О сути громких фраз

logo

В июле этого года молодой актёр «Театрального ковчега» Валентин Сунцов стал обладателем гранта Министерства культуры России на постановку спектакля «В открытом море» по пьесе польского драматурга Славомира Мрожека. Премьера состоится в пятницу, показы продолжатся всю первую половину декабря.

О сути громких фраз

Это первый случай в истории Сергиева Посада, когда спектакль появился благодаря грантовой поддержке, а полученная сумма — 360 тысяч рублей — судя по всему, стала рекордной по местным меркам.

Накануне показа мы встретились с Валентином и поговорили — не только о предстоящем спектакле, но и о самой практике получения грантов в России, а также о мотивации к этой работе.

— Система творческих грантов в России сегодня — что это?

— Она, как мне кажется, находится в состоянии хаоса, где-то на полпути от советской плановой экономической модели к свободному рынку. Отечественная система репертуарных театров, и это не только моё мнение, была создана в сталинскую эпоху как элемент пропаганды. Мы видим, как всё чаще она не вписывается в современную действительность, не предлагает нового. И поэтому система грантов, судя по всему, направлена на то, чтобы сделать этот переход к чему-то новому более плавным. Грантов на самом деле много, но опять-таки, нет единой официальной информационной структуры, которая бы упорядочивала сведения о них.

О сути громких фраз

— С чем были сложности?

— Это можно назвать сложностью, когда треть выделенной суммы, согласно закону, ушла на налоги? У нас осталось, грубо говоря, 240 тысяч. Но, слава Богу, есть и это. Благодаря гранту мы смогли дополнить нашу штатную команду профессионалами со стороны — новыми актёрами и художником. Костюмы были готовы задолго до постановки, что случается редко, и поэтому актёрам было гораздо проще вжиться в образ.

— Как ты вообще решился на постановку?

— Всё началось с того, что я поинтересовался у своего мастера в театральном училище имени Щукина, можно ли мне, студенту, ставить спектакль. «Не можно, а нужно!» — ответил Сергей Иванович Яшин…

— Ты подавал заявку на грант, имея в виду конкретный спектакль?

— Да, именно на этого автора и именно на эту пьесу. Самое важное, что в заявке я указал не только формальные данные — образование, опыт работы и так далее, но и причины, по которым я это делаю. «Зачем вам это надо? О чём вы хотите сказать?» — очень важные вопросы, которые задают в Министерстве, и слава Богу, что они это делают.

О сути громких фраз

— Почему именно Мрожек?

— Мне хотелось взять пьесу, которая была бы недолгой, современной, но в то же время и, если так можно сказать, классической. Комедию, с небольшим актёрским составом, с негромоздкими декорациями. И ко всему прочему Мрожек как автор — очень целостный и конкретный. Но, несмотря на эту конкретику, он не говорит, как надо жить, а предлагает задуматься. Его образы очень ёмкие, он гиперболизирует, доводит до абсурда, и этот абсурд помогает понять простые привычные вещи. Это не абсурд ради абсурда.

— Мрожека часто вписывают в традицию общения эзоповым языком. Есть ли необходимость в этом в сегодняшней России — современной и вроде бы демократической стране?

— Да, и именно в этом огромный плюс пьесы. На протяжении часа и двадцати минут персонажи обращаются к идеалистическим понятиям, говорят громкими словами, а при этом хотят получить простые, приземлённые вещи. И пьеса о том, как часто в жизни мы хотим чего-то конкретного, простого, физического и даже физиологического, но при этом прикрываемся громкими словами. И в политике, и в семье, и в отношениях мужчины и женщины — практически везде. Когда мне было лет 17, я не мог понять, откуда в жизни столько громких понятий — честь, долг, справедливость — и почему каждый под ними понимает что-то своё, с чем их едят? Мне хочется показать, что в любой громкой фразе кроется какая-то простая мысль. Надо разгадать её, и всё встанет на места.

— Я помню тебя как раз тем 17-летним заводным актёром, и очень удивился, когда вдруг ты стал активистом движения за здоровый образ жизни, оказался во главе «трезвых забегов». Потом удивился, когда ты поставил на сцене польского абсурдиста. Складывается впечатление, что ты непрерывно ищешь себя.

— Да все себя ищут, проявляют, реализуются. От себя не уйдёшь. Какой смысл заниматься тем, что тебе неинтересно? Когда я поступил на режиссуру, то понял, что здесь я объединю всё, что мне интересно в жизни. Пригодилось даже умение пилить ножовкой, которому меня в шесть лет научил отец, — в процессе репетиций, особенно в Щуке, приходится постоянно делать что-то своими руками, искать, пробовать на месте. И это прекрасно.

— Ты по-прежнему не пьёшь алкоголь и не куришь. Как чувствуешь себя в актёрском мире, где, если верить стереотипам, ни в чём таком себе не отказывают?

— Ты знаешь, очень хорошо. Я помню, раньше среди актёров это как-то происходило само собой — встретиться за столом по какому-то поводу, поговорить, обязательно выпить, покурить считалось нормой. Но я научился общаться с людьми и без этого, без ущерба работе и здоровью. Наоборот, все эти бесконечные перекуры только расслабляют, не дают сосредоточиться. Вопреки стереотипу настоящее творчество это строжайшая дисциплина, и именно в этой дисциплине скрывается громадная свобода. И это придумал не я — это найдено и описано задолго до моего рождения великими мастерами.О сути громких фраз

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Валентину Сунцову 26 лет. Участвовал в спектаклях студии Галины Жигуновой, с 2011 года — актёр «Театрального ковчега». Выпускник Ярославского государственного театрального училища, студент режиссёрского факультета Театрального института им. Б. Щукина. Увлекается игрой на гитаре, спортом, психологией.

Спектакль «В открытом море» на сцене «Театрального ковчега»: 9 и 10 декабря в 19 часов.

Подготовил Владимир Крючев
Фото Артёма Исаева

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[2]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[3] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...