Вкушая вкусив мало меду… и се аз умираю!
(1 Цар. 14, 43)
Какой, слушатели, врагу нас, самый первый и самый последний, самый злобный и самый коварный? Грех. Это враг самый первый: ибо кто лишил нас образа Божия, изгнал из рая сладости, поселил на сей земле бедствия и печалей? Грех. Это враг самый последний, ибо кто отлучит навсегда грешников в последний день от лица Божия, покроет их стыдом и проклятием пред всем миром и низринет невозвратно во ад к диаволу и ангелам его на мучения вечные? Грех. Это враг самых ужасный: ибо он губит нашу душу и тело, омрачает ум, порабощает страстям волю, оскверняет сердце, подвергает нас болезням, предает смерти и тлению. Это враг самый коварный: ибо чего не употребляет грех к поражению и тлену нашему? Употребляет и нашу силу, и наше бессилие, и наши страсти, и самые добродетели, употребляет даже благость Божию, даже бесценные заслуги Искупителя нашего, внушая грешнику, по надежде на них, бесстрашие и нераскаянность. По всему этому грех, как справедливо заметили св. отцы Церкви, ужаснее самого диавола: ибо и диавола из Ангела светоносного грех сделал духом отверженным <…>
<…> Малая только, весьма малая часть людей ведет ту святую брань с грехом и пороком, которую бы всем и каждому вести надлежало. Другие если начинают по временам сражаться с общим врагом, то, во-первых, по временам, без надлежащего постоянства и твердости, выходят притом на брань, не собравшись со всеми силами, не обдумав плана действия, не сообразив цели и средств, без твердой решимости победить или умереть, посему и прекращают ее при первом малом успехе или неуспехе, забыв, что брань со грехом должно вести до конца жизни. Большая же часть людей и не думала никогда о том, что надобно сражаться с грехом, вместо ненависти к сему врагу и удаления от него, сами ищут нападений и плена, сами идут в стан вражий, предают себя в его волю и требуют постыдных уз и приказаний, со всею готовностью носить первые и исполнять последние <…>
<…> Итак, не бессилие наше виною того, что ужасный враг наш — грех так ненаказанно господствует над нами. Что же? Между причинами сего печального явления одна из самых главных неведение, — то, что большая часть людей не знает своего врага и его ужасных свойств, не знает до того, что почитает за своего друга. По-видимому, странно не знать греха тем, кои грешат непрестанно; но в самом деле так. Увы, мы знаем, слишком знаем грех, для того, чтобы грешить; но не знаем, как должно, греха для того, чтобы избегать его и ненавидеть! То есть мы знаем ту сторону греха, которую он сам показывает нам, дабы обольщать нас, и не видим той стороны, которою он губит нас, и по сему самому старается всячески сокрывать от нас. В сем случае большая часть людей подобна младенцу, который, видев несколько раз разнообразные движения змеи и красивый перелив цветов ее на солнце, но не имея никакого понятия о яде ее, начал бы уверять, что он хорошо знает, что такое змея. При таком полузнании младенец готов, пожалуй, уверять, что змея прекрасное животное и что ее стоит иметь в своих руках, у своего сердца. Большая часть грешников совершенно подобны сему младенцу: иначе как изъяснить безумные похвалы греху и порокам, слышимые нередко из уст бедных грешников? Как понять, что многие не только грешат непрестанно, но и хвалятся своими грехами? Утверждать, что они дошли до ожесточения нравственного и прямо ищут во грехе своей вечной погибели? Но этого бывает не видно в сих несчастных людях; и они сами первые ужаснулись бы, если бы кто начал производить их греховность из сего ужасного начала. Нет, они ищут во грехе не погибели себе, а блаженства; и думают найти его в нем потому, что, подобно младенцу, видят только красивую пестроту змеиной кожи и не видят жала и яда змеиного. Если бы они же увидели ясно последнее, поняли, какой яд сокрывается в сладости греховной, и убедились совершенно, что последняя греха зрят прямо во дно адово; то первые, может быть, поспешили бы навсегда расстаться со грехом, прокляли бы все наслаждения его и решились не рабствовать своим страстям, а сражаться с ними на смерть.
При таком положении дела, очевидно, нет ничего нужнее, как распространять между людьми истинное понятие о грехе и его ужасных последствиях. Всяк, кто может, должен делать сие, должен всяким способом, при каждом удобном случае, сообщать другим, что он знает о яде греховном, какое его действие и какие против него надежные средства. Это обязанность каждого самая священная!— Ибо судите сами, не такли именно поступаем все мы, когда идет на нас какая-либо ужасная язва? Не расспрашиваем ли тогда друг друга, не рассказывает ли каждый, что он знает о язве, на кого и когда она особенно нападает, что ее привлекает и что ей противно, чем можно предохранить себя или избавиться от нее? Но какая язва может сравниться с язвою греховною и ужасными опустошениями, производимыми ею в роде человеческом? Посему нет долга в отношении к братиям нашим священнее того, как предостерегать их от греха, и для сего вразумлять об ужасном свойстве его — убивать нашу душу и тело.
Собеседование о сих предметах может послужить для всех нас вместо приготовления к Таинству Исповеди. Аминь.
СЛОВО О ТОМ, ЧЕМ ГРЕХ СОБЛАЗНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА, И ПОЧЕМУ ТАК МНОГО ГРЕШНИКОВ НЕРАСКАЯННЫХ И ТАК МАЛО ИСТИННО КАЮЩИХСЯ
И разум, и опыт, и слово Божие уверяют нас, братие, что грех есть зло великое, и предаваться ему значит быть врагом самому себе. Между тем, что видим мы в мире? Что видим вокруг нас и в нас самих? Грех.
Есть, значит, в грехе что-то особенно привлекательное, когда он может так овладевать людьми, несмотря на все предостережения от него разума, опыта и закона Божия. Что бы это было такое? Это, по замечанию апостола, временная греха сладость (Евр. 11.25) и, можем прибавить мы, временная добродетели горечь. Человек создан для блаженства; и по природе своей неудержимо и постоянно стремится к нему. Поелику же в настоящем состоянии нашем порок бывает часто сладок, а добродетель, напротив, горька, то человек, жаждущий блаженства, по тому самому и устремляется к пороку — сладкому, и отвращается добродетели — горькой.
Но откуда сия, хотя временная, сладость порока и эта, хотя временная, горечь добродетели? Ужели первый сладок, а последняя горька по самому существу их? Нет, этого быть не может. Грех по существу своему есть горечь адская; добродетель по самому существу своему есть сладость райская: но это по существу их; для ощущения сей горечи греха, сей сладости добродетели необходим вкус чистый и здравый; в нас нет сего вкуса: посему добродетель кажется нам иногда горькою, а порок сладким, точно так, как это бывает по отношению к яствам во время некоторых болезней.
Такое превращение вкуса душевного бывает не вдруг. В юных летах, когда сей вкус обыкновенно бывает чаще (совершенно чистого вкуса к добродетели и пороку мы, как существа падшие, не приносим с собою в мир сей), все доброе для нас бывает гораздо приятнее, и потому легче к совершению, и все порочное гораздо горче, и потому отвратительнее. Но с продолжением времени, когда чувственность наша берет верх над рассудком, когда примеры и обычаи заглушают совесть, когда грех от повторения обращается в привычку, духовный вкус наш, портясь более и более, наконец, совершенно превращается, так что добродетель становится для нас горькою, а порок сладким и приятным.
Все сие уже проясняет отчасти темное владычество греха над нами; но чтобы видеть все приемы, коими он удерживает нас в своем плену, рассмотрим дело подробнее.
Мы являемся на свет сей, как показывает опыт, не с первобытным совершенством и невинностью, а с составом души и тела поврежденным, с силою и способностями, не имеющими между собою надлежащего согласия, с видимою наклонностью к чувственному и отвращению от закона и обязанностей наших. Для исцеления нас от сей проказы, для выправления всех членов природы нашей, для возвращения нам первобытной жизни, здравия и целости потребно продолжительное врачевание, чем и занимаются вера и добродетель, благодать и Евангелие. Человек, предавшись им, как больной, предавшись в руки искусному врачу, по необходимости теряет большую часть своей свободы, должен и жить и действовать не как хочется, а как велят, должен терпеть разные лишения, принимать много горьких капель, доколе не освободится от наклонности ко греху и чувственности. Все это тяжело, иногда весьма больно для нашего плотского человека, для самого воображения, воли и свободы нашей. И вот является человеку грех и говорит: к чему все сие принуждения, все сии лишения? Что тебе мучить себя? Ты таков, каким должен быть; по крайней мере совсем не так худ, как изображают тебя вера и религия. Живи как хочется; пользуйся всем, чем можно; лови радости и удовольствия, коих и без того немного. Бедный человек внемлет обаятельному голосу, сбрасывает с себя все пластыри и обязания, кои возлагали на него вера и добродетель, переходит на сторону порока, который предполагает полную свободу, все виды наслаждений и радостей земных.
Во-вторых, вера и добродетель, подвергая человека, хотя для его же блага, разумным принуждением и ограничением, требуя от него нередко важных жертв и усилий, награду за все это обещают не столько в настоящем, сколько в будущем, нередко отдаленном; а полного плода и возмездия за все труды и лишения и не обещают в этом мире, а велят ожидать его по смерти. Человек, озаренный светом благодати и решительно утвердившийся в добре, вполне довольствуется сим обещанием: ибо видит ясно, что дело иначе и быть не может; что доколе падшая природа его вся не обновится и не освятится благодатию, дотоле она и не может вместить полного блаженства; что самая жизнь настоящая, самая земля наша в настоящем их состоянии неспособны к сему блаженству. Но человек, водящийся мудрованием земным, не отрешившийся чувственности, не может возвыситься до сего святого взора на вещи; он, несмотря на все свои недостатки, на всю свою болезнь, хотел бы сделаться блаженным здесь, и как можно скорее. Грех пользуется всем сим и, во-первых, наводит сомнения на будущие награды за добродетель, на самую жизнь будущую, что и нетрудно делать для него, ибо то и другое невидимо; во-вторых, преувеличивает злонамеренно жертвы, требуемые законом и совестию, выставляя в то же время разнообразную картину своих удовольствий. «Зачем, — говорит он человеку, — упускать верное настоящее и гнаться за будущим неизвестным и едва ли возможным? Я не маню тем, чего у меня нет: мои все блага и радости налицо. Они все к твоим услугам; только предайся мне». Бедный грешник посмотрит в даль будущности, обещаемой за добродетель, — и своими близорукими очами не видит ничего, или весьма мало; посмотрит на область греха, она кипит перед ним утехами и наслаждением; и вот — он на стороне греха, в плену страстей!..
Опыт мог бы остановить при сем бедного человека, показав ему, как многие из грешников, вместо всех сладостей греха, или за малые капли ее, терпят и в сем мире ужасные бедствия, но грех умеет искусно прикрывать в себе эту мрачную и ужасающую сторону, представляя, что сии бедствия произошли не от самого греха и преступления закона, а от недостатка при том благоразумия или от особенного стечения обстоятельств. «Все это бывает при грехе, — говорит человеку страсть, — но всего этого может и не быть: ты примешь против сего надлежащие меры, и на твою долю достанутся одни сладости и удовольствия».
«Вышенский паломник». Журнал религиозного объединения «Благотворитель» во имя святителя Феофана Затворника Выщенского. Рязань. Июль 1996
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра