Из XVII века входит в нашу современность взволнованный голос Блеза Паскаля, одного из самых глубоких мыслителей человечества.
23 ноября 1654 года этот математик, совершивший ряд научных эмпирических открытий, пережил встречу с небесным миром, потрясшую его внутреннее существо: Паскаль постиг, что Бог есть
«Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и мудрецов»! И что Бог есть Огонь, очищающий человека, сжигающий зло. И Живой Бог ищет человеческую душу для усыновления, для ее воскресения, спасения в вечности.
Ум наш человеческий способен даже отвлеченно, «математически» доказать, что вера в Бога и в бессмертие души есть нечто гораздо более разумное, жизненное и достоверное, чем неверие в эти истины. Математик Паскаль доказывает это своим знаменитым рассуждением о пари, которое держат верующий с неверующим: есть Бог или нет Бога? Неверующий, по мысли Паскаля, всегда теряет. А верующий в одном случае ничего не теряет, а в другом все выигрывает. Предположим, говорит Паскаль, что существует в мире лишь холодное, отвлеченное решение этого спора — «за» или «против» существования Бога и бессмертной в Нем жизни. Если Бог есть, то ценность человеческого решения за Бога, ценность этой человеческой «ставки» на Вечную Жизнь является бесконечно драгоценной и безгранично спасительной. Если, предположим, человек «ошибся» в своей ставке на Вечную Жизнь, то эта его ошибка мало что будет для него означать; она не составит никакой потери по сравнению с величайшей потерей не верующего в Бога человека, ошибочно сделавшего ставку не на жизнь, а на смерть своей души. Такая ошибка неверующего будет для него офомна, ужасна и неисправима.
Блез Паскаль
Такова сущность знаменитой мысли Паскаля о пари верующего с неверующим.
Но человек есть не только умственное существо; он есть и живое сердце. Сам Паскаль не сомневался в величайшей реальности Божьего бытия. Имея подлинный опыт познания этого Бытия, Паскаль считал, что настоящее доказательство существования Божьего исходит не из отвлеченного, теоретического рассудка, а от сердца, из глубины духа, из целостной интуиции человеческого существа. Ум, сердце и воля, соединяясь воедино в постижении Духа Божия, целостно познают истину Божьего бытия в чистоте, любви и истине. Познают в меру своего очищения. И именно это состояние синтетического познания в человеке называется в Священном Писании верой.
Вера в Бога есть одновременно постижение человека в высшем его раскрытии. «Сердце ощущает Бога, не разум», — говорит Паскаль. «Вот в чем вера: Бог, открывшийся сердцу, а не разуму… Вера — это отдание своей жизни Любви божественной, умалившейся, чтобы заполнить нашу малость; вера есть познание Любви, заполняющей пропасть между нами и Богом… Безгранично расстояние между физическим телом с его биологическими процессами и областью мысли. Но еще более бесконечно расстояние между человеческой мыслью и Высшей Любовью, Богом-Духом. Это расстояние переходит границы природы. Самый малый ум человека — выше всей земли и всех звезд, так как он познает все это и себя. Тело же ничего не сознает. Но все тела и все умы, вместе взятые, имеют меньшую ценность, чем малейшее явление любви. Любовь высшая принадлежит к порядку гораздо более высокому, чем мысль. И как из физических, материальных тел нельзя получить ни малейшей мысли, так и из всех умов нельзя извлечь ни малейшего движения (ни малейшей искры) любви».
Эта мысль Паскаля иллюстрирует разделение апостолом Павлом природы человека на «телесную», «душевную» и «духовную».
Истинная вера в Бога есть всежизненная замена человеком своего эгоистического «я» истинным центром бытия — Богом. На этом пути и воздвигается Крест, так как наше эгоистическое «я» не хочет уступить Божественной Жизни и умереть в Божьей воле. Эгоистическое наше «я» мы призваны заменить жизнью Божественной, Христовой… Оттого эгоцентрическая воля человека всегда чувствует трудность веры в Бога.
В знаменитом своем переживании, мистическом опыте, о котором свидетельствует клочок бумаги, который Паскаль носил всегда при себе, он говорит: «Уверенность, уверенность… радость, мир» (Certitude, certitude… Joie, Paix). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).
Последними словами этого знаменитого клочка бумаги, зашитого в одежду Паскаля, были: «Отказ от себя — полный и умиренный». Отказывающийся от «себя», от своего эгоизма человек находит свою настоящую, очищенную личность.
Так уже в этом мире начинается воскресение человека из мертвых, новая жизнь — во Христе…
Умер Паскаль сравнительно молодым, тридцати девяти лет, оставив человечеству опыт удивительной жизненной устремленности к чистоте, удивительной напряженности в жажде высшей жизни и той реальности любви к Богу и людям, которая составляет сущность настоящей религиозной веры.
Христос Иисус, Спаситель, Богочеловек стоит в центре жизни и мысли Паскаля. «Мне кажется, — пишет он, — что Иисус Христос дает прикоснуться после Своего воскресения только к Своим язвам… Мы должны соединить себя только с Его страданием. Христос — божественный ответ на человеческое, смертное состояние в мире. Можно верить в Бога, не зная этого своего несчастного смертного состояния, и можно также видеть это свое несчастное состояние — без Бога… Но нельзя человеку познать Иисуса Христа, не познав тем самым и Бога, и свое несчастное — без Бога — состояние. В Иисусе Христе заключается для человечества полный и единственный ответ на все. Без Него — одно только отчаяние, горе и смерть. А через Христа Иисуса все — и само страдание, и сама смерть — становится путем, входом в высшую жизнь…»
Историю человечества Паскаль созерцает как «агонию Иисуса Христа на Кресте». Агония завершится Воскресением. «Нельзя спать в это время! — говорит Паскаль. — Это время — молитвы».
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Два «ночных волка» впервые доехали на мотоциклах из России в ЮАР
Пролог в поучениях. Внимательное размышление о видимых нами в мире сем вещах может давать нам уроки, для нас спасительные
Сергиевский Посад в конце XVIII века
Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца
Мысли на каждый день года. 3 февраля