Не так он прост, как кажется

logo
28 Jun 2019/Не так он прост, как кажется

До осени у нас будет несколько поводов поговорить об этом человеке

Жил поэт, который умел складывать слова так, что, пропетые, они в народном сознании моментально становились народными песнями, и никому в голову не приходило, что их автор ходит где­то рядом.

28 Jun 2019/Не так он прост, как кажется

А автор тем временем только что вышел из лагерей — на него, курсанта в 42-м, донёс кто­то, что тот якобы ругал советскую власть, а Гитлера, наоборот, хвалил, но в текстах бывшего заключённого, пять лет валившего лес, по­прежнему ни намёка на лагерные годы, которые могли стать для него последними.

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.

Успехом своих песен он во многом обязан и композиторам, которые прекрасно умели подбирать ключи к душе слушателей, только итог их общей работы получался такой, что песня словно жила вне времени — не привязанная ни к одной эпохе, ни к одной конкретной судьбе.

Вот, к примеру, идёт солдат — что царский, что советский, и в песне ни слова не найдёшь, ни одной зацепки, которая бы подсказала, с какой именно войны он идёт. Так могли спеть и десять, и двести лет назад:

За рекой, над косогором
Встали девушки гурьбой.
— Здравствуй! — все сказали хором. —
Черноморский наш герой.
Каждой руку жмёт он
И глядит в глаза,
А одна смеется:
— Целовать нельзя!

Это зазвучало из репродукторов через год после того, как автор вернулся домой из ссылки, последовавшей за лагерями. Несмотря на такие повороты судьбы, дела у поэта шли хорошо — его песни пели и безымянная Людмила в птичнике где­-нибудь под Тамбовом, и Людмила Зыкина в Москве. Он продолжал очаровывать страну естественной простотой и только намёками показывал, что знает и чувствует больше.

Брусничная Вологда,
Рыбная Астрахань,
Яблочный Курск,
От вас ни в застенке,
Ни в петле, ни в каторге
Не отрекусь!
Таёжный Онего,
Степная Ока,
Желтоглазый Иртыш,
На голос ваш ясный
В любое ненастье,
Как чайка, летишь.

Прошло ещё почти полвека, и в стране началась чеченская война. Есть такая легенда, что в Грозном буквально накануне начала боевых действий издали тонкую книжечку со стихами поэта — и эту книжечку как единственное, связывающее их с домом, носили с собой солдаты, 18­-летние парни, впервые услышавшие чужую речь и впервые увидевшие смерть. Даже если это легенда (не про книгу, а про солдат — хотя исследователи уверены, что и про солдат не выдумка), то она не выглядит сильным искажением реальности.

Изданная в Грозном «В гостях у жаворонка» — одна из десятков. В советские годы его книги выходили 50­тысячными тиражами, редкий год в 70-­80­-х обходился без нового сборника.

Был бы у него тогда инстаграм, он бы и там стал звездой. Ещё до эпохи «личных брендов» он сам умело строил собственный образ. В его стихах всегда было много «я», сам он (да и другие тоже) не упускал возможности напомнить, что и Платонов с ним умные разговоры разговаривал, и при смерти произнёс его имя. И Пастернак, узнавали читатели, сравнивал природные грани его таланта с цветаевскими — нетрудно догадаться в чью пользу. И Пришвин, поддерживая его, лагерного узника, писал, что такие рождаются раз в сто лет. А когда поэту при жизни открыли музей, то он, судя по всему, совсем того не стеснялся — был весел и так же по­простому лих.

28 Jun 2019/Не так он прост, как кажется

Музей находится в деревне Язвицы между Краснозаводском и Богородским, а поэта зовут Виктор Боков. В сентябре ему исполнится 105 лет, и, не привязываясь к календарю, в районе и до и после этой даты идут концерты и выставки, связанные с его именем.

Пару недель назад в Язвицах был праздник в доме, где он вырос, а через несколько дней в сергиевопосадском музейном комплексе «Конный двор» под открытым небом пели песни на его слова, а параллельно в зале открыли выставку сценических костюмов Людмилы Зыкиной, его подруги и коллеги. На ноябрь в Сергиевом Посаде намечено более официальное событие памяти поэта — скорее всего, на сцене Дворца культуры.

На празднике в «Конном дворе» мы встретились с Раисой Булатовой, экскурсоводом дома­музея Виктора Бокова в Язвицах. Она вспомнила встречу с одним музыкальным работником. «Ты где работаешь? — как­-то раз поинтересовалась та. — В Музее Бокова?» «А это который три травинки, три припева? И ему­-то открыли музей?» — не могла поверить собеседница.

28 Jun 2019/Не так он прост, как кажется

Таких как он и при жизни называли почвенниками. Сейчас это слово более-­­менее нейтральное, а в шестидесятые, на контрасте с Вознесенским и Евтушенко, которые пламенно выражали свою гражданскую позицию, оно звучало по сути презрительно.

И действительно — он казался простым или, возможно, хотел казаться, но таким не был. Боков едва ли первый, кто ввёл в официальный советский литературный оборот понятие частушки — издал том, посвящённый этому жанру. И это было не кабинетное исследование, а настоящее полевое — он этих «воронежских баб», которые ему пели и его целовали, не раз потом вспоминал в интервью разной степени фривольности.

Перед этим он отправился в Карелию, где записывал руны, слушал песни крестьян и по итогам сделал свой перевод «Калевалы».

На следующий день после нашего разговора Раиса Булатова позвонила в редакцию. «Я не сказала тогда одну важную деталь. Та женшина, музработник, которая не поверила, что Боков достоин музея, перечитала его стихи. И знаете, потом она написала хорошую статью о его творчестве в газету».

В редакционном архиве есть фото — на открытии своего музея Виктор Боков в кепке и длинном сером плаще сажает берёзу. Прошло больше десяти лет, берёза чувствует себя хорошо, и только иногда музейщики задумываются, какое из двух соседних деревьев сажал Боков — дальнее или ближнее. Совпадение конечно, но даже в таких мелочах его наследие даёт жизнь разным трактовкам.

 

Владимир Крючев

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Историко-архитектурный комплекс "Конный двор"
"Конный двор" – экспозиционно-выставочный и культурно-досуговый комплекс Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, в который входит... подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...