К.Е Скурат. Наставления великих учителей Церкви.
Предпосылки сотериологии святого Афанасия Великого
Творец более всех тварей возлюбил человека и даровал ему высшую природу. Бог не создал людей «просто, как всех бессловесных животных на земле, но сотворил их по образу Своему, сообщив им и силу собственного Слова Своего, чтобы, имея в себе, как бы некие оттенки Слова и став словесными, могли пребывать в блаженстве» (1,195). Даже Ангелы «не образы» Бога (1, 208).
Как образ Божий человек вышел из рук Премудрого Творца наделённым свойствами Первообраза, возвышающими его над всем земным (1,167). «Образ истой Божией Премудрости есть являемая в нас мудрость, в которой, имея силу ведения и мышления, делаемся удобоприемлющими зиждительную Премудрость, и чрез Нее приходим в состояние познавать Отца Ее» (2, 363):
Образ Божий заключается в богоподобной душе человека. Душа создана «по образу и подобию Божию, так как дает разуметь об этом Божественное Писание, говоря от Лица Божия:«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1,26)» (1,171).
Отражены совершенства Божии в разумности и бессмертии души. Что только один человек одарён, разумной богоподобной душой становится ясно при рассмотрении человеческого существа. Животные видят только то, что у них перед глазами и стремятся к нему, хотя бы впоследствии был им от того вред. Бессловесные — рабы чувственных: инстинктов. Но человек имеет основу для возвышения над всем чувственным; то, что видит глазами он «обсуживает рассудком». Нередко уже устремившись к чему-либо, он удерживается рассудком, «и что им обдумано, обсуживает снова» . (1,166). Чувства в теле, как настроенная лира, когда ими управляет человеческий дух (1,167). Дело глаз — видеть, ушей — слышать, уст — вкушать, ноздрей — принимать запах, дело рук — касаться, но рассуждать, что следует видеть, слышать, вкушать и т. д., не дело чувств, а разумной души (1,166-167).
Если тело не способно мыслить, смертно и временно, то душа не только разумна, но и бессмертна (1,168).’Душа движет тело, но сама ничем не приводится в движение — она «самоподвижна».
Следовательно, и «по сложении с себя тела в землю, опять будет сама себя приводить в движение». Приводя же себя в движение, она будет жить и после смерти тела, ибо «движение души не иное что есть, как жизнь ее». Душа бессмертна, ибо такой её сотворил Бог Словом Своим Господом нашим Иисусом Христом. «И помышляет и мудрствует она о бессмертном и вечном, потому что сама бессмертна. Как телесные чувства, поелику тело смертно, видят смертное; так душе, созерцающей бессмертное и помышляющей о бессмертном, необходимо и самой быть бессмертной, и жить вечно»; (1,-169-170).
Признание души разумной и бессмертной есть признание и её духовности. А как таковой душе свойственен и образ вездеприсутствия Божия. Тело часто находится в покое, а душа, как бы на время оставляя его, проходит далёкие страны, встречается со знакомыми и друзьями, «нередко предугадывая и предузнавая по этому дела свои на другой день». А иногда, «поощряемая чистотою ума, воспаряет к святым и Ангелам, пребывающим вне земных» (1, 167, 169)
Святитель усматривает в человеке и владычественный образ Всемогущего Творца. «Вся покорил ecu под нозе его». Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на землей как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано: «Поставил ecu его над делы руку Твоею», а в другом месте говорит: «И дела руку Твоею суть небеса» (Пс. 101,26); то явствует, что поставил его и над небесами, и не утаевая уже показывает пребывание на небесах отшед- ших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют Небесное Царство… Так должно разуметь и следующее: «Вся покорил ecu под нозе его». Ныне покорил животных; но поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный над делы руку Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: «Седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1,13)» (4, 57-58).
Святитель отмечает, что полученные совершенства первыми людьми предназначались всем людям. «Так и род человеческий создан по образу Божию. Ибо хотя один Адам создан из земли, но в нем были основания к преемству целого рода» (2, 325).
Источник: К.Е Скурат. Наставления великих учителей Церкви. Предпосылки сотериологии святого Афанасия Великого. Троицкий Собор. Яхрома 2008
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...
Небесный покров святых. Святитель Николай Чудотворец
Мысли на каждый день года. 14 февраля
Годовой круг евангельских чтений. Четверг 28-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.92. (XVIII,31-34). Об Иисусе Христе, Господе нашем
Патриаршая комиссия по физкультуре
Иконостас Троицкого собора и проблемы периодизации русской живописи первой половины XV века: историографический аспект проблемы