«Не во всех санаториях такие условия». Как живётся в изоляторе временного содержания

logo

«Не во всех санаториях такие условия». Как живётся в изоляторе временного содержания

Алексей Морчуков

Большая часть наших читателей (хочется в это верить) никогда не была в изоляторе временного содержания, расположенном в здании УМВД района. Меж тем это учреждение очень важно и даже жизненно необходимо для поддержания общественного порядка, объективного расследования преступлений и дальнейшего осуществления правосудия.

О том, что представляет собой изолятор, каковы условия пребывания задержанных, чем их кормят, что они читают и на что жалуются мы поговорили с начальником ИВС УМВД России по Сергиево-Посадскому району капитаном полиции Алексеем Морчуковым.

— Обычные люди не слишком ясно представляют, чем изолятор временного содержания (ИВС) отличается от следственного изолятора (СИЗО). Расскажите об этом.

— Разница существенная. У нас в ИВС содержатся лица, подозреваемые в совершении преступлений. По закону максимальный срок их пребывания здесь – 48 часов. В течение этого времени собирается доказательная база, после чего человек либо отпускается за отсутствием улик, либо следователь выходит в суд с ходатайством об избрании меры пресечения. Она может быть разной — содержание под стражей (уже на постоянной основе в СИЗО), домашний арест, подписка о невыезде. 

Кроме того, сюда доставляют подозреваемых для участия в следственных действиях: допросах, очных ставках, опознаниях, следственных экспериментах. Для этого у нас оборудованы специальные кабинеты. Опознание, например, производится из-за стекла, прозрачного только в одну сторону, то есть подозреваемый не видит возможного свидетеля. 

«Не во всех санаториях такие условия». Как живётся в изоляторе временного содержания


В коридорах ИВС

— Сколько задержанных могут одновременно находиться в ИВС, что представляют собой камеры?

— В изоляторе есть одно – двух – и четырёхместные камеры общей вместимостью 29 человек. На каждого человека по существующим нормам должно приходиться не менее четырёх квадратных метров, эти стандарты у нас соблюдаются. В камере есть кровать, стол, стул, раковина и унитаз. Задержанным выдаётся комплект постельного белья, полотенце, зубная щётка, паста, мыло. Почти как в поезде. Да вы сами видите, всё чисто, аккуратно, в прошлом году был сделан ремонт. Не во всех санаториях такие бытовые условия – кроме ограничения свободы, разумеется. 

— Чем кормят задержанных?

— В буквальном смысле ресторанной пищей. Совершенно серьёзно – с одним из ресторанов (не буду называть, каким) у нас заключён договор на обслуживание. Государство выделяет на питание каждого задержанного 253 рубля в сутки. Питание горячее, трёхразовое: в восемь утра завтрак, в час дня обед, в шесть часов вечера ужин. Еда привозится в одноразовой посуде. На меню жалоб никогда не было. 

— А на что были?

— (Задумывается) На условия содержания жалуются крайне редко. Наш ИВС считается одним из лучших в Московской области даже с точки зрения правозащитных организаций. У нас регулярно проводятся проверки, приезжают комиссии. Если жалобы и поступают, то на сам факт даже временного заключения под стражу, когда человек считает себя невиновным и требует отпустить. 

— Есть ли в изоляторе библиотека?

— Конечно, как без неё. Есть книги юридической направленности (где задержанные могут узнать о своих правах и обязанностях), книги религиозного содержания и художественная литература. Пополняем библиотеку мы в основном сами, силами сотрудников. Наибольшим спросом пользуются детективы, что вполне понятно и объяснимо.

«Не во всех санаториях такие условия». Как живётся в изоляторе временного содержания


Кабинет для допросов и опознания

— Опишите усреднённый облик и социальный статус задержанных. Люди, попадающие в ИВС – кто они?

— Если усреднёно, в основном это мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, задержанные за кражи, грабежи или преступления, связанные с оборотом наркотиков. Таких доставляется больше всего. Большая часть наших «подопечных» – люди, ведущие антисоциальный и антиобщественный образ жизни, пьющие или употребляющие наркотики, многие ранее были судимы.

— Много ли среди них женщин?

— Думаю, не более 30 процентов, в основном воришки и наркоманки. Яркое впечатление иногда оставляют задержанные цыганки – они устраивают целые спектакли по поводу и без повода. И «не виноватая я», и вдруг ноги не идут, и «милый, дай погадаю», и «срочно доктора, сейчас помру», хотя при медицинском осмотре с ней совершенно всё в порядке. 

— Если у находящегося в камере наркомана начинается ломка, что делать?

— Вопрос очень актуальный. Иногда это, действительно, случается, и это по-своему ужасно. Конечно, мы оказываем им медицинскую помощь, у нас есть фельдшер. Стараемся свести к минимуму физические страдания, даём обезболивающие препараты.

«Не во всех санаториях такие условия». Как живётся в изоляторе временного содержания


Медицинский кабинет

— Были ли у вас какие-то ЧП, связанные с поведением задержанных?

— Хорошо запомнился случай, произошедший в начале моей службы в ИВС: один из обвиняемых собственноручно зашил себе рот нитками в знак протеста против уголовного преследования. К нам его доставили уже в таком виде, фельдшеру пришлось разрезать эти нитки, обрабатывать места проколов. Этого человека задержали за групповое убийство в составе банды, впоследствии суд признал его виновным и приговорил к пожизненному заключению. 

— Содержащимся под стражей доступны прогулки на свежем воздухе?

— Да, у нас для этого оборудованы три специальных дворика. Они зарешёчены, размером с достаточно большую комнату, сквозь крышу видно небо. Задержанные могут находиться там до часа в день.

— С какими вопросами к вам чаще обращаются лица, помещенные в ИВС?

— Чаще всего задержанные просят дополнительно оповестить родственников о том, что они попали в изолятор. Много вопросов по поводу передач – какие вещи можно передавать «с воли» и какие нельзя. С этим у нас очень строго, режимный объект. 

«Не во всех санаториях такие условия». Как живётся в изоляторе временного содержания


Дворик для прогулок

— Расскажите о себе. Как вы попали на службу в органы внутренних дел, как складывалась ваша карьера?

— Мне 33 года, я воспитывался в многодетной семье, рос в деревне. В 13 лет переехал в город, в новую школу, жил с бабушкой и дедушкой. 

На службу в органы внутренних дел я попал, как говорится, «по объявлению». В 11 классе мы со школьным другом строили планы и хотели стать военными, но потом увидели в газете объявление о том, что в УВД Сергиева Посада ведётся набор абитуриентов в Школу милиции. Готовились мы очень серьёзно: зубрили учебники, усиленно занимались спортом. Помню, на улице зима, сугробы по колено, а мы с другом в летних кедах в десятиградусный мороз бежим по железнодорожным путям – настолько хотелось хорошо сдать все нормативы по физкультуре.

В 2002 году я окончил Московскую специальную среднюю школу милиции, а в 2014 году — Московский университет МВД России. В УМВД по Сергиево-Посадскому району вначале два года работал дознавателем, затем предложили пойти на повышение — занять должность заместителя начальника изолятора временного содержания. Прослужив шесть лет, я был назначен начальником ИВС.

«Не во всех санаториях такие условия». Как живётся в изоляторе временного содержания


Автозак

— Что самое сложное в вашей работе?

— Помимо большой служебной нагрузки, это сложность предугадать поведение человека, лишённого свободы и помещенного «за решётку» в наше учреждение. Мы нередко наблюдаем неадекватное, а порой и суицидальное поведение, так как человек остаётся со своей бедой  в камере один на один. Наша задача — быстро реагировать на изменение оперативной обстановки, довести свои действия до автоматизма, при этом выполнять всё, как приписывает закон.

Беседовал Александр Гирлин

Фото: Семён Семёнов

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Управление министерства внутренних дел России по Сергиево-Посадскому району Московской области.
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 212/2
Телефон: +7 (496) 540-18-39
Сайт: 50.mvd.ru
Часы работы: Дежурный - круглосуточно
Управление: Пн.-пт.: с 9.00 до 18.00, перерыв: с 13.00 до 14.00, Сб.-вс.: выходные. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[3]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...