О дивный новый мир Геннадия Дадамяна

logo

По случаю фестиваля "У Троицы", организованному "Театральным Ковчегом", в Сергиев Посад съехалось немало именитых, заслуженных, а главное — интересных гостей. Среди них — Геннадий Григорьевич Дадамян, кандидат экономических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии "Ника" за 1993 год, создатель Высшей школы деятелей сценического искусства при ГИТИСе МК РФ. В среду, 18 июня, он порадовал собравшуюся в библиотеке им. Горловского публику своей лекцией о социокультурных процессах в современном обществе.

"Свою лекцию я могу читать вам и шесть часов кряду, — заметил Геннадий Георгиевич, — а могу изложить её суть в одной фразе. Вот она: мы с вами живём в эпоху смены глобальной социокультурной парадигмы, и при этом совершенно к этому не готовы". Впрочем, ограничиваться тезисом лектор не стал, напротив — искусно и доходчиво развернул его перед собравшимися, сопроводив живыми примерами из истории, случаями собственной жизни и даже анекдотами. Для тех, кто не имел удовольствия послушать Геннадия Дадамяна лично, я приведу некоторые из его мыслей в собственном изложении.

Смена социокультурных парадигм происходила в истории человечества не раз и не два. Так, когда-то христианская средневековая культура вытеснила античность и эллинизм. На смену концепции сурового средневекового искусства пришло Возрождение, ну и так далее. В центре каждой социокультурной эпохи всегда — некие основные виды искусства. Для эллинизма это были архитектура, скульптура, театр, для средневековья — иконопись и жития святых. В наши дни внимание публики приковано к экранным видам искусства — телевидению, кинематографу, эстрадной музыке. Ещё столь недавно обособленная от прочих сфер жизни, культура сегодня  медийна. Массовый успех становится эстетической категорией современного искусства. 

"Как шагреневая кожа сжимается качественное искусство и как раковая опухоль разрастается то, что ещё не профессионализм, но уже и не любительская деятельность", — замечает лектор.

Наверняка почти всем так или иначе знакомы полотна Да Винчи, Тициана или Босха, произведения Грига, Баха и Вагнера… Но многие ли видели картины мастеров в оригинале, наслаждались музыкой именитых композиторов "вживую"? Сегодня более 90% искусства воспринимается нами через тиражированные копии. Эстетическая дистанция между автором и публикой поменялась радикально. Вы можете наблюдать театральные постановки у себя дома, по телевизору, буквально не выходя из-за обеденного стола, можете слушать музыку Вивальди в наушниках, гуляя по городу, а для просмотра любого прославленного шедевра живописи достаточно доступа в интернет.

Есть и ещё одна тенденция в современном обществе. Если раньше творение автора становилось произведением искусства, будучи одобренным определённым профессиональным сообществом, то сегодня произведением искусства автор может объявить любой результат своего труда самолично. Отсюда бесчисленные перформансы и вездесущий постмодернизм.

Вот такой он, дивный новый мир. В этом мире за жизнь одного поколения сменяется множество социальных ритмов; в этом мире постоянно появляются новые виды искусства — балет на льду, 3D-инсталляции, реклама и т.д.; в этом мире непрерывно идёт полилог культур разных стран, эпох, этносов, в этом мире возможно любое смешение жанров, канонов и концепций. Всепоглощающая динамическая эклектика этого мира поражает парадоксальной стилевой целостностью. Вы уже почувствовали, что стоите на рубеже социокультурных эпох? Всё, что вы видите вокруг себя сегодня, уже сейчас становится частью дня вчерашнего, частью истории. Но что же ожидает общество впереди? К чему ведут его одновременно противоречивые и дополняющие друг друга процессы? Вывод Геннадия Дадамяна не слишком оптимистичен: мы вступаем в эпоху атомизированных масс, и на горизонте нас уже поджидает "одиночество в толпе".

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...