Общеизвестно, что накануне и во время пасхальных праздников возникает повышенный спрос на мясо и мясные полуфабрикаты. Народ активно запасается провизией для загородных пикников и домашних застолий, при этом мало задумываясь над тем, а что за продукты он приобретает?
Вполне обычное явление
Наша газета решила поинтересоваться, откуда в торговые точки Сергиева Посада поступает мясо. Для этого я посетил несколько сетевых супермаркетов и маленьких магазинчиков, где продаются мясные полуфабрикаты, и прошёлся по рядам одного из сергиевопосадских рынков, реализующих незамороженное мясо. Везде меня уверяли, что торгуют исключительно продукцией отечественных животноводов.
Для начала немного статистики. По информации обнародованной Минсельхозом России, в 2013 году каждый житель страны в среднем съел по 75,5 килограмма мяса. В прошлом году этот показатель снизился до 70 килограмм. Всего, как известно, в нашей стране проживает свыше 146 миллионов человек. Нехитрый арифметический подсчёт позволяет определить, что в 2014 году россияне сжевали и проглотили более 10 миллионов тонн мясопродуктов. При этом, согласно данным Росстата, за прошлый год во всей России было произведено всего 1,9 тонны свинины, говядины и баранины и 3,9 миллиона тонн птицы. То есть российские производители смогли обеспечить свою страну мясом лишь на 57 % от потребности.
«Откуда же взялись ещё четыре с лишним миллиона тонн мяса?» — таким вопросом, наверняка, задастся любой любознательный читатель. Ответ на него оказался предсказуем: «Оно приехало к нам из-за рубежа». Как рассказали работники одного из сетевых супермаркетов Сергиева Посада, пожелавшие остаться неизвестными, импорт-ное мясо на отечественных прилавках — вполне обычное явление, только продавцы об этом предпочитают особо не распространяться.
Дело в том, что в последнее время покупатели стали очень привередливыми. Они делают выбор в пользу так называемого охлаждённого мяса, наивно полагая, что оно свежее, а значит, полезнее для здоровья. При этом мало кто знает, что по-настоящему свежего мяса на наших прилавках не так-то много, а выращенного в местных, то есть в подмосковных, хозяйствах, вообще с гулькин нос. Основная масса мясных полуфабрикатов, реализуемых в розничной торговле, — это продукция, уже прошедшая заморозку, а затем оттаявшая. И замораживают это мясо зачастую по ту сторону океана.
Страшилка для домохозяек
По свидетельству начальника мясного отдела одного из сетевых магазинов Сергиева Посада, среди основных производителей мяса, поступающего в наш район из-за рубежа, пальму первенства держат латиноамериканские страны Бразилия и Уругвай. После запрета на ввоз в Россию товаров из стран Евросоюза освободившуюся нишу стремятся занять также Аргентина и Парагвай. Животноводство во всех этих странах является едва ли не основной отраслью экономики. Например, в маленьком Уругвае с населением в 3,5 миллиона человек насчитывается более 10 миллионов голов крупного рогатого скота, а в Аргентине — около 50 миллионов голов, и в основном это животные, идущие на мясо. Для сравнения, поголовье крупного рогатого скота мясных пород в России в начале прошлого года насчитывало 690,7 тысячи голов. Как говорится, почувствуйте разницу.
До недавнего времени в нашу страну, в том числе и в магазины и рестораны Сергиева Посада, поставлялась мясная продукция из Австралии, Новой Зеландии и европейских стран. Однако теперь этот канал поступления импортного мяса практически перекрыт. Что интересно, расстояния, а значит, и транспортные расходы, от Австралии и Бразилии до нас примерно одинаковы, однако стоимость мяса из этих стран разнилась весьма существенно. Бразильское мясо значительно дешевле и, поговаривают, что делается это за счёт кормления животных комбикормом из генетически-модифицированного сырья.
Сразу стоит оговориться, что все сотрудники розничной торговли, с кем мне приходилось общаться, ни разу не сталкивались с такими экзотическими видами мяса, как, например, буйволятина или кенгурятина. Они считают, что информация о том, что в наших магазинах продают такое мясо не более чем страшилка для мнительных домохозяек.
Схема сокрытия
Каким образом мясо из-за рубежа попадает на российские прилавки, и почему покупатели практически не встречают в магазинах или на рынке информацию об импортной продукции? Схема сокрытия страны-производителя проста. Крупные российские поставщики заключают контракты с иностранными компаниями-заготовителями. Речь идёт о партиях весом в тысячу тонн и больше. Мясо это в местах забоя скота сразу же подвергается так называемой сухой или шоковой заморозке. Делается это с помощью потока холодного воздуха при температуре минус сорок градусов. Такой способ замораживания продукта позволяет практически полностью сохранить его вкусовые качества и внешний вид при условии, что в процессе размораживания будут соблюдены определённые требования. После того как такое мясо замораживается, оно может довольно длительное время храниться при температуре, не превышающей ноль градусов. Этого времени вполне достаточно, чтобы доставить его в Россию.
Что происходит дальше? Свиные и говяжьи туши попадают на мясоперерабатывающие предприятия, размораживаются там с помощью специальной технологии, после чего их пускают в переработку. В так называемых обвалочных цехах оттаявшее мясо разделывается механизированным способом и под видом свежего фасуется в вакуумную упаковку, что позволяет продлить срок реализации продукта до нескольких недель. Работники супермаркета утверждают, что часть размороженных туш идёт на продажу мелким посредникам, которые, в свою очередь, поставляют эту продукцию на рынки и в маленькие магазины.
Едва заметный подвох
Любое мясо, попадающее в легальную торговую сеть, имеет сопроводительные документы, в которых должно быть указано, что это за продукция, когда она была произведена и какой у неё срок годности. Как правило, это ветеринарные свидетельства, удостоверения качества и товарно-транспортные накладные. Каждый покупатель при желании может попросить у продавца эти бумаги, и торговый работник обязан их предоставить. Только вот предоставит ли?
Должна в этих документах отображаться и информация о производителе мяса, и вот тут-то имеет место совершенно незаметный для простого обывателя подвох. Дело в том, что на всех этикетках, наклеенных на вакуумную упаковку мясных полуфабрикатов, в качестве изготовителя указывается та самая российская компания-поставщик, которая и занимается разделкой свиных и говяжьих туш на мясоперерабатывающих предприятиях. То же самое фигурирует и в сопроводительных документах, будь то ветеринарное свидетельство или удостоверение качества. Первоначальные изготовители мяса, то есть те, кто выращивал скот и забивал его на бойне, в этих бумагах, как правило, не указываются — ведь после переработки в обвалочном цехе данный продукт уже не «является мясом» как таковым, а представляет собой несколько иную группу товаров. Он числится под наименованием «мясной полуфабрикат».
Мясо под маркой «Халяль»
Таким образом, цепочка прерывается, и на прилавке перед покупателем предстаёт вполне себе российский продукт, и это при том, что сделан он из уругвайской говядины или бразильской свинины. Подтверждение иностранного происхождения мясной продукции можно отследить по так называемой декларации о соответствии, но этого-то документа мне нигде в магазинах и не предоставили. Продавцы на рынке о нём вообще ничего не слышали.
Конечно, не только одним импортом сыт рынок мясных продуктов Сергиева Посада. Нельзя забывать, что большая часть мяса, реализуемая в розничной торговле нашего города и района, всё-таки привозится не из-за океана. В основном это продукция крупных российских компаний, таких как, например, агропромышленный комплекс «Мираторг», несколько лет назад построивший в Белгородской области крупнейший в России свиноводческий комплекс. Среди основных поставщиков мяса, логотипы которых во время осмотра мясных прилавков бросились мне в глаза, можно отметить компанию «Черкизово», торговый дом «Высь», Микояновский мясокомбинат и ЗАО «Хладопродукт».
Кстати, я забыл про белорусов. Соседнее государство, входящее с Россией в Единое экономическое пространство, в последнее время активно осваивает наши рынки. Зайдя в один из маленьких мясных магазинчиков, позиционирующих себя как место реализации экологически чистой продукции, я поинтересовался, откуда товар. Оказалось, что мясо под маркой «Халяль» было из белорусского города Жлобин. Во всяком случае, так было указано в ветеринарном свидетельстве, выданном мне продавщицей.
Алексей Мичков
Фото Алексея Севастьянова
Источник: Газета Вперёд