Нужны ли квоты на российские продукты?

logo

Нужны ли квоты на российские продукты?

Областные парламентарии обратились к коллегам из Госдумы с законодательной инициативой: по мнению подмосковных депутатов, доля продуктов отечественного производства в торговых сетях должна составлять не менее 50 %. Эти требования планируется внести в федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности". Ранее со схожими предложениями выступали представители "Справедливой России", так что идея, что называется, витает в воздухе и шансы на её реализацию определённо есть. Но для чего всё это нужно и как скажется на нас, обычных покупателях?

Препятствия и ограничения

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что причин для возможного введения новых правил работы торговых сетей минимум две. Первая — поддержка отечественных производителей и создание условий для развития средних и небольших хозяйств. Вторая — внесение изменений в закон "актуально в условиях экономических санкций против России".

Парламентарии при этом ссылаются на мнения отечественных аграриев и покупателей. "К депутатам поступает множество обращений от наших производителей, — рассказал "Известиям" председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов. — Им крайне тяжело представить свою продукцию для наших же потребителей: существует множество ограничений и препятствий, из которых черпают выгоду крупные товаропроводящие сети, а также иностранные производители".

Заместитель председателя областного парламента Никита Чаплин в интервью подмосковному телеканалу "360о Подмосковье" заявил, что в адрес Мособлдумы и губернатора от жителей "поступало много обращений о том, что им не хватает продуктов отечественного производства".

По его мнению, сейчас в крупных сетях российские товары обычно занимают только 20-30 % продаваемой продукции.

В законопроекте есть и другие изменения и ограничения — возможно, более существенные и способные оказать реальное влияние на ассортимент в магазинах. В частности, по словам Никиты Чаплина, парламентарии хотят прекратить практику так называемых "рекламных взносов", которые, по его мнению, берутся с аграриев за саму возможность поставки товаров в крупные торговые сети. "По сути, это вымогание денег за то, чтобы войти в сеть и разместить свой товар на видном месте, чтобы его покупатели заметили. Это ни в коем случае не сказывается ни на качестве товара, ни на месте его производства", — сказал он.

Есть и третье значимое нововведение: законопроект сокращает сроки, в течение которых магазины должны расплатиться с поставщиками, делая их более выгодными для производителей.

Согласны, но не совсем

Получить собственные комментарии от торговых сетей нам, к сожалению, не удалось — в частности, в пресс-службе компании "Дикси" нам вежливо отказали.

В интернете, впрочем, несложно найти высказывания ритейлеров касательно новых законодательных инициатив. Так, начальник управления по связям с общественностью Х5 Retail Group (компания управляет магазинами "Пятёрочка", "Перекрёсток", "Карусель") Владимир Русанов в интервью "Известиям" отметил, что им выгодно сотрудничать с отечественными поставщиками, особенно местными, поскольку именно они могут предоставить свежие товары многих категорий. Но дальнейшее расширение сотрудничества, по его мнению, не всегда возможно.

"Мы стараемся работать с местными поставщиками во всех регионах нашего присутствия, — сказал Владимир Русанов. — В первую очередь, речь идёт о скоропортящихся продуктах. Это овощи и фрукты, мясная, молочная, хлебобулочная продукция. Хлебобулочная продукция местного производства в наших магазинах достигает 80-90 %. В некоторых регионах доля молочной продукции местного производства у нас составляет более 50 %. Мы готовы наращивать долю отечественных продуктов. Вопрос в другом: готовы ли наши региональные поставщики обеспечивать те объёмы, которые необходимы для крупных торговых сетей? И готовы ли они обеспечивать качество при доступных ценах?"

Наши поиски

Действительно, готовы ли? Неужели отечественных товаров в сетевых магазинах эконом-класса (коих в нашем рай-оне огромное количество) настолько мало? В качестве эксперимента, с учётом типовой продовольственной корзины на 2014 год, мы составили список продуктов и попытались найти их в торговой сети. Условие — все продукты должны быть российскими.

Дефицита, скажем сразу, не обнаружилось ни по одной позиции.

Рассматриваем самые дешёвые продукты.

В сетевом магазине мы обнаружили отечественные:

• молоко (41,60 руб. за литр);

• сыр "Российский" (289 рублей за килограмм);

• сливочное масло (58,50 рублей за пачку);

• растительное масло (37,20 за 1 литр);

• хлеб (17,80 рублей за батон);

• лук (15,90 за килограмм);

• картофель (15,60 за килограмм);

• куриные яйца (48 рублей за десяток);

• сосиски "Сливочные" (285 рублей за килограмм);

• колбасу "Докторскую" (263 рубля за килограмм);

• сахарный песок (30,90 рублей за килограмм);

• макароны (23,40 рублей за пачку);

• куриные окорочка (146 рублей за килограмм);

• рыбу (треска, 199 рублей за килограмм).

Продукты, в нашем климате по объективным причинам не произрастающие, упакованы тоже у нас и, следовательно, считаются отечественными. Таковы, например, чай "Майский" (53 рубля за пачку 100 граммов) и зерновой кофе "Чёрная карта" (116 рублей за упаковку 250 граммов). Список при желании можно продолжить. Откровенное засилье иностранных производителей мы обнаружили лишь в отделе алкогольной продукции — да и то среди производителей вин, крепкий алкоголь почти полностью отечественный. Во всех остальных категориях, как минимум, есть выбор между иностранным и российским.

В целом у нас сложилось впечатление, что продукции российского производства (или хотя бы упакованной в нашей стране) в ассортименте обычного сетевого магазина никак не меньше половины, а, скорее всего, даже больше.

В дальнейшем на страницах нашей газеты мы планируем периодически обновлять данные о ценах, чтобы понять, насколько в реальности высока или низка "продовольственная инфляция". Следите за нашими публикациями.

комментарий

Александр ДВОЙНЫХ, депутат Московской областной думы:

Нужны ли квоты на российские продукты?

— Надо констатировать тот факт, что сегодня конкуренция между производителями лежит далеко не только в области качества и цены продукции, но и в области маркетинговых технологий. Крупные ритейлеры взимают косвенные платежи за попадание товара на прилавки, заключая сложные контракты с оптовиками. Работать на таких условиях могут только крупные компании, имеющие опыт взаимодействия с сетевиками и "длинные деньги". В области торговли идёт процесс глобализации, который вытесняет с рынка небольшие магазины. Мелким российским производителям для реализации своего товара приходится создавать свои фирменные торговые точки. Эта непрофильная деятельность отвлекает силы и средства и не решает вопроса качественного сбыта.

Совершенно очевидно, что, в част-ности, у подмосковного покупателя есть потребность в приобретении товаров, произведённых здесь же. Товары с небольшим сроком годности, и, соответственно, более высоким качеством, могут быть доставлены на прилавки только из ближайших точек производства, они по определению не могут быть привезёнными из-за границы.

Инициатива о равноценном представительстве на прилавках импортных и отечественных товаров может быть отменена после того, как отечественные товаропроизводители укрепят свои позиции и будут готовы к борьбе за полки и прилавки. Это опыт, который пережили все страны, заинтересованные в поддержке своего производителя. Если сейчас не принимать решений в их поддержку, можно потерять не только предприятия, но и целый класс людей, которые хотят работать на земле и выпускать качественную продукцию.

Александр ГИРЛИН

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Авторы
Авторы и редакторы портала Админ (Техническая информация, объявления) Энциклопедист (История и справочная информация) Алексей Петров (События и бизнес) BildEditor (Фото... подробнее...

[2] — Родился в 1984 году в городе Загорск. Живет на Клементьевском поселке. В возрасте 5 лет пошел в школу №14. В 16 лет стал победителем открытого первенства России среди юниоров и занял первое место в рейтинге Российского теннисного тура. подробнее...