Никоновский колокол: благовест через столетия

logo
15/28 августа 1420 года, к празднику Успения Пресвятой Богородицы «свершися колокол» Чудотворцев — был отлит древнейший Никоновский колокол, тогда самый большой из монастырских, который впоследствии своим благовестом знаменовал важнейшие события того времени.




Вид монастыря в 15 веке. Чертеж-реконструкция В.И.Балдина

Перенесёмся мысленно почти на шесть веков назад – благо, атмосфера умиротворяющей старины этому весьма способствует.
Сначала поднимемся по чугунным ступенькам на первый ярус, мы увидим три колокола: Первенец, Благовестник и Царь-колокол – настоящего гиганта весом в 72 тонны. Осмотрев их, продолжим свой путь по узкой винтовой лестнице и окажемся на втором звонарном ярусе. Здесь, под самыми часами, мы увидим древнейший из колоколов Лавры – Никоновский, он же – «Чудотворцев». По шлемовидной форме мы узнаем заимствованный с запада стиль – стиль самых древних колоколов. Приглядевшись к гравировке, обнаружим цифры – 6928. Год от Сотворения мира. От рождества Христова – 1420.
XV столетие монастырь встретил без своего отца-основателя, преставившегося к Господу в 1392 году. Однако, под руководством любимого ученика Преподобного Сергия – Никона, через пять лет после кончины учителя ставшего игуменом, святое место продолжало жить и развиваться.
Но спокойствие было недолгим – менее чем через два десятка лет над обителью пронеслась буря. В ноябре 1408 года татарский хан Едигей двинулся на Москву, желая ослабить Русь, показавшую на Куликовом поле готовность биться с Ордой и побеждать прежних хозяев. Ни дипломатические интриги, ни воззвания хана к тверскому князю Ивану Михайловичу, не увенчались успехом. Двадцать дней осады столицы окончились провалом, и Едигей бросился опустошать Московское княжество.


Преподобный Никон Радонежский.

Фрагмент иконы из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Под удар попала и Троицкая обитель – тогда ещё деревянная, не способная выдержать неприятельский штурм, как это произойдёт двумя веками позднее, в Смутное время. Эти два века будут временем спокойствия и процветания для благочестивых обитателей монастыря, словно награда за стойкость и отвагу перед лицом татарской армии. А сейчас же монахи были вынуждены скрываться в лесах возле города Твери.
Когда гроза ушла (Едигей был вынужден вернуться в Орду, которую в очередной раз раздирала междоусобица), последователи Преподобного вернулись к руинам монастыря, которые уже успели порасти бурьяном. С усердием они принялись возрождать обитель. В буквальном смысле, из пепла.
И их упорство не осталось незамеченным. Двенадцать лет труда по восстановлению обители были увенчаны царским подарком. Точнее, великокняжеским. Неудивительно, что московский правитель – Василий Дмитриевич, сын великого Дмитрия Донского, не забыл об обители святого, который благословил его отца на бой с татарами. Переживший татарский плен, вынужденный участвовать в сложных дипломатических играх с опасными соседями (от собственного брата Юрия до Витовта, Великого князя Литовского), молодой Василий понимал, как важно сохранить мир и спокойствие на русской земле. Не последнюю роль сыграл здесь и митрополит Киевский Киприан, стойкий ревнитель православия и противник ордынского господства. Именно он поспособствовал женитьбе князя на дочери Витовта, Софье. Не исключено, что именно пример православных соседей-литовцев помог Василию окончательно ответить для себя на вопрос о роли христианской веры в государстве. 
В 1423 году началось строительство Троицкого собора, нынешнего места упокоения мощей Преподобного Сергия. Закончилось – в 1427 году. А в 1476 году у Никоновского колокола появился новый «дом» – Духовской собор, построенный неподалёку от Троицкого. 
Пережив и «переплавку на пушки» при Петре I (интересный факт: в списке упоминается Никоновский колокол, но это лишь его «тёзка», и он тоже не исчез, а был перевезён на московскую звонницу), и уничтожение церковных святынь советской властью, Чудотворов колокол по сей день продолжает радовать своими переливами окрестности Троице-Сергиевой Лавры. Под самым сводом находится он – двенадцать пудов бронзы, нехитрое, как и у всех древнерусских колоколов, оформление, и надпись, хранящая светлую страницу из нашего прошлого.


«Чудотворцев» — самый древний колокол Троице-Сергиевой Лавры

«IC.XC. НК. Во славу святые и Живоначальныя Троица свершися си колокол в лета благочестиваго и великаго князя Василия Дмитриевича и архиепископа Фотия, митрополита Киевскаго всея Руси, во обитель в преподобнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве отца нашего Никона игумена, в лето 6928 [1420 г.], индикта 13, месяца августа 15, на Успение пречистые Владычица нашея Богородица Мария»
Здесь – ничего лишнего. Как и в звоне, который доносится в будни и праздники, утром и вечером, в любую пору и при любой погоде, из колокольни Лавры Преподобного Сергия. Каждый звонарь знает – издаваемый колоколом звук не меняется веками. 
В этом звоне, неизменном с древности до наших дней, мы день за днём, год за годом, век за веком, слышим прославление Господа, охраняющего нашу Родину от врагов и напастей, память о радостях и печалях Руси, призыв к потомкам сохранить и приумножить духовное богатство русской земли.
Литература:
Быков А., Кузьмина О. Митрополит Киприан. Портрет на фоне эпохи // 1 сентября. История. 2001. № 22—23.

Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 202

Спирина Л.М. Колокола Троице-Сергиевой Лавры (история и современность). М.- Сергиев Посад, 2006. С. 5, 14-15

Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — Т. 1. — 784 с. — 5000 экз

Филимонов К.А. Большие благовестные колокола Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, Загорская типография, 2004.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...