Память преподобного Патапия Фивского, Константинопольского

logo
Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше,/ со тщанием к нему приходяще,

/ цельбу недугов просят прияти,/ решение же в житии прегрешенных,/ ты бо всех сущих

в нуждах предстатель явился еси,// Патапие преподобне.

(Кондак преподобного Патапия, глас 3).

Святой Патапий родился в египетском городе Фивы, вероятно, в V–VI веках и был воспитан в благочестивой семье. Возжелав всем сердцем достигнуть совершенства, он решил оставить родителей, богатства и все, что привязывало его к миру, и поселиться в пустыне, дабы там беседовать наедине с Богом.
Память преподобного Патапия Фивского, Константинопольского


Преподобный Патапий Фивский, Константинопольский
Со временем слава о пустынножителе, много лет избегавшем людей, несмотря на все старания Патапия, стала распространяться, подобно неудержимому свету горящего светильника. Желая избавиться от множества посетителей, отвлекавших его от молитв и размышлений, святой покинул те края и поселился в Константинополе, близ Влахернской церкви. Здесь ему легче было затеряться среди незнакомой разноликой толпы, чтобы всецело предаться скрытому от посторонних глаз духовному подвигу [1].
Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения [2]. Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь. По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.
Сделавшись по воле Божией живым наставлением для всех верных и чудесами утвердив в вере многие души, святой Патапий почил в Господе, оплакиваемый монахами из окрестных обителей, которые пришли к его одру. Тело преподобного было погребено в монастыре Египтян, расположенном недалеко от его отшельнической кельи.
Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. И у его раки по-прежнему совершаются многочисленные чудеса. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа [3].

Примечания:

[1] Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг. вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св. Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение.
[2] Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного.
[3] Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре Петра, в том числе мощи св. Патапия. В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»). Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра, поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады. После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *