь попросил Митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же в ответ на свою просьбу Чин погребения, он разгневался на Святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней; аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит». 
В середине сентября 1563 года, на память мученика Никиты (†372; пам. 15), Святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Вечером он «нача сказывати старцом своим, что изнемогает зелне, тело его студено со болезнью одержимо суть». Он благословил сообщить о своей немощи игумену в Пафнутиево-Боровский монастырь, место своего пострижения, и попросить прислать ему старца духовника. К Святителю был прислан старец Елисей, который, несомненно, знаменовал собой заболевшему Иерарху самого преподобного Пафнутия, имевшего обычай духовно утешать перед кончиной болящих, исповедуя их и подготавливая к отходу в иной мир. 
4 ноября Святитель в последний раз молился в Успенском соборе и во время молебна прикладывался к иконам и мощам великих чудотворцев Петра, Ионы и других Преосвященных Митрополитов, погребенных в соборе. При этом из его очей текли сердечные слезы и много времени молитвенно воздыхал старец Владыка перед образом Пречистой Богородицы Владимирской, так что все предстоящие дивились чудному его молению. Затем Святитель у всех смиренно испросил прощения. 
3 декабря к Митрополиту Макарию пришел царь испросить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться на покой в место своего пострижения Пафнутиево-Боровский монастырь, но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной Митрополит вторично выразил царю свое желание удалиться в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь смиренно от этого отказаться. Наступил праздник Рождества Христова, но жизнь Святителя угасала. Он не мог больше сам читать Евангелие, что делал всю жизнь, и теперь Священное Писание читали по его просьбе близкие ему духовные старцы. 
 Память святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси
 

Святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген, Тихон, Макарий, Иов 

Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

И вот 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрене, «Преосвященный же дивный Святитель и пастырь Русския Митрополия всея Руси предаде душу свою в руце Живаго Бога, Его же возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев по желанию царя открыли лицо почившего, то оно было «яко свет сияя, за его чистое и непорочное, и духовное, и милостивое житие, и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Поистине блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они упокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13). 
Отпевали Святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская Прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал святитель Макарий, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение. 
Так окончил свою дивную жизнь великий устроитель Русской Церкви Московский Митрополит Макарий, почитание которого началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробницу была написана и первая икона Святителя. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». 
Имя Святителя, начиная с XVII века, встречается в Сказании о святых иконописцах, где говорится: «Святый и предивный и чудный Макарий, Митрополит Московский и всея России чудотворец, писаша многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никтож от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». 
Последние дни жизни, кончина и погребение Святителя были описаны в особой Повести, наиболее ранние списки которой дошли до нас в составе Хронографа. Сохранилось также его рукописное Житие. 
Самое раннее прижизненное изображение Святителя Макария находится на четырехчастной иконе 1547 года в Благовещенском соборе в Кремле. В левой нижней части среди припадающих лиц написаны царь и Митрополит. Другое его прижизненное изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря в составе фрески «Да молчит всяка плоть челове ча…». На иконах Святитель, согласно Иконописного подлинника, изображается сухим, высоким, седым старцем. На складе конца XVI, начала XVII века, написанном мастером Строгановской школы Истомой Савиным Святитель изображен в лике Московских чудотворцев: «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святительская шапка, верх с разноцветными камнями; тушь белая, сбоку надпись: “О агиос Макарий Митрополит”; сияние над Святителем празелень». 

С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27), говорит Псалмопевец и Пророк Давид. Постоянно общаясь со святыми подвижниками, Митрополит Макарий явил пример веры и высоты архипастырского служения. Он заботился о духовном просвещении своей паствы. Прославив множество русских святых, он и сам ныне предстоит Престолу Живоначальной Троицы.


ЖИТИЕ Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси


Материалы по теме:


Духовный образ святителя Макария Московского

Митрополит Макарий и его святые современники
Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария







Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...