Несколько картин вошло в серию под названием «Труды Преподобного Сергия». Эти три картины вместе составляют триптих. Они были написаны в 1896—1897 годах. Это моменты жизни, когда Святой жил вместе с братией. Главную роль на этих полотнах Нестерова играет пейзаж, причем разных времен года. На всех картинах триптиха Сергий подает пример братии.
Триптих «Труды преподобного Сергия». Нестеров М.Н.
На левой картине Сергий изображен на первом плане с коромыслом через плечо, на котором висят два ведра и на ближайшем из них вырезан небольшой крест. Сергий одет в подрясник, мантию и епитрахиль, все производит впечатление очень будничное, не такое яркое, как на картине «Юность Сергия Радонежского». У Сергия густые, отливающие немного золотом волосы и борода. Ноги одеты в простые крестьянские лапти. Нимб очень четкий, с голубоватым оттенком. На заднем плане видны поля, луга и большие леса. Нестеров явно здесь изобразил осень, т.к. луга покрылись рыжиной, и среди них мелькает ярко-красные грозди рябины, но рядом со святым видны нежно- желтые полевые цветочки вплотную с пожелтевшей и высыхающей высокой луговой травой.
Сергий Радонежский, как видно, нес воду очень долго, но, несмотря на тяжелый труд, в его глазах царят спокойствие и умиротворение, мысли его далеко отсюда. Цвета картины приглушенные, неяркие, день пасмурный, какой-то задумчивый, как и сам Радонежский.
На средней картине Сергий Радонежский с другим иноком распиливает большое толстое бревно, поэтому он одет лишь в подрясник с поясом и с засученными рукавами. Его подрясник, как мне кажется, напоминает по рисунку ствол стоящей слева березы.
Сергий Радонежский показывает своим примером другим смиренность и трудолюбие. Он работает в поте лица вместе с другими монахами, они строят новую обитель. Двое несут уже распиленное бревно, двое сидят с топорами на стене и достраивают усердно избу. Фигуры у всех крупные, крестьянские, но лицо видно только у Сергия и чуть-чуть у того монаха, с которым он пилит бревно. Вероятно, Нестеров это делает вполне сознательно: так он привлекает все внимание к Сергию. Его лицо печально и измождено, но очень кротко. Нимб ярко-белый, особенно это бросается в глаза по контрасту с черным куколем. Вся фигура Сергия как будто излучает свет. Дело происходит в конце лета. На заднем плане видны старые, немного покосившиеся высокие ели, а сразу за Сергием скромно стоит девочка-березка, как будто поет своими нежно-зелеными листочками. Она символизирует чистоту, кротость и юность души Сергия. Сзади видна уже деревянная бревенчатая стена монастыря с небольшой башней.
Третья же картина изображает заснеженную монастырскую улочку. Святой стоит на небольшой снежной дорожке. На этой картине Нестеров показал все великолепие и сказочность русской зимы.
Высокие ели на заднем плане припорошены снегом, Крепкие деревянные избы со снежными блестящими на зимнем солнце шапками и с небольшими трубами, из которых идет голубоватый дым. Также вдалеке видна церквушка с колокольней. Основной тон — голубой и розовый, очень светлый и нежный.
Чтобы выделить старца среди зимнего пейзажа, Нестеров одевает Сергия в черную мантию и темно-голубой подрясник. Так Сергий ясно виден на картине среди сверкающей голубизны. Лицо слегка отвернуто от зрителей, но опять ощущается печаль и смирение. Нимб над головой розоватый, напоминающий по цвету небо заката.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра