ОНФ, СПЧ и ОП и о полигоне в Сахарово

logo
 

DvPrwqMLsSA

 


На сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека опубликован Доклад Общественной палаты, подготовленный совместно с СПЧ и Общенародным фронтом России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 02.12.2017 №Пр-2436.


T1 T2


Доклад обширный, поэтому я публикую у себя ту его часть, в которой говорится про Сергиево-Посадский район.


Ситуация с отходами в Сергиево-Посадском районе Московской области
 
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами в Московской области (Приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2017 №984/47) Сергиево-Посадский район относится к северному сектору и был выбран в качестве «оптимальной» площадки для расположения крупного объекта обращения с отходами – мусоросортировочного комплекса и полигона для размещения неперерабатываемых отходов, так называемых, хвостов. Объект предполагается разместить на участках в районе деревни Сахарово.
 
При анализе существующих объектов по обращению с отходами в территориальной схеме не было учтено ФГУП «Радон», находящееся на территории Сергиево-Посадского района менее чем в двух километрах от участков предполагаемого строительства новых объектов по обращению с отходами. Дело в том, что ФГУП «Радон» принимает и размещает в своих хранилищах 80% радиоактивных отходов со всей территории России, необходимо учитывать количество принимаемых районом отходов и влияние данного объекта на экологическую обстановку в регионе.
 
Также из документа мы можем узнать, что в Сахарове планируется строительство полигона отходов на 600 тысяч тонн в год. На сортировку планируется завозить еще 450 тысяч тонн. Согласно балансу масс, приведенному в проектной документации на комплекс, доля отобранного вторсырья будет составлять всего около 7-15 %. Для других подобных комплексов, запланированных по новой терсхеме, показатели аналогичные.
 
Получается, что 9 миллионов тонн отходов, образующихся на территории Московской области будут давать только 7% вторичного сырья, то есть около 600 тысяч тонн. Даже сравнение порядков говорит о том, что стратегия обращения с отходами не ставит целью уменьшение количества захораниваемых отходов, равно как и направление сырья в переработку. Это стратегия сиюминутного решения проблемы без учета последствий. Так как запланированная система будет требовать все новых площадей для захоронения отходов. И закономерно вызывать протест у населения.
 
Мнение граждан по «мусорной проблеме» собирается и учитывается очень формально. Выборка непредставительна. На горячие линии звонят только активисты, которых эта проблема касается непосредственно. Этих людей не так много. Фактически, данные об общественном мнении централизованно не собирались.
 
Существует очень много административных барьеров для людей, желающих участвовать в решении мусорной проблемы. Начиная с проблемы информированности, когда человек, столкнувшийся со строительством полигона или МСЗ рядом со своим домом просто не знает, куда обращаться. Местные власти и общественные организации чаще всего пассивны и не информированы в вопросе, а иногда и вовсе настроены против граждан.
 
Система общественных слушаний по вопросам перевода земли и проектам строительства объектов обращения с отходами работает на максимальное ограничение числа участников – людей попросту не информируют о проводимых мероприятиях, приводя на них ангажированных, подсадных участников. Независимо от результатов слушаний принимаются разрешительные решения и застройщик и заказчик получают возможность и дальше не обращать внимание на общественное мнение.
 
Экологическое просвещение населения и продвижение раздельного сбора проводят только подвижники и волонтеры, в большинстве своем не получающие никакой поддержки от государства. Более того, если власти видят в волонтерах угрозу, например мусороперерабатывающим предприятиям, то волонтерское движение попросту «глушится» и не получает больше возможности работать, как это случилось, например, в Костроме после строительства мусоросортировочного комплекса.
 
Изменения тарифа на вывоз отходов с приходом регионального оператора 
 
В качестве предполагаемого регионального оператора в Сергиево-Посадском секторе была выбрана компания ООО «Растрим МО» (уставной капитал 10 000 рублей) — подконтрольная ООО «РТ Инвест» (учредитель 30%). Начиная с 1 января 2019 года она должна начать свою работу в Сергиевом-Посадском кластере. До настоящего момента компания не обладает техникой и никогда не работала в области обращения с отходами.
 
Также у компании нет своих полигонов, мусоросортировочных комплексов, объектов размещения и захоронения. Средств на строительство современных мусороперерабатывающих заводов до момента начала сбора тарифа с населения у компании также нет. Экономическая составляющая проекта не определена – инвестор заявляет о намерении вложить 2,5 -2,9 млрд. рублей в строительство объекта. Проекта до сих пор нет, зато высока вероятность, что этому частному бизнесу потребуются государственные дотации. Также компания отказалась от строительства полигона захоронения отходов в Филипповском (Киржачский район Владимирской области), то есть утратила гипотетическую резервную площадку для размещения одного из объектов.
 
Терсхема регламентирует появление большого количества крупных, высокотехнологичных и ресурсоемких объектов по обращению с отходами в Московской области. Эти объекты требуют больших капиталовложений из госудаственного бюджета и инвестиций частных организаций. В связи с этим планируется увеличение тарифа на 200 — 300 % для населения. Тариф на вывоз мусора утверждается 1 сентября Правительством МО – 4 900 рублей за вывоз 1 тонны ТКО (твердые коммунальные отходы), что составит 980 рублей за 1 куб м.
 
При существующий тарифах в районе с учетом нормы накопления на 1 квадратный метр 3,18 – 4,99 рублей на квадратный метр стоимость вывоза составляет 450-550 рублей за куб метр. В случае утверждения тарифа региональному оператору с 1 января вывоз мусора подорожает примерно до 9,80 рублей за квадратный метр жилья для населения.
 
Таким образом повышение тарифа для населения составит от 2 до 3,5 раз в зависимости от тарифа действующего на сегодняшний момент в конкретном поселении района.
 
Угроза развитию сельского хозяйства
 
Сергиево-Посадский район — один из крупнейших районов в Московской области по значительному числу показателей, от географического размера до производственных показателей. Сергиево-Посадский район является одним из признанных лидеров региона по развитию сельского хозяйства.
 
В настоящее время район входит в пятерку областных лидеров по показателю ввода земель сельскохозяйственного назначения в оборот. На протяжении последних лет Администрация Сергиево-Посадского муниципального района действительно прилагает активные усилия в этом направлении. Только в 2017 году введено в оборот 1601,9 га земель сельскохозяйственного назначения, что позволило довести долю обрабатываемой пашни до 97,4%.
 
В Сергиево-Посадском районе активно развиваются различные направления животноводства (производства мяса птицы и яиц, мяса и молока крупного рогатого скота) и растениеводство (производство зерна, картофеля и иных овощеводческих культур).
 
Сергиево-Посадский муниципальный район – это один из немногих районов Московской области, где производство молока и молочной продукции не только не сокращается, но и ежегодно растет. В 2017 году средний надой от одной коровы составил 7683 кг, что более чем на 1000 кг превышает средние показатели по области. В отдельных хозяйствах валовая продуктивность животных превышает 10 тыс. кг молока. По данным на июль 2018 года, район занимает второе место в Московской области по количеству дойного поголовья, незначительно уступая лидеру.
 
Сельскохозяйственные предприятия района способны производить продукцию самого высокого качества, востребованную на перерабатывающих комплексах района, области и соседних регионов. Непосредственно в районе существует целый ряд перерабатывающих предприятий пищевой промышленности: мясоперерабатывающий завод, хлебокомбинат, молокозаводы и сыроварни, консервный завод.
На этом фоне следует отметить тот факт, что Администрацией района регулярно согласовываются и одобряются инвестиционные проекты, направленные на дальнейшее развитие сельского хозяйства в районе, в том числе расширение пахотных земель.
 
Непосредственно 25 июня 2018 г. Администрацией района были подписаны два соглашения на строительство двух современных животноводческих комплексов на территориях Шеметовского и Селковского сельских поселений общим объемом 2,5 тысячи голов дойного стада, а также мукомольного комбината глубокой переработки.
 
Вместе с тем дер. Сахарово, избранная местом организации мусороперерабатывающего комплекса и полигона захоронения твердых бытовых отходов,располагается непосредственно на землях Шеметовского сельского поселения и в непосредственно близости от границы с Селковским сельским поселением.
 
Таким образом, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района принимает буквально взаимоисключающие решения или решения, непосредственно опасные для жизни и здоровья и населения.
 
Угрозы и риски продовольственной безопасности со стороны мусороперерабатывающей станции и полигона захоронения отходов, построенных по предлагаемым в принятой территориальной схеме нормам, очевидны. Загрязнение почвы, води и воздуха опасными для жизни и здоровья веществами непосредственно отразится на сельскохозяйственных культурах, используемых как на корм скоту, так и употребляемых в пищу.
 
Получение безопасной и полезной сельскохозяйственной продукции (как растениеводческой, так и животноводческой) невозможно без контроля над экологическими условиями. Основные положения современной концепции экологически чистого питания, являющейся приоритетной в обеспечении продовольственной безопасности страны, грубо нарушаются подобными решениями, чреватыми реальными рисками здоровью и жизни населения региона.
 
Таким образом, разработанная Правительством Московской области территориальная схема по обращению с твердыми коммунальными отходами явнонарушает основные положения государственной стратегии по обеспечению экологической и продовольственной безопасности, оздоровлению и увеличению продолжительности жизни граждан Российской Федерации и может нанести непоправимый и неоправданный вред успешному развитию сельского хозяйства в регионе, в котором, помимо прочего, постоянно занята значительная доля местного населения.
 
Раздельный сбор отходов в Сергиево-Посадском районе
 
В качестве способа раздельного сбора отходов в территориальной схеме выбран двухконтейнерный. При планируемой системе сбора отходов возможно отделить и переработать 7-10% от массы ТБО, а остальное приходится захоранивать на полигонах. Однако существует возможность отделить до 90% отходов, а захоронить только 10%.Людей пугают тем, что при введении многоконтейнерной системы раздельного сбора расходы на вывоз мусора вырастают, однако это не так. Вторичное сырье, выделяемое из отходов является ценным ресурсом. Заводам по переработке необходимо загрузить свои производственные мощности и они готовы платить за качественное сырье. 
 
Территориальная схема предлагает следующий вариант финансовых потоков: жители платят за вывоз мусора (тариф возрастет в 2-4 раза). Далее мусор будет проходить через сортировку, что увеличивает затраты на обработку. Затем сырье предполагается продавать заводам-переработчикам, а оставшееся сжигать. Мусоросжигательным заводам жители будут платить за поставляемую электроэнергию и тепло, а после сжигания зола и шлак – отходы повышенного класса опасности – будут также свозиться на полигоны для захоронения. Заводы и предприятия по захоронению отходов – объекты частной собственности, следовательно, возможность государственного регулирования стоимости их услуг затруднена. Помимо этого, территориальная схема обеспечивает монополию в отрасли для региональных операторов и ограничивает возможности входа на рынок новых участников.
 
Однако, переработка вторичного сырья – единственная разумная альтернатива устаревшим технологиям обращения с отходами. Вся система переработки отходов должна опираться именно на глубокую сортировку в местах образования отходов. В таком случае, последующая сортировка на мусороперерабатывающем комплексе упрощается и сводится к накоплению объемов для отправки переработчику. Чем меньше стадий обработки проходит сырье, тем ниже будет его стоимость, и чем лучше оно будет отсортировано изначально, тем выше будет его качество и получаемый объем.
 
Раздельный сбор отходов в Сергиево-Посадском районе
 
Согласно федеральному закону “Об отходах производства и потребления” существует иерархия обращения с отходами, согласно которой РСО является приоритетным способом обращения с отходами. В связи с этим необходима разработка районной системы РСО, которая будет включать в себя создание инфраструктуры, материально-технической базы, и программы просвещения населения. 
 
Все отходы, образующиеся у населения на придомовых территориях можно разделить на 2 категории: опасные отходы I-IV класса опасности и твердые коммунальные (ТКО). Опасные отходы являются основным загрязнителем окружающей среды, остростоит вопрос изъятия их из общей массы отходов. Необходимо организовать сеть стационарных пунктов по сбору опасных отходов в малом объеме у населения, обслуживание этих пунктов лицензированными предприятиями. Дальнейшее обращение и утилизация собранных отходов также должна осуществляться лицензированными
организациями с предоставлением экологической отчетности.
 
Распространенные отходы, образующиеся у населения: люминесцентные лампы, бытовые батарейки, аккумуляторные батареи, использованные фильтры, отработанные масла, изношенные покрышки.
 
После извлечения опасных отходов, твердые коммунальные отходы включают в себя:
 
• Органические отходы
 
• Вторичное сырье, пригодное к переработке в регионе
 
• Мусор — неорганические отходы непригодные к переработке в регионе.
 
Смешанный сбор этих трех типов нежелателен, потому что мокрые органические отходы пачкают вторичное сырье и снижают его качество многократно. При дальнейшей сортировке из массы мокрых смешанных отходов трудно выбрать полезную фракцию, сортировка очень энергозатратна и экономически невыгодна. Органические отходы требуют отдельного сбора для дальнейшей утилизации в компост или биогаз. Сбор вторичного сырья и мусора допустим и более экономически выгоден, при сортировке сухих смешанных отходов выделить полезную фракцию легко, качество извлекаемых ресурсов высокое.
 
Таким образом, мы получаем дуальную систему накопления ТКО на придомовых территориях, которая обеспечивает максимально эффективное обращение с отходами, с сохранением природных ресурсов. Для создания этой системы необходима инфраструктура — сеть площадок РСО и материально-техническая база для обращения с раздельно собранными отходами. МТБ включает в себя: автомобильный парк для обслуживания площадок, сортировочную линию, пресс-компактор, складские помещения для накопления вторичного сырья.
 
Программа просвещения населения включает в себя два основных направления: обучение и общественный контроль. Обучение предполагает информирование населения о современных способах обращения с отходами и возможностях РСО в конкретном населенном пункте. Общественный контроль предполагает прозрачность системы РСО, отслеживание пути отходов от придомового контейнера до конечного переработчика.
Также важна возможность контроля, регулирования и изменения системы самими жителями.
 
Однако областные власти не идут на диалог с обществом, навязывая решения, принятые не в интересах или по согласованию с жителями, а исключительно ради выгоды небольшой группы компаний, вовлеченных в процесс строительства и эксплуатации планируемых объектов обращения с отходами. Выбранная стратегия обращения с отходами на долгие годы сделает Московскую область заложницей принятых решений – власти будут вынуждены искать все новые места для полигонов, увеличивая дальность их расположения, стоимость размещения и, соответственно тарифы для населения. Новые технологии сжигания еще несколько десятков лет будут недоступны в нашей стране. Уже сейчас выбраны технологии на 15-30 лет устаревшие. При возможности построить систему с нуля, навести порядок в отрасли и уменьшить количество отходов, был выбран путь, для которого уменьшение этого количества заведомо невыгодно, а следовательно, проводиться вряд ли будет.
 
При этом уменьшать количество бытового мусора несложно. Для этого нужно создать людям условия для удобного РСО, наладить просвещение, начиная с детских садов и школ и принять меры законодательного влияния на производителей, позволившие бы упростить обращение и переработку тары и вторсырья. Однако, с 2014 года, когданачались первые действия по созданию и продвижению новой территориальной схемы, ни одна из этих мер не была широко внедрена «сверху». Инициатива исходит от граждан: появилось много волонтерских движений по раздельному сбору отходов и продвижению разумного потребления. Концепция «Ноль отходов» стала модным увлечением. Люди сами идут к совершенно другой системе обращения с отходами – к бережливости по отношению к природным ресурсам.
 
Объекты обращения с отходами в Сергиево-Посадском районе
 
Сфера обращения с отходами в Российской Федерации в настоящее время является не высокотехнологичной и экономически неэффективной, поскольку де-факто функционирует в зоне «теневой экономики». В сложившихся в Московской области условиях власти полностью зависят от существующих действующих полигонов ТБО, которые не соответствуют никаким нормам и правилам и работают по «серым» схемам приема отходов. При этом они перегружены. Из-за необдуманных обещаний просто закрыть самые проблемные полигоны, нагрузка на все оставшиеся возросла в разы.
 
Фактически из-за популистских мер мусор стало возить некуда.
 
При существующей территориальной схеме обращения с отходами в Московской области стимулировать переработку невозможно, так как все сырье будут забирать монополисты-региональные операторы, а жителям и перерабатывающим компаниям придется втридорога платить за сырье, полученное на построенных дорогих и новых заводах, которые необходимо будет окупить.
 
Планируемые заводы будут принадлежать частным компаниям, сделав зависимыми от своего сырья существующих переработчиков.
 
При упоре на технологии сжигания, которое было выбрано в качестве основы существующей стратегии, сортировка и переработка становятся «конкурентами» сжигания и при выбранных масштабах внедрения обречены на провал, либо номинальное существование.
 
Экологический сбор пойдет на строительство инфраструктуры сжигания, что в принципе не правильно и противоречит заявленным целям РОП – переработке произведенных отходов.
 
При этом полностью отвергается политика предотвращения образования отходов и построение системы их переработки.
 
Существующие действующие полигоны, по сути являются свалками. Санитарные нормы и правила не соблюдаются, мощности по приему отходов превышаются многократно. Фактически, полигоны находятся на «ручном» управлении Министерства Экологии Московской области. Иных способов и методов контроля в сложившейся ситуации не предполагается.
 
Московская область, помимо официальных, имеет еще и незаконные свалки и мусороперегрузочные станции, где обращение с отходами осуществляется без лицензий и с несоблюдением норм. Такие предприятия устраиваются, как правило, на частной закрытой территории и их доход никак не контролируется. Отходы с таких мусороперегрузок нелегально сжигаются, либо свозятся на стихийные свалки.
 
В Сергиево-Посадском районе 11 июля сгорела одна из таких нелегальных мусороперегрузочных станций в сельском поселении Шеметовское. Местные жители уже долгое время жаловались на шум и вонь, исходившие от этого «предприятия», но никаких действий, по приведению места в порядок, а владельца к ответственности власти не предпринимали. Перегрузка была устроена на земле сельскохозяйственного назначения.
 
Однако на территории района есть легальные действующие предприятия по обращению с ТБО, мощностей которых хватит для работы с отходами внутри района. 
 
Компания ООО «Арсенал-Технологии» производит сортировку ТБО рядом с территорией закрытого полигона Парфеново. Мощности сортировки достаточно для обеспечения развития на территории района системы раздельного сбора отходов и направления вторсырья на переработку.
 
Сам полигон Парфеново был закрыт прежде чем исчерпал свои мощности по захоронению отходов. Он вполне мог обслуживать район еще 3-4 года, а при введении системы раздельного сбора отходов и уменьшения количества захораниваемых отходов и дольше.
 
То есть в Сергиево-Посадском районе есть ресурсы для решения проблемы отходов на уровне муниципалитета, которые не требуют капиталовложений со стороны государства или инвесторов. И использование этих ресурсов не приведет к росту тарифов для населения.
 
Незаконная свалка пестицидов в Сергиево-Посадском районе 
 
На одном из участков, запланированных под строительство новых объектов обращения с отходами располагается незаконная свалка пестицидов.
 
Учитывая то обстоятельство, что на протяжении значительного времени администрации Сергиево-Посадского района не удалось привлечь должного внимания со стороны областного Правительства, а так же привлечь средства на ликвидацию бесхозного могильника неустановленных ядохимикатов было подготовлено и направлено обращение в комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на имя Председателя комитета В.И. Кашина № 01-16/3339 от 02.12.2013 г., в котором была изложена история вопроса и актуальность проблемы. В свою очередь комитет разослал поручение в контрольно-надзорные ведомства: Федеральную службу по надзору с сфере природопользования (исх. 3.12-24/847/45521 от 16.12.2013 г.), Министерство природных ресурсов (исх. № 057845/27 от 18.12.2013 г.), Министерство сельского хозяйства РФ (Департамент растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ) (исх. № 3.12-24/847-45521 от 16.12.2013 г.), Генеральную прокуратуру РФ (исх. № 01-16/3339 от 02.12.2013 г.) о предоставлении имеющейся информации по данному вопросу. В итоге по линии Росприроднадзора была проведена проверка данного объекта на соответствие требованиям природоохранного законодательства. По результатам, которой было возбуждено административное дело в отношении администрации Сергиево-Посадского района и Главы администрации Сергиево-Посадского района, решением суда администрация района и Глава привлечены к административным взысканиям (Постановление суда по Главе администрации – дело №5-454/14 от 28.08.2014г., Постановление суда по Администрации – дело № 5-455/14 от 28.08.2014 г.).
 
Решением Верховного суда РФ ответственным лицом за ликвидацию несанкционированного размещения вышеуказанных ядохимикатов определена
Администрация Сергиево-Посадского района (решение суда № 305-КГ15-13677 от 02.11.2015 г.), а так как земли относятся к землям областного значения ответственность разделяет наравне с Администрацией района и Правительство Московской области в лице Губернатора.
 
Пути решения проблемы
 
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Московской области при Губернаторе Московской области выработала «План поэтапного восстановления и постановки на баланс СергиевоПосадского муниципального района М.О. земельного участка (захоронения пестицидов и агрохимикатов) в сельском поселении Шеметовское Сергиево-Посадского района» от 30.06.2014 г. При рассмотрении данного Плана установлено, что конкретных мер направленных на ликвидацию несанкционированного размещения непригодных к использованию ядохимикатов не выработано, в связи с этим Заместитель министра природных ресурсов РФ Гизатулин Р.Р. сделал соответствующее обращение в адрес Губернатора М.О. Воробьева А.Ю. № 05-12-29/20941 от 15.09.2014 г. На данное обращение Правительство М.О. своим письмом изъявило желание привлечь специалистов МПР РФ к обсуждению вопроса о проведении исследования тела могильника на предмет оценки химической активности его содержимого, с целью обоснования необходимости проведения мероприятий по рекультивации могильника, и защиты окружающей среды от вторичного загрязнения химическими веществами.
 
Особенности проблемы данного захоронения и варианты решения проблемы
 
Исходя из письма Первого заместителя Председателя правительства Чупракова А.А. от 20.10.2014 г. № исх-12373/23 от 20.10.2014 следует, что Правительство МО готово обсуждать вопрос о проведении исследований тела могильника на предмет химической активности его содержимого с целью обоснования необходимости проведения работ по рекультивации данного захоронения. Для организации работ предлагается привлечь специализированные лицензированные организации имеющие право на проведение работ по обезвреживанию и утилизации данных ядохимикатов. Одним из таких предприятий является ОАО «Полигон» в г. Томск.
 
Вариант предложенный администрацией Сергиево-Посадского района нельзя считать окончательным, т.к. стоимость работ по выемке, обезвреживанию и дальнейшей утилизации ядохимикатов в г. Томск на расстояние 3 000 км. практически по цене составляет столько же, сколько стоимость работ по установке ограждения. Вариант, предложенный администрацией, не решает вопрос ликвидации захоронения, а только затягивает решение проблемы. Предложение с Томском – это решение проблемы в окончательном варианте, и позволит снять напряжение в СМИ и исключить надвигающуюся кологическую катастрофу.
 
Работы по мониторингу предложенные администрацией Сергиево-Посадского района выполнить сейчас не представляется возможным из-за отсутствия достоверной информации о химическом составе ядохимикатов, т.к. тех.документация на захоронение утрачена, и в настоящее время могут проходить различные химические реакции, последствия которых непредсказуемы и чреваты последствиями для экологии региона.
 
Так же необходимо принять во внимание следующий факт – захоронение расположено вблизи водной артерии питающей Волгу. Смыв отравляющих ядохимикатов в большой концентрации может повлиять на водохранилища как питьевого, так и рыбохозяйственного назначения. Большая (40 м) глубина залегания грунтовых вод, значительная мощность водоносного горизонта, подошва которого находится ниже вреза долин малых рек, создают благоприятные условия для распространения загрязнения через грунтовые воды, на значительные расстояния с разгрузкой в реки Дубна и Веля, которые впадают в Волгу.
 
Дело усугубляется тем, что в 4-6 км к западу от объекта разведано месторождение чистых артезианских вод. Здесь имеется участок, где юрские глины, защищающие артезианские воды от внешнего загрязнения, размыты (отсутствуют). Именно в этом месте существует реальная опасность загрязнения вод разведанного месторождения в случае попадания элементов – загрязнителей в грунтовые воды.
 
Место размещения захоронения попадает во второй пояс подземных запасов водоснабжения Москвы.
 
По данным статистики уровень онкологических заболеваний на данной территории превышает в разы по показателям онкологии щитовидной железы и легких, это признак длительного и систематического отравления организма ядохимикатами сельскохозяйственного назначения.
 
В разъяснении «Московско-Окского БВУ от 11.06.2012 г. № 10-09/1069 сказано, что река Перемойка длиной 13 км. Протекает в Сергиево-Посадском районе Московской области и впадает в Дубну, которая в свою очередь впадает в Волгу. Таким образом свалка ядохимикатов, следуя из топосъемок, находится в водоохраной зоне данной реки и представляет собой источник загрязнения водных артерий непосредственно питающих Волгу. 
 
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 декабря 2016 года № Пр-2346 и поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 8 декабря 2016 года № ДМ-П13-7461 президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 августа 2017 г. утверждён паспорт приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение
загрязнения реки Волги» (http://gover№me№t.ru/projects/selectio№/670/29362/).
 
Предлагаем рассмотреть вопрос о возможности включения данного объекта в существующий Проект, так как для этого есть все основания;
 
— Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2015 г. № А40-173474/2014;
 
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 г. № 09АП7873/2015;
 
— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2015 по делу № А40-173474/2014;
 
— Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2015 г. № 305-КГ15-13677;
 
— Разъяснения «Московско-Окского БВУ от 11.06.2012 г. № 10-09/1069.
 
ФГУП «Радон» и анализы воды из артезианских скважин поселения Шеметовское и поселка Реммаш
 
Решение о создании предприятия ФГУП «Радон» (п/я 622, МосНПО «Радон») было принято Правительством РСФСР в 1958 году как объекта временного хранения радиоактивных отходов (РАО) г. Москвы и Московской области до 2000 года. В 1960 году при вводе в эксплуатацию в зону обслуживания предприятия постановлением Правительства СССР были включены центральные области России. В настоящее время на
предприятие свозится 80% всех радиоактивных отходов, образующихся в Российской Федерации. Суммарная активность хранящихся РАО по состоянию на 2014 год составила около 10 млн. Кюри (более 130 тыс. т кондиционированных отходов) и увеличивается ежегодно на 150 – 200 т. В радиационно-гигиеническом паспорте предприятия, несмотря на существующие требования, эти величины не отражаются.
 
Предприятие расположено в 19 км от г. Сергиев Посад Московской области в густонаселенном районе на болотистой местности. Занимаемая объектом площадь — 58 га. Ближайшие населенные пункты: пос. Реммаш (2,3 км) с население 8 тыс. человек, с. Мехово (2,3 км). Дорожная сеть, используемая для доставки РАО на предприятие, перегружена. Предприятие относится ко II категории радиационно-опасных объектов.
 
Установленная решением Территориального управления (г. Пересвет) Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), но не утвержденная Межрайонным управлением № 21 ФМБА (МРУ № 21) и районной администрацией, санитарно-защитная зона (СЗЗ) — 2,3 км, зона наблюдения (ЗН) — 7 км. Промышленные стоки предприятия через безымянный ручей сбрасываются в р. Кунья, протекающую через пос. Реммаш, вблизи с. Парфеново, г. Пересвет и пос. Скоропусковский, далее р. Дубна, р. Волга. Имеется контрольная точка (чистая зона) на расстоянии 25 км от объекта (д. Ярыгино), предназначенная для оценки влияния предприятия на окружающую среду. Не используется. В настоящее время при оптимизации предприятия с целью сокращения расходов санитарная зона сокращена до 180 м, численность персонала с 4 тыс. человек до 1200. Практически полностью ликвидирована служба радиационной безопасности. Новая СЗЗ пока не утверждена районной администрацией.
 
К 2000 году проектная емкость площадки для размещения РАО была выработана более чем на 90%. После истечения проектного срока эксплуатации (2000 год) руководство предприятия предложило перенести отходы в места захоронения. В качестве таковых предлагались соляные копи на границе Московской, Тульской и Калужской областей или испытательный полигон на Новой земле. Однако власти областей выступили
против такого решения.
 
Относительно статуса предприятия в настоящее время сведения противоречивы. По одним данным это объект временного хранения и захоронения РАО, по другим – объект долговременного хранения РАО. Вновь построенные и планируемые к строительству хранилища (сооружения 103) имеют статус объектов временного хранения. Проектирование хранилищ финансировалось через программу ТАСИС.
 
В 2011 году предприятие с баланса г. Москвы постановлением Правительства РФ передано в собственность «Росатому», хотя по сведениям работников предприятия часть новых объектов осталась в собственности г. Москвы. Срок эксплуатации большинства хранилищ истек. С 2015 года проводятся исследования с целью определения возможности продления их эксплуатации. Срок окончания исследований 2017 год. Результаты неизвестны. Вопрос о возможности продлении сроков эксплуатации хранилищ не решен до сих пор. Постановлением правительственной комиссии решение о судьбе отходов отложено на 30 лет ввиду их большого количества. Решением «Росатома» срок эксплуатации объекта продлен до 2060
года.
 
В ряде поселений (пос. Реммаш, Шеметово, Богородское, Скоропусковское, г. Пересвет), а также на промплощадке «Радона», обнаружено устойчивое радиоактивное загрязнение воды артезианских скважин, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, причем иногда превышение норм достигает десятикратного значения. В радиационно-гигиенических паспортах предприятия и радиационно-гигиенических паспортах Сергиево-Посадского района этот факт не находит отражения. МРУ № 21 ФМБА «Радону» выдано предписание о разработке программы защитных мероприятий с целью снижения содержания суммарной альфа-активности и содержания изотопов радия-226, радия-228 в воде.
 
В пос. Реммаш построена, но пока не действует по вине района, станция очистки воды от радионуклидов, такая же станция имеется в пос. Богородское. Доказательства, приводимые в пользу природного загрязнения артезианских вод неубедительны, перед созданием предприятия подобных явлений не наблюдалось. Ни одного протокола исследований воды на техногенные радионуклиды не предъявлено. Содержание радона тоже не определялось, хотя при природном загрязнении является обязательным. Все доказательства о природном загрязнении основаны не на результатах исследований, а на бездоказательных утверждениях, что заставляет усомниться в их достоверности.
 
Наличие стронция-90 (техногенный загрязнитель) в открытых водоемах зоны наблюдения имело место в 2001 году при проверке предприятия Министерством экологии Московской области. Наличие цезия-137 (техногенный загрязнитель) отмечено в 2009 году в роднике с. Парфеново, расположенном на береговом откосе р. Кунья. Зафиксированы случаи выброса радиоактивного газа радона при рытье котлованов на промплощадке «Радона», чего ранее не наблюдалось. Превышение концентрации радона в питьевой воде в 1,5 раза отмечалось при испытаниях пилотной установки очистки воды в пос. Реммаш. Радиоактивное загрязнение питьевой воды отмечено и в двух городских районах: НИИРП и НИИПХ.
 
Присутствие Ra-226 в водоносном горизонте водоснабжающих скважин СергиевоПосадского района не отрицается и службой радиационной безопасности «Радона», но бездоказательно объясняется естественными причинами. При проверке «Радона» в 2015 году с участием Сергиево-Посадской прокуратуры установлено отсутствие утвержденной санитарно-защитной зоны объекта и отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на большинство хранилищ. Хранение в 45 из 46 имеющихся хранилищ велось без санитарно-эпидемиологических заключений.
 
Изначально, все объекты «Радона» строились не для временного хранения РАО, а для их захоронения. Сейчас 41 объект имеет статус временного хранилища, но только в 7-ми из них РАО размещены в кондиционированной форме в сертифицированных контейнерах, то есть РАО из них впоследствии могут быть извлечены.
 
Проектной документацией на новые хранилища (сооружения 103) предусматривается возможность последующего преобразования объектов временного хранения в объекты долговременного хранения, а затем и захоронения, несмотря на то, что нормативными документами запрещается размещение объектов захоронения в болотистой местности.
 
По имеющимся сведениям на предприятии вопреки действующей лицензии, предусматривающей хранение твердых отходов до 4 класса, хранятся высокоактивные отходы и жидкие РАО, в том числе отходы 3 класса с атомных электростанций и атомного флота, с военных объектов. В 2015 году завершен вывоз РАО с объекта «Глобус-1» (исследовательский подземный ядерный взрыв мощностью в 2,2 килотонны в Ивановской области).
 
Эксплуатация объекта выявила просчеты, допущенные при его проектировании.
 
На глубине 44 м не сухие породы (плотно слежавшиеся глинистые грунты с большой мощностью слоя) оказались, а супеси от 1,7 до 7 метров, а ниже, на глубине до 60 метров, подземные водные горизонты с коэффициентами фильтрации воды 0,08 м/сутки (слабоводопроницаемые породы) и 30 м/сутки (сильноводопроницаемые породы). 
 
Повыше есть и водоносные линзы. Что это значит? Радиоактивные отходы “уходят” потихоньку в реки Кунью и Дубну и через подрусловые воды могут попасть в артезианские воды. К тому же по зонам трещин может осуществляться связь пластовых водоносных горизонтов между собой.
Расположение объекта на верховом болоте привело к обводнению хранилищ.
 
Отмечается также общее обводнение верхней части суглинистых грунтов. Во всех хранилищах и их приконтурных зонах при вскрытии скважинами была обнаружена вода, уровень которой находился на глубине 0,5-1,5 м от поверхности. По активности эти воды отнесены в основном к низкоактивным жидким отходам, реже – к среднеактивным.
 
Значение рН воды, равное 11-12, свидетельствует о процессе выщелачивания цементного заполнителя хранилища. В приконтурной зоне хранилищ уровень грунтовых вод практически в течение всего года находится ниже уровня воды в самих хранилищах. Это указывает на фильтрацию вод хранилища в приконтурную зону и, соответственно, на миграцию радионуклидов из толщи отходов. Утечки радионуклидов из захоронений с последующей миграцией в нижележащие слои могут быть причиной радиоактивного загрязнения артезианских вод, являющихся единственными источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на прилегающих территориях. Не исключена связь выбросов радона на промплощадке с радиоактивным загрязнением артезианских вод. 
 
Защитные свойства пород в районе расположения «Радона» были сильно переоценены.
 
Неудовлетворительное состояние хранилищ нашло отражение даже в акте проверки предприятия Счетной палатой РФ в 2000 году. 
 
На общественных слушаниях проектной документации на планируемые к строительству объекты (05.04.2016) и материалов обоснования лицензии (12.05.2016), кстати, проведенных впервые за все время существования «Радона», экспертами и специалистами отмечалось очень низкое качество представленных материалов, их полное несоответствие природоохранному законодательству. Каким образом удавалось оформлять лицензии до этого момента, неясно.
 
Доступ к информации о деятельности ФГУП «Радон» вопреки действующему законодательству сильно ограничен. Как пример, можно привести ответ предприятия на просьбу общественной палаты района предоставить сведения о суммарной активности и составе хранящихся отходов. Был получен отказ со ссылкой на то, что материалы представляют служебную тайну. Согласно письму спец. прокуратуры проверки «Радона».
 
ФГУП «Радон» не отвечает национальным стандартам в области радиационной безопасности, нормативы безопасной эксплуатации не соблюдаются, истинное положение в области радиационной безопасности скрывается, в том числе из-за отсутствия общественного контроля, отчетная документация не отражает истинного состояния объекта и окружающей среды, экологическая обстановка в районе размещения предприятия ухудшается, что в недалеком будущем может привести к экологической катастрофе.
 
Выход из создавшегося положения один: принятие Правительством РФ решения о выводе предприятия из эксплуатации, разработка соответствующего проекта и его последовательное осуществление, создание могильников (объектов захоронения РАО) регионального и федерального значения, соответствующих современным стандартам 
требованиям МАГАТЭ.
 
Надеяться на то, что соответствующие решения будут приняты » Росатомом», не приходится.
 
Примечание: 
 
Источниками материалов для данной записки явились публикации в открытой печати, материалы общественных обсуждений, переписка с «Росатомом», нормативные и законодательные акты в области радиационной безопасности.
 
В приложении к этому документу данные анализов вод из артезианских скважин поселения, находящихся по разные стороны от ФГУП «Радон» и земель, выделенных под строительство объектов по обращению с отходами. Как видно из документов, в артезианских источниках превышены допустимые значения по радиологическим исследованиям. В воде сельского поселения Шеметовского суммарная удельная активность альфа-излучающих радионуклидов 0,32 Бк/л при норме 0,2 Бк/л, в воде поселка Реммаш суммарная активность альфа-излучающих радионуклидов 2,05 Бк/л при норме 0,2 Бк/л, суммарная активность бета-излучающих радионуклидов 1,65 Бк/л при норме 1,0 Бк/л.
 
В проекте полигона, который предполагается построить по соседству с ФГУП «Радон» при этом описана система очистки фильтрата: будет забираться вода из местных источников (с повышенными показателями по радиоактивности), фильтрат из тела полигона (происхождение его неясно, так как по проекту на полигоне будет захораниваться сухая спрессованная балластная фракция) будет откачиваться и очищаться на установке обратного осмоса, вторичная вода будет сбрасываться, а концентрат фильтрата будет выливаться обратно в тело полигона. Таким образом будет постоянно повышаться концентрация опасных веществ в теле полигона, а при добавлении воды из местных источников и радиоактивность такого концентрата. О переработке и утилизации полученных отходов первого и второго класса опасности в проекте ничего не сказано.
 
ООО «Скоропусковский синтез»
 
Помимо описанных выше проблем с экологией в районе, остается вопрос с контролем выбросов предприятия ООО «Скоропусковский синтез», которое производит выбросы вредных химических веществ в виде хлора, хлорных соединений, что пагубно влияет на экологию всего Сергиево-Посадского района, а также является угрозой для безопасного проживания жителей всего Сергиево-Посадского района и развития туризма — Золотого кольца России. Данное предприятие расположено на территории МОГП Скоропусковский и всего в 7 км от Сергиева Посада. В 2016 г. телеканалы РОССИЯ 1, ТВЦ, 360, широко освещали все выявленные нарушения поданному предприятию. На ООО «Скоропусковский синтез» накладываются штрафные санкции и на этом все заканчивается. Выявленные нарушения при официальной переписке: Статья 7.6. КоАП РФ Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (Ответ Межрайонной Природоохранной Прокуратуры Московской Области от 21.08.14г. №117ж-2014), Статья 8.15 КоАП РФ — Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (Ответ департамента Федеральной Службы в сфере природопользования по ЦФО от 11 августа 2014г. № 13-17/9719), Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (Ответ Департамента Федеральной Службы в сфере природопользования по ЦФО от 11 августа 2014г. № 13-17/9719), Статья 20.6. Невыполнение требований норм и правил по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Ответ Главного управления МЧС России по Московской области от 12.05.2015г. №1129-1-1-20), Статья 12.21.2 КоАП РФ — Нарушение правил перевозки опасных грузов (Ответ Главного Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Московской Области от 16.06.2015г. №21/2-566) и т.д. 24.04.18г. произошел очередной выброс с данного предприятия хлора, хлорных соединений (о чем свидетельствует встреча в Совете депутатов МОГП Скоропусковский жителей МОГП Скоропусковский с депутатами).
 
Заключение: выводы и рекомендации
 
Принятая стратегия обращения с отходами не продумана и нуждается в доработке, включая полную замену выбранных опорных технологий. Дальнейшее развитие в выбранном направлении приведет к катастрофической ситуации в области обращения с отходами и в экологии. Забирая у муниципалитетов возможность решать собственную проблему с отходами, а у бизнеса находить выгодные решения этой проблемы и перетягивая все эти функции в область жестко централизованного управления невозможно никаким образом развивать ответственное отношения ни к отходам, ни к ресурсам. Забирая возможность получения выгоды от переработки вторсырья у уже имеющихся предприятий государство погубит зарождающуюся отрасль промышленности на корню. Отсутствие конкуренции за вторсырье приведет к потере его ценности.
 
Необходим пересмотр территориальных схем по обращению с отходами с целью уменьшить объекты, сделать муниципальными.
 
Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств экологического и утилизационного сборов внутри муниципалитета по договоренности с предприятиями, находящимися на его территории, а также с федерального сбора, уплачиваемого импортерами и производителями за утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства, платы за негативное воздействие на окружающую среду, тарифов населения, продажи вторресурсов и продукции из них.
 
Для реализации таких проектов не требуются значительные финансовые ресурсы, поэтому нет необходимости в привлечении крупных инвесторов. Все проекты осуществимы в рамках малого и среднего бизнеса. Такой подход окажет значительное положительное слияние на экономику регионов, а также позволит поднять сознательность бизнесменов и простых граждан, которые будут осведомлены, куда и на что идет их оплата за вывоз и переработку отходов.
 
По мере строительства инфраструктуры переработки отходов и вторресурсов следует сделать захоронение отходов государственной функцией на уровне муниципалитетов. Для ввозимых на территорию отходов, несортированных, а особенно балластных фракций необходимо будет максимально увеличить тариф на захоронение, увеличить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ввести в нее коэффициент экологической напряженности, чтобы было выгоднее направлять отходы на переработку, а не на захоронение.
 
Вторичные ресурсы являются ценным сырьем, как нефть и газ, и обращение с ними должно регулироваться государственной политикой в рамках обеспечения повышения объемов переработки и обеспечения здоровой конкуренции, так как для становления нового кластера промышленности потребуется продолжительное время, государственное регулирование в области законодательства, а также дотации.
 
Отдельно следует коснуться вопроса сельских территорий в связи с возникшей проблемой. В плотно застроенной Московской области территории, пригодныедля сельского хозяйства и фермерства должны получить отдельный охранный статус.
 
Хищническое использование земли соседних с Московской областей для захоронения отходов тоже недопустимо. Такой экстенсивный способ строительства свалок приведет к
безвозвратной потере сельскохозяйственных угодий на территории области.
 
Следовательно подход к решению проблемы отходов в московской области должен быть принципиально иным – без гигантомании, наоборот, максимально экономичным в
использовании земельных ресурсов, менее затратным в плане строительства объектов и транспортировки отходов к местам переработки.
 
Рекомендации:
 
1. Власти – наладить диалог с жителями, обеспечить репрезентативность мнения, обратную связь и систему общественного контроля по вопросу обращения с отходами.
 
2. Ввести меры по обеспечению личной ответственности чиновников за принятые решения.
 
3. Изменить существующую территориальную схему обращения с отходами с учетом особенностей территорий и мнения населения, с учетом существующих предприятий и с соблюдением экологического законодательства.
 
4. Обеспечить в схеме возможность развития, в том числе технологического и культурного.
 
5. Наладить систему экологического просвещения.
 
6. Обеспечить систему переработки отходов (госконтракты на продукцию, произведенную из вторичного сырья).
 
7. Обеспечить максимальное сохранение сельских территорий и земель, пригодных для фермерства и сельского хозяйства.
 
8. Обеспечить систему экологического мониторинга и контроля выбросов в Московской области.
 

Источник: Альтернативная газета





Контекстная справка

[1]Государственные и общественные организации
Государственные и общественные организации города подробнее...

[2]Проекты домов 2016 от компании «С-Форма»
Сергиево-Посадская строительная компания «С-Форма» сообщила об обновлении каталога проектов домов, предлагаемых заказчикам для возведения в Сергиево-Посадском районе и... подробнее...

[3]Сельское поселение Реммаш
Муниципальное образование сельское поселение Реммаш расположено на северо-востоке на территории бывших Ереминской и Рогачевской волостей Александровского уезда, по сторонам старинной дороги из Сергиевского Посада в Федорцово и далее на Калязин. Московской области и входит в состав Сергиево-Посадского муниципального района. Занимаемая площадь равна 2150 га. В состав поселения входят 3 населенных пункта: поселок Реммаш, село Иудино и деревня Мехово. подробнее...

[4]Сельское поселение Селковское
Сельское поселение Селковское находится на севере Сергиево-Посадского района и Московской области. Территория поселения граничит с Тверской, Ярославской и Владимирской областями. В состав... подробнее...

[5]Администрация Сергиево-Посадского муниципального района
Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии [2], 169
Сайт: sergiev-reg.ru
Эл. почта: adm@sergiev-reg.ru
Телефон: +7 (496) 551-51-00
Часы работы: пн-чт с 9:00 до 18:00, пт с 9:00 до 17:00, обед с 13:00 до 14:00 подробнее...

[6]Сельское поселение Шеметовское
Сельское поселение Шеметовское расположено на северо-востоке Московской области в Сергиево-Посадском муниципальном районе, на территории общей площадью 46900 га, население составляет 9530... подробнее...

[7]Общественная палата Сергиево-Посадского района
Общественная палата Сергиево-Посадского муниципального района по Московской области. Прием претензий, жалоб от населения Сергиево-Посадского района по вопросам: ЖКХ, градостроительства, культуре и прочим вопросам. подробнее...

[8] — Сергиево-Посадская городская прокуратура
Поднадзорная территория: город Сергиев Посад и Сергиево-Посадский район.
Адрес: проспект Красной Армии, 136, 2 этаж
Сайт: mosoblproc.ru
Телефон: +7 (496) 547-09-90
Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00, Сб-Вс выходной
Эл. почта: s-posad@mosoblproc.ru подробнее...

[9]Поселения Сергиево-Посадского района
В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее...

[10]Новости туризма
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с путешествиями, отдыхом и туризмом. Материалы о событиях в области туриндустрии и о развитии туризма в регионе. подробнее...

[11]Городское поселение Скоропусковский
Городское поселение Скоропусковский находится в центральной части района, к северу от Сергиева Посада, через него проходит Московское Большое кольцо (А-108) и другие важные магистрали, что... подробнее...

[12]Городское поселение Богородское
Городское поселение Богородское расположено в 25 км. от районного центра г. Сергиев Посад по нижнему течению реки Куньи и насчитывает в своем составе 10 деревень, 3 села и поселок городского... подробнее...

[13]Новости Сергиево-Посадского бизнеса
Бизнес-новости и пресс-релизы компаний, работающих в городе Сергиев Посад и районе. Информационные материалы о производителях, поставщиках товаров и услуг в Сергиево-Посадском районе. подробнее...

[14]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[15]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[16]Водоснабжение и отопление
Монтаж отопления и водопровода, установка оборудования Опытные местные мастера выполнят полный комплекс работ по установке и монтажу отопления, водоснабжения, канализации в квартире или... подробнее...



Всего один комментарий к материалу “ОНФ, СПЧ и ОП и о полигоне в Сахарово

  1. Николай

    Для особо «заботливых» сообщаю, что как полигон ТБО Парфеново, так и мусороперерабатывающий комплекс расположены в зоне санитарной охраны централизованных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселка Реммаш, что категорически запрещено санитарными правилами. Построена, но не действует станция очистки питьевой воды от радиоактивности. Не слишком ли много для поселка?
    С радостью поделимся этим добром с желающими!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *