«Отменить законы духовной жизни не получится…»

logo
«Отменить законы духовной жизни не получится…»

28 ноября – начало Рождественского поста. Многие задаются вопросом, что такое пост? Надо сказать, такое ограничение в еде стало в последнее время популярным, вошло в моду. Подчас пост воспринимают не как духовное воспитание, а как диету. Иерей Владимир Янгичер рассказал «Новому Зеркалу» об истинном значении поста.

 

— Отец Владимир, что такое пост? Какова основная цель его соблюдения?

— В русском языке слово «пост» имеет много значений, но единый смысл всех этих значений — охранение чего-то важного. Можно сформулировать определение так: «пост — это нечто для охранения чего-то важного». Христианский пост недалеко ушёл от этого смысла. Поститься — это не самоцель, он нужен для того, чтобы потренировать свою душу в управлении телом. В Православии есть иерархия: «дух, душа и тело». Тут одно подчиняется другому — дух управляет душой, душа — телом. Если человек не ставит задачу духовного управления телом, то, получается, он приближается к уровню животного, которое живёт инстинктами. Например, ни одна собака не может запретить себе есть. Да, её можно натренировать специально, но это будет не духовная тренировка: животное будет знать, что хозяин рано или поздно даст поесть. Рефлекс будет воспитан через страх. Пока хозяин не даст собаке команду —она не возьмёт, потому что знает, что ей будет больно.

Или вот, собачка бежит по рынку, смотрит — лежит косточка, схватила и побежала дальше. Её никто осуждать не будет. Покричат и всё: хозяин виноват, плохо положил. А человек не имеет такого права. Он живёт в области культуры.

 

— Как соблюдения поста соотносится с культурой?

— Мы обычно понимаем под культурой то, что нас окружает: мировая, художественная культура, музыка, театр, спорт, наши отношения и так далее. Это всё входит в область внешнего мира. Даже есть такой школьный предмет «Окружающий мир» — это точно говорит, что мир нас окружает. Но если есть мир окружающий, значит, есть и другой — неокружающий, то есть душевный, у которого тоже есть своя культура. В каждой культуре есть нормы, правила. И если человек хочет быть культурным, то предполагается, что он должен соблюдать эти правила.

Пост — это инструмент, когда ты стараешься простейшим способом убедиться, узнать, что в тебе чем командует — душа телом или тело душой. Человек постится ради того, чтобы привести в норму свою иерархию. Пусть даже он плохо постился — это тоже результат. Человек оценил себя адекватно, понял, на какой ступеньке своей духовной жизни он находится.

 

— Можно ли говорить о том, что пост ограничивает свободу человека?

— Внутри каждого человека существует царство любви и свободы. Но законы есть и там. Если мир живёт по окружающим законам, то почему внутри у нас должен быть хаос? Вот, например, мне лично не нравится закон Ньютона — мне хочется летать. Но Ньютон мне это запрещает. Я наберусь такой наглости, смелости, дерзости, пойду на крышу дома и скажу: «Отменяю закон Ньютона!» И пойду… — Далеко не уйду. Потому что это закон, он не зависит от меня.

Или мне не нравится, что огонь жжёт. А вот я захочу отменить его: «Меня не жжёт!» Суну руку в огонь и через несколько секунд пойму, что не могу его отменить. Из этих примеров видно, что законы окружающего мира действуют, а их нарушение влечёт за собой боль. Не потому, что законы плохие, а потому, что нарушитель делает не то. Точно такие же законы есть в духовной жизни. Человек получает так называемую неприятность, беду, потому что нарушает какие-то законы.

В юриспруденции есть правило: незнание закона не освобождает от ответственности. Так и в духовной жизни. Законы веры нам оставили учителя — русские, греческие, египетские, вообще мировые, которые жили христианской жизнью. Одним из главных законов они считали умение управлять своим телом.

 

— То есть получается, в духовной жизни есть определённая методика?

— В любой науке есть своя методика, никто не может просто так стать чемпионом. Я музыкант по образованию, чтобы выступать на концертах, я часами играл гаммы. Никто, конечно, на сцене не будет играть гаммы — это просто смешно. Но без гамм никто на концерт не выйдет. Как и в школе — дети не сразу пишут сочинения. Сначала загогулины, потом буквочки, потом слова, потом предложения, а потом уже становятся пушкиными или лермонтовыми. И в любой науке так. Христианство — это тоже наука. Наука из наук и искусство из искусств.

Зашёл в класс — спрашиваю у школьников: «Знаете, что такое пост?» Они: «Знаем — это когда ничего нельзя есть». Стали вместе считать, чего в пост есть можно, а чего — нельзя. Оказалось, что в пост люди ограничивают себя в мясе, молоке, яйцах и иногда в рыбе. А что можно? Начали перечислять разные каши, фрукты, овощи, и в результате пришли к выводу, что пост — это когда можно есть всё, кроме мяса, яиц и молока. Главное, с какой стороны посмотреть. Оптимисты говорят, что стакан наполовину полон, а пессимисты — наполовину пуст. Так и в посте…

 

(Продолжение читайте в следующем номере)

 

Мы продолжим обсуждение темы в передаче «Новое Зеркало» отвечает», которая выйдет в прямой эфир в четверг 27 ноября на радио «Посад» 90,6 FM с 15 до 17 часов. Звоните по тел.: 547-4004, 547-8000. Повтор программы слушайте в воскресенье 30 ноября с 11 до 14 часов.

 

МАРИНА ВИНОГРАДОВА

 

 

Православный календарь

26 ноября — Святителя Иоанна Златоуста

 

Святой Иоанн был блестящим проповедником. За редкий дар Духовного Слова в народе его прозвали «Златоуст». Он проповедовал в храме 12 лет дважды в неделю, а иногда ежедневно, потрясая сердца своих слушателей.

 

 

27 ноября — Апостола Филиппа

 

Апостол Филипп – один из 12 учеников Иисуса Христа. После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее и сопровождал проповеди чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери.

 

 

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея

 

Апостол Матфей был мытарем, то есть сборщником податей для Рима, а после стал учеником Иисуса Христа. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Апостол Матфей проповедовал в Палестине, Сирии, Мидии, Персии, Парфии и закончил свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Здесь он основал Церковь и построил храм в городе Мирмены.

 

 

30 ноября — Прп. Никона, игумена Радонежского

 

Святой был любимым учеником Сергия Радонежского, который перед кончиной назначил его своим преемником. Игумен Никон поддерживал всё, что было установлено его учителем: любил молитву и пост, трудился наравне с братией, о которой постоянно с любовью заботился.

Источник: Газета Новое Зеркало



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб - выходной Вс - выходной     Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде... подробнее...

[2]Новости спорта
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные со спортом, соревнованиями и турнирами. Материалы о спортивных событиях и о развитии спорта в районе. подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...