«Бог сотворил душу,- пишет святитель Василий Великий,- а не грех. Преимущественным благом ея было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По причине свободнаго стремления, всего болee приличного разумной твари. Не будучи связана никакою необходимости, получив от Творца жизнь свободную, как сотворенная по образу Божию, она разумеет доброе, умеет им наслаждаться, одарена свободою и силою соблюдать жизнь, какая ей естественна: но имеет также свободу и уклониться от прекрасного…
Но, говорят, продолжает святитель, почему в самом ycтpoйствe не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы coгрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют пред тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно невынужденное, но совершаемое добровольно, — добродетель же происходить от произволения, а не от необходимости, а произволение зависит от того, что — в нас; и что — в нас, то свободно. Посему, кто порицает Творца, что не устроил нас безгрешными, тот не иное что делает, как предпочитает природу неразумную, неподвижную и не имеющую никаких стремлений природе, одаренной произволением и самодеятельностью».
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Пролог в поучениях. Не должно осуждать людей, свято живущих, за то, что они иногда не принимают нас или вообще не исполняют наших желаний
Мысли на каждый день года. 15 февраля
Троицкий синодик. 10 декабря – день памяти иеродиакона Викентия (Анисимова, † 1985)
В поселении Десеновское на юго-западе Москвы построят храм в честь преподобного Сергия Радонежского
Пролог в поучениях. Монах должен всецело отречься от мира