В 1846 году была открыта новая планета Нептун. Открыта она была необычайным образом: в кабинете ученаго, за письменным столом. Лет за 25 раньше наблюдали другую планету — Уран. Вычислили путь движения и следили за ним. Оказались неожиданный уклонения. Ученые недоумевали. Тогда некто — француз Лаверрье — предположил, что за Ураном должна быть другая планета, которая своим притяжением и влияет на уклонения Урана от предположеннаго для него учеными пути.
Лаверрье в 1845 году сел за вычисления и скоро определил величину и место новой, неведомой раньше планеты. В Берлин, где была и лучшая небесная карта и лучшая труба для наблюдений, стали искать в указанном месте небеснаго свода предполагаемую планету и, Действительно, нашли.
Какая стала быть точность движений в небесных мирах, если, знаючи, в любую данную минуту можно найти в небесном океане любую, утонувшую там звезду! Как строго, значит, все идет по разнамеченным законам! И этим законам подчинена вся мировая жизнь— как в великом, так и в малом, жизнь солнца и океана, жизнь былинки и капельки воды. В громадной мировой машина каждая гайка, винтик и нарезка подчинены Высшему Разуму. В Евангелии говорится, что без воли Божией даже волос не падает с головы человека.
Если это так, то почему тогда на земле среди людей столько всякаго неустройства, почему жизнь наша порою бывает так безвыходно тяжела? Ответ дает древний мудрец, Эпиктет. Он говорит: „Бог создал людей для радости и блаженства, а никак не для горя и страданий. Если же люди бывают несчастны, в том виноваты они сами: они, значит, не согласуют свою жизнь с разумной волей Творца».
В жизни — как в хоре. Пение идет стройно, и голоса звучат согласно, если поющие прислушиваются к заданному управителем тону и следят за его указаниями.
Для корабля намечен путь, и его пустили в этом направлении. Если он верно будет держать руль, то благополучно прибудет в гавань. Если же собьется с пути, то может сесть на мель, натолкнуться на подводные камни, разбиться о прибрежныя скалы. Так и в жизни человеческой.
Человек волен поступать, как ему угодно. Он может плыть туда и сюда, поворачивать во все стороны. Он сам себе выбирает и строит путь жизни, но благополучие его пути будет тогда только надежно, если этот путь есть путь воли Божией.
Если железная дорога строится по всем правилам искусства: насыпь делается прочно, шпалы кладутся крепкия, новые рельсы укрепляются твердо, паровоз и вагоны исправны и машинист при них надежный, — поезд никогда не сойдет с пути, не будет никакого крушения. Если же все делается кое-как, валится через пень колоду, пренебрегают самыми основными правилами строительнаго искусства, — какое-нибудь несчастие с поездом неизбежно. На все есть свои правила, на все свои законы, и пренебрегать безнаказанно ими невозможно. То же и в жизни человека.
Как нельзя, не засорив желудка и не разстроив здоровья, глотать вместо здоровой пищи опилки, глину, камни и песок, так нельзя, не разстроив жизни и не засорив души, жить по своим прихотям, кормиться злом и неправдой. Жизнь миpa идет по законам Творца; жизнь человека должна согласоваться с волей Бога. Поэтому—высшая мудрость человека не в том, чтобы разгадать все тайны жизни неба и земли, а в том прежде всего, чтобы понять задачу нашей жизни, уразуметь, что есть воля Божия, почему Спаситель и говорит людям: „Ищите прежде всего царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).
Где же искать этой правды? Кто может сказать человеку, что есть воля Божия?
Знание, наука объясняют человеку, как мир и люди живут физически, а как человек должен жить духовно, что следует делать, чтобы общее и свое благо устроить,— того наука сказать не в силах. Это объясняет нам религия. Она передает, что Бог открыл людям о Себе и о Своей воле.
В главном датском городе, Копенгагене, в соборе есть статуя замечательной работы. Стоит коленопреклоненный ангел с большою раковиною в руках. Глаза молитвенно подняты к небу. Раковина пуста. Она ждет чтобы Господь заполнил ее.
Раковина эта — символ человеческой души. Душа людская получает благодатный дождь, дождь истины, высшую мудрость от Бога.
Свою мудрость, Свое откровение Господь посылал и посылает всем людям изобильно, но не все могут воспринять. Над безводною страною проносится ливень. Благодатный дождь струится потоком, но живительную влагу собирают не все в достатке. Одни собирают ее большою кадкою, другие — кувшином, третьи — пригоршней. Запас воды не у всех будет одинакова.
Не все одинаково и чисто воспринимают Божию мудрость. На небе солнце светит ярко, посылает свои лучи в изобилии всюду; но у людей в домах свет различный, смотря по тому, сквозь какия окна будут проходить солнечные лучи. В одних вставлено стекло, в других — промасленная бумага, в третьих— бычачий пузырь, в четвертых — ледяная пластинка, в пятых — тонкий слой слюды. У иного при этом еще все окна густо покрыты пылью. На улице ясный день, а у него полныя сумерки.
В потемках же плохая работа: то возьмешь не то, что надо, то положишь не туда, куда следует, то вещь разобьешь, то сам ушибешься, то споткнешься и упадешь, то другое зацепишь, уронишь. Так и идет все с изъяном, а причина одна — темнота.
Вот, и становится теперь понятным, почему в жизни нашей столько неустройств и недочетов. Живем мы в потемках; не видим ясно воли Божией; не понимаем часто, что добро, что зло; не умеем различить, что есть воля Божия, что собственная прихоть, блажь людская. Спаситель говорит: „заблуждаетесь, не зная писаний ни силы Божией».
Голова и сердце у людей были заняты не теми думами и заботами, чтобы найти верный путь жизни. На иное совсем люди смотрели и сбились с дороги; забрели в такую чащу, что местами и свету Божьяго не видно. Лес, дремучий лес кругом, — лес неправды, беззакония, распутства и всякаго зла.
Надо выбираться из этого леса, не забираться дальше вглубь, а искать выхода, просвета, стараться найти верную дорогу.
Теперь жизнь для большинства из нас — тяжёлая повозка, которую мы тащим от колыбели до могилы. Впрягшись в нее, мы тащим, обливаясь потом, задыхаясь, падая и увязая в грязи. Все это потому, что едем не по той дороге, где надо. В топком болоте и в дремучей ‘Чаще дорога не может не быть ухабистой, размытой, кочковатой. Там повозка не может не ломаться, не увязать по ступицу, не останавливаться. Надо переменить дорогу, выбрать новый, ровный, без рытвин, твердый, надежный путь. Надо по-новому наладить и обстановку жизни. В дороге много значить и запряжка в повозку. Если не ладно пригнан хомут, он намнет холку, натрет шею. Поэтому Спаситель и говоритъ: „Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня… ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11, 29-30).
Когда мы заблудимся в лесу и не можем сами выйти на дорогу, мы начинаем кричать, аукать, не откликнется ли кто. То же и в жизни; все мы сбились с праваго пути, все не знаем часто, куда идем. Нужна помощь. Спаситель и дает ее. Он зовет к Себе нас, заблудших и усталых, говоря: „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные; Я успокою вас».
Пойдем за Ним и научимся жизни у Него!
Беседы о Боге и Божией правде. Священик Г. Петров. Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д. Москва.- 1903
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Свое название Валовая улица получила в первой четверти XIX века от земляного вала, который проходил по границе Сергиевского Посада как раз параллельно ей и отделял Посад от крестьянских земель Клементьевской волости. подробнее...
Легенда о старце Серафиме Саровском и Александре I
Архиепископ Феогност поздравил сотрудников Троице-Сергиевой Лавры с праздником Рождества Христова
Апостолы евангелисты
Годовой круг евангельских чтений. Понедельник 31-й седмицы по Пятидесятнице. Мк. Зач.33. (VIII, 11-21). О гордости
Пролог в поучениях. Не должно осуждать людей, свято живущих, за то, что они иногда не принимают нас или вообще не исполняют наших желаний