О чем молчит старое кладбище

logo
О чем молчит старое кладбище

Еще совсем недавно Березовая Роща была любимым местом отдыха жителей близлежащих городских районов. И сегодня тут можно встретить прогуливающихся людей или собирающих ягоды, грибы, лечебные травы… Высокие деревья дают тень в жаркий полдень, небольшие земляничные полянки соседствуют с малиной, мятой, Иван-чаем, воздух напоен ароматом полевых цветов… Здесь могут устроить пикник на природе, заезжают любители покататься на мотоциклах. До сих пор. Хотя знают, что Березовая Роща – это старинное городское кладбище, границы которого с одной стороны обозначены храмом Всех Святых, с другой – небольшим рвом и таким же небольшим земляным валом. А там, где этот вал потерял свои очертания, необходимо четко обозначить границы, чтобы не оказалось, что любители повеселиться на природе пируют на костях усопших, которые вполне могут оказаться их собственными предками…

Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Чтобы обозначить это святое место, сначала построили часовню, потом на ее месте – каменную церковь. Строительство велось тщанием прихожан трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Ктиторы этих церквей попросили наместника Лавры Антония Медведева, чтобы он через митрополита Филарета Дроздова добился разрешения хоронить рядом с храмом братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также тех людей, которые скоропостижно умирали в Лавре в богадельнях, в странноприимных домах. Причем, на каждой могиле сажали березку. Так возле храма возникла целая березовая роща. Некоторым деревьям больше ста лет.

Осенью 1938 года храм Всех святых закрыли… Кладбище закрыли еще раньше, в 1935 году «в связи предполагаемым проектом использования Кукуевского кладбища под организацию парка». Это постановление было принято на заседании Загорского исполкома. Но Господь не попустил исполниться этому кощунству.

…Когда храм снова передали верующим, восстановили все, как было, даже лучше. Все здесь теперь радует глаз: сам храм, территория вокруг него и даже старое разрушенное кладбище мало-помалу обретает должный вид. Настоятель храма протоиерей Сергий (Сухенко) вместе с добровольными помощниками хочет полностью восстановить кладбище, огородить его и поставить на въезде со стороны Углича баннер, с надписью: «Кукуевское кладбище». Сейчас его расчищают от старых поваленных сучьев, от молодых не нужных порослей.

«И что радует, — рассказывает о. Сергий, — нашелся доброволец, которому все это интересно делать. Это наш прихожанин Леонид Банишев».

С Леонидом мы встретились во дворе церкви. Он на маленькой железной тачке вез часть огромного сухого дерева.

— Сколько я их перевозил за год! – воскликнул он, отвечая на наш вопрос: откуда дрова? – На кладбище деревья старые, много засохших, много молодой поросли, которая буквально стеной стоит в некоторых местах. Вот и воюю потихоньку.

Кладбище любит уход. Одна аллея, ее называют сейчас главная, трудами Леонида открылась полностью. Широкая, ровная, светлая, она уходит чуть ли не к горизонту, вглубь леса, до самой границы кладбища – невысокого земляного вала. Две другие тоже обозначились, но их надо еще расчищать и расчищать. Леонид старается использовать все свои связи с общественностью, чтобы привлечь внимание людей к проблемам старого кладбища. Может быть, откликнутся люди, найдутся помощники. Работы еще много, рук не хватает.

А пока он в одиночку одну за другой отвоевывает у забвения могилы наших предков. Находит почти уже сравнявшиеся с землей могилы, приподнимает их, насыпая земляные холмики и ставит над ними кресты. Чаще безымянные. Но бывает, находятся люди, которые точно указывают место захоронения своих родственников. Так были обозначены захоронения семьи Черновых, семьи священника Николая Ивановича Милославина. Отец Николай служил сначала в храме Всех святых, а потом стал настоятелем храма Михаила Архангела на Козьей горке и служил там до конца своих дней. Здесь же похоронены его дети.

На Всехсвятском или Кукуевском кладбище, похоронены и знатные горожане, и простолюдины. Совсем недавно по описанию была найдена могила профессора Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, доктора церковной истории и отца десятерых детей Александра Петровича Голубцова (1840-1911), похороненного рядом со своими малолетними детьми. Привели ее в порядок. К сожалению, он мало пожил, но оставил большой след в истории Московской духовной академии как литургист и богослов. Здесь же нашел последний приют старец Смоленской Зосимовой пустыни о. Алексий Зосимовский, похороненный у алтарной стены. Сейчас на месте его захоронения стоит памятный крест. Его хорошо видно отовсюду. Этот знаменитый на всю Россию старец (в миру Федор Алексеевич Соловьев) в 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Собора. И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Белавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в нашем городе. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. Через много лет святые мощи старца были обретены нетленными и перезахоронены сначала на Северном кладбище, а потом их перевезли в Зосимову пустынь.

Нашлись энтузиасты, которые составляют списки похороненных на кладбище людей, чтобы хоть частично загладить нашу общую вину за его разорение. Протоиерей Сергий (Сухенко) рассказал, кто занимается поиском сведений:

— У нас на подворье есть один прихожанин, его зовут Алексей Пащенко. Он вместе с сыном интересуется историческими находками, которые сокрыты в земле. Его заинтересовало наше предложение заняться поисковой работой. С помощью металлоискателя они нашли много интересного. Алексей открыл свой форум в интернете, где обратился ко всем, кто что-нибудь знает о нашем кладбище, поделиться информацией, фотографиями из личных архивов. Вместе с нашим преподавателем воскресной школы Евгением Николаевичем Богачевым они составили некролог, в который вошли данные, известные на сегодняшний день. Евгений Николаевич писал диссертацию о лаврских старцах, старцах Черниговского скита и параллельно подготовил нам данные из архивов на захоронения 210 человек, начиная с 1875 года. Потом еще добавил. Получился такой длинный список, целая книга. Указаны имя, отчество, фамилия, сколько лет, причина смерти. Очень интересные выводы можно сделать, читая этот некролог. Существует мнение, что раньше люди долго жили. На самом деле это не так. Судя по этой книге, очень рано умирали в 19 и начале 20 века: в 48 лет, в 17 лет, в 34 года, в 13 лет, в 42 года…, то есть люди жили нисколько не дольше наших современников. И болезни, от которых умирали, уже почти забытые: чаще всего — чахотка, тиф, дизентерия, воспаление легких, туберкулез. Сегодня они излечимы и к смерти не приводят.

— И за всех этих людей вы молитесь в церкви?

— Да, молимся. Раньше ведь все крещеные были. Как молимся мы о живых, так должны молиться, за умерших, и не только за ближайших сродников, но за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духов¬ной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы». Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу — Господа Иисуса Христа. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвы¬ми и над живыми».

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших — это продол¬жение наших отношений с ближними. Мы верим в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Часто ли вы бываете на кладбище? Задумывались ли Вы когда-нибудь, кто должен приводить в порядок могилы? Во многих сельских поселениях нашего района весной проводятся субботники по очистке территории кладбищ, в них принимают участие десятки человек. Женщины прибираются на могилах, мужчины спиливают засохшие деревья и кустарники, убирают сорняки. Уход за кладбищем всем миром – добрая традиция. Почему бы не организовать такие субботники и на Кукуевском кладбище. Кто знает, сколько нам самим отпущено Богом жить на белом свете. Ведь все там будем…

И еще один важный момент. Руководитель Центра монастырской медицины при Троице-Сергиевой Лавре иеромонах Моисей (Дроздов) не рекомендует собирать травы, ягоды, грибы на кладбищах не только потому, что споры инфекционных болезней могут храниться в земле веками, но и по этическим соображениям. С кладбища так же, как и из храма, ничего выносить нельзя.

Людмила Ковригина
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Центр предлагает травы и сборы воссозданных фиторецептов монахами-травниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, подтвержденные современными фитолабораториями и фитотерапевтами Корепановым С.В., Гордеевым М.В., Зайцевой Е.Ф. подробнее...

[2]Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[6] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...