Открытие Лавры в 1946 г.

logo

Открытие.
Зимой 1946 года в нескольких не опечатанных храмах начались службы по воскресеньям, молебны преподобному Сергию. Позади была тяжелая долгая война, великая Победа, в которую православная церковь внесла большой вклад. Эти страницы истории нам пока мало известны, но кому интересно, сегодня доступны. Советское правительство заметно смягчило свои отношения с религиозными организациями, особенно после аудиенции патриарха Алексия I у Сталина в 1945 году. Там решился и вопрос о передаче в ведение церкви Троице-Сергиевой лавры.
Оживать монастырь начал еще в конце 1944 года. Был возобновлен ход и перезвон часов на лаврской колокольне. Там, на звоннице, имел свою комнатку надсмотрщик за часами Володя-часовщик. Он их и восстановил. По воспоминаниям С.М.Боскина, в январе 1945 года старец-схимник Иларион (Удодов) облачил в специальные одеяния мощи преподобного Сергия, которые перенесли из Никоновской церкви в Троицкий собор. В апреле того же года произошло еще одно знаменательное событие: на средней главе Успенского собора устроили леса для поднятия креста, упавшего в 1927 году от сильного ветра.
В 1946 году пост настоятеля Троице-Сергиевой лавры занял патриарх Московский и всея Руси Алексий I, должность наместника монастыря начал исполнять архимандрит Гурий (Егоров), прошедший сталинские лагеря.
…На зимние службы стал приходить немолодой человек и все спрашивал: "Когда же? Я и веревочки припас". Это был звонарь Константин Родионов, ученик старшего звонаря лавры, того самого Сережи-слепца. Отец Сергий умер от голода в 1942 году, не дожив четыре года до открытия святыни. Когда-то на последний, прощальный звон перед закрытием лавры он послал совсем молодого Родионова: "Иди, отзвони за меня, я не в силах. Да Лебедок, Лебедок-то поцелуй — простись…(Лебедок – колокол Лебедь весом 625 пудов, отлит в 1594 году, подарен Борисом Годуновым. Уцелел после погрома и звонит по сей день — В.Б.)
Следует отметить, что открытие лавры происходило в два этапа: на Пасху и официально, торжественно на Троицу, с участием патриарха (он сам встал на службу в Успенском соборе), в присутствии оставшихся в живых иерархов церкви.
События пасхальной недели, на которой было положено начало новой страницы в истории Троице-Сергиевой лавры, достаточно хорошо изложены в рассказах очевидцев или участников тех исторических событий. Один из участников – уже упомянутый Сергей Михайлович Боскин, загорский художник, впоследствии принявший сан диакона, долго служивший в Ильинской церкви.
Особенно интересны три предпасхальных дня. В четверг в уже возвращенный Советом Министров Успенский собор пришел наместник монастыря отец Гурий и началось обсуждение предстоящего в субботу торжественного богослужения. Ясно, что без колокольного звона невозможно было обойтись. Состояния уцелевших колоколов на звоннице никто не представлял, стало быть, нужно подниматься на второй и третий ярус. Комендант музея по знакомству дал ключ и наместник с небольшой группой поднялись наверх. На третьем ярусе, в центре площадки висел Лебедь. Хомут из воловьих жил, на котором висел язык, оказался в трещинах, отвис, ударное место языка – ниже края колокола. Звонить невозможно. Еще у трех колоколов языка не оказалось вообще. Все спустились вниз расстроенные.
Вот как описывает этот момент С. Боскин: "Невдалеке показался Владимир Алексеевич Лошкарев – бригадир ремонта креста и его подъема на купол Успенского собора. Подходит ко мне: "Что задумались?" Поднялись с ним на место. После моего объяснения Владимир Алексеевич, обмерив что нужно, записал все в блокноте. Сочувственно восприняв эту необычную работу, Владимир Алексеевич к Великой Субботе обещал все сделать. На мой вопрос, как быть с ключом от колокольни, он ответил: "Это моя забота".
Для праздничной службы не оказалось и антиминса – четырехугольного плата с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа, реликвии с мощами святых, без которой невозможна божественная литургия. Проблема разрешилась неожиданно. К наместнику пришел старик по имени Тихон Тихонович, которому в 30-х годах отец Кронид передал антиминс: "Храни, он нужен будет". Ильинский храм поделился аналоем, подсвечниками, книгами, коврами, дал регента с хором.
В пятницу в 9 часов утра организационные совещания продолжились. Делегация монастыря обратилась в ризницу музея с просьбой выдать необходимые три Евангелия, митру, плащаницу, пасхальные облачения. В это время электрики проверяли освещение в соборе.
В два часа дня святой водой окропили Успенский собор, наместник открыл царские врата, совершил малое освящение престола.
В шесть часов вечера началась служба с обнесением плащаницы вокруг собора. Надо сказать, горожане о предстоящем событии не знали, поэтому в храме было немноголюдно. А те, кто попал случайно, были изумлены происходящим. Тем же вечером по городу полетело известие: "Открывается!"
День Великой Субботы оказался напряженным с самого утра. В Успенском шло богослужение, читались молитвы перед плащаницей. У левой стены стоял звонарь со связкой веревок. От колокольни по-прежнему нет ключей. Оказывается, о разрешении колокольного звона директору музея-заповедника из Москвы позвонили еще днем, но наместнику об этом не сказали. Заветный ключ передали в половине одиннадцатого вечером, за полчаса до положенного первого удара колокола.
Константин Родионов переживал невероятное волнение: через четверть века ему снова предстояло подняться на третий ярус звонницы. Но по какому поводу теперь! Ему в помощь пошли В.А.Лошкарев и Володя-часовщик.
Константин Иванович вспоминал позднее: "Со свечами стали подниматься, очень спешили. Взошли. Лошкарев слово сдержал, язык у Лебедя – на металлическом хомуте, новый мостик с лесенкой для трезвона. Быстро стали налаживать веревки к колоколам. И так близко вспомнилось мне, как в 20-м году, отзвонив последний звон, поцеловал я Лебедя. И теперь поцеловал уцелевший Лебедок… Господи, благослови! И осенив себя крестным знамением, стал раскачивать». Потом веревку перехватил Лошкарев, а Родионов начал перезвон.
А в это время внизу, в храме, наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Гурий встал на колени и склонился ниц перед святым престолом. Торжественный звон поплыл над радонежской землей. Началась большая пасхальная служба.
Позже процессия из Успенского собора спустилась по ступенькам с паперти, на площадь. Народ, заполнивший все пространство, стоял с зажженными свечами, их было столько, что колокольня казалась подернутой розовым сиянием.
Отдельный разговор о мощах преподобного Сергия Радонежского. Как уже сказано, вскрытие раки было произведено 11 апреля 1919 года. Вскоре крышка из толстого зеркального стекла была скреплена с ракой сургучными печатями Наркомюста, а 26 марта следующего года президиум Мосгубисполкома предписал передать священные останки в московский музей. Патриарх Тихон выступил с обращением в Совнарком оставить мощи святого в лавре. Оставили, но как экспонат музея.
Во время Великой Отечественной войны рака с другими художественными ценностями была эвакуирована в Сибирь, по возвращении печати не были сняты.
Мощи Сергия Радонежского были переданы церкви в подвальном храме Успенского собора в ночь на Великую Субботу 1946 года. Передачу осуществляли люди в форме МГБ, но с непокрытыми головами. Принимал священную ношу отец Гурий. Этот эпизод описан в книге Анатолия Краснова «Рук твоих жар» . А в воспоминаниях С.М.Боскина читаем о событиях субботнего вечера: «В семь часов вечера из Троицкого в Успенский собор в закрытой серебряной раке принесли святые мощи преподобного Сергия. Раку поставили на деревянный помост у правой стены Успенского собора».
Некоторые разночтения не умаляют главного: в торжествах по возрождению сердца русского православия незримо присутствовал тот, кто основал этот монастырь, кто претерпел лишения, холод и голод, проявил величайшее мужество в земной жизни, кто оставил на века бессмертный завет: «Любовью и единением спасемся…»
…Год назад мне посчастливилось побывать на звоннице, прикоснуться к легендарному, овеянному славой и ветрами Лебедю. А потом, с большой высоты посмотреть на наш старинный город, на возрожденную лавру. В иные минуты описать состояние души бессильны любые слова.
Валентина Болотова. Газета "Вперёд". Краеведческий вестник. Официальный сайт Администрации Сергиево-Посадского муниципального района.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2]Колокольня (1741 – 1768)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего... подробнее...

[3]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[4]Администрация Сергиево-Посадского муниципального района
Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии [2], 169
Сайт: sergiev-reg.ru
Эл. почта: adm@sergiev-reg.ru
Телефон: +7 (496) 551-51-00
Часы работы: пн-чт с 9:00 до 18:00, пт с 9:00 до 17:00, обед с 13:00 до 14:00 подробнее...

[5]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[6]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[7]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[8]История Сергиева Посада
Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...