Нелепая шутка и провал автомобилизации

logo
27 Feb 2020/Нелепая шутка и провал автомобилизации

«Вчера на Красной площади фургон (…) столкнулся с грузовым автомобилем… 
Лошади причинены поранения».

Из газеты «Русское слово» 5 июля 1908 г.

12 (25) марта 1910 года (110 лет назад) некая частная фирма приступила к перевозке по Сергиевскому посаду грузов на двух автомобилях немецкого производства. Грузы перевозились с железнодорожной станции в торговые ряды и в дома горожан.

В тот же день местные ломовые извозчики, обеспокоенные появлением конкурента на довольно ограниченном рынке Посада, обратились к главе общественного самоуправления городскому старосте купцу М. А. Сычёву с жалобой на подрыв их заработков.

Посадской управе во главе с Сычёвым не составило большого труда выяснить: автомобили немецкого производства с московскими номерами 12 и 341 принадлежат домовладелице Посада Софье Иосифовне Янковской, управляют же ими штабс-­капитан Николай Болтин и Болеслав Вой­цеховский. Выяснилось также, что Янковская не удосужилась получить законным порядком разрешение на открытие своей фирмы и, в отличие от ломовых извозчиков, не обложена налогом в пользу посадской казны.

Пренебрежение управой едва ли пришлось по душе главе Посада. Тем не менее два дня спустя он принял приглашение Янковской на освящение некоего помещения — вероятно, гаража новой фирмы. По окончании церемонии гостей, как водится, пригласили «откушать хлеба­-соли». Здесь­-то и произошло событие, определившее судьбу фирмы Янковской.

27 Feb 2020/Нелепая шутка и провал автомобилизации

За столом полицеймейстер заявил во всеуслышание о своем сочувствии и покровительстве предприятию и предложил оказывать фирме Янковской всевозможное содействие. Оказывается, Янковской покровительствовал полицеймейстер! Тут кто­то из двух шофёров нелепо пошутил: «Значит, можно задавить двух­трёх человек — это не беда».

После чего староста с двумя помощниками покинули застолье, объявив, что не могут сочувствовать предприятию, «при котором будут давить людей».

Неудачная острота шофёра дала старосте Посада удачный повод наказать Янковскую, а заодно с ней и полицеймейстера — её покровителя, за пренебрежение к местной власти. Уже на следующий день Сычёв доложил о происшедшем самому Московскому губернатору, обвинив полицеймейстера в предпочтении интересов частных лиц интересам Посада.

Попытки Янковской задним числом оформить в управе разрешение на вождение автомобилей не увенчались успехом. В конце концов 24 марта полицеймейстер сообщил старосте, что «работа и езда грузовозов-­автомобилей Янковской» по Посаду запрещена.

Так, едва начавшись, завершилась деятельность первого автомобильного предприятия в Посаде. К удовольствию и выгоде ломовых извозчиков, автомобилизация бы­ла отложена до лучших времён.

 

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *