На окраине Империи

logo


						
	  	На окраине Империи

Вечер среды 1 октября я коротал в аэропорту Домодедово. В отличии от международных рейсов, внутренние авиаперелёты — далеко не фешенебельное приключение. За соседней стойкой регистрации компания откровенно подвыпивших мужчин в безразмерных кожаных куртках, спортивных штанах и кепках-восьмиклинках получала свои посадочные талоны. Я не знал, куда именно они летят, но судя по их прикиду, жаргону и поведению, мог бы ответить наверняка: "Назад, в 90-е…". Куда-то туда же летел и я, а если конкретнее: в Улан-Удэ, столицу республики Бурятия.

Бездомные как ландшафт

Пространственно республика Бурятия уютно расположилась между восточными берегами Байкала и северной границей Монголии, а хронологически от Московского региона её отделяют не только пять часовых поясов, но и лет 10-15 социально-экономического развития. Тому, в чём именно это выражается, я мог бы посвятить не одну страницу печатного текста, но формат статьи такой роскоши мне не позволяет. На мой взгляд, квинтэссенция развития любого региона может быть выражена в количестве бездомных на улицах. Их, бездомных — собак и людей — в подворотнях и микрорайонах Улан-Удэ столько, что они прямо-таки сливаются с пейзажем. Дополняет картину беспорядочная коммерческая застройка — сплошной рынок, состоящий из уродливых торговых центров, ларьков и закусочных. И это — удел не окраин, а центральных районов республиканского центра…

Впрочем, о том, что центральный регион Росcии и её остальная часть — от глубинки до дальних рубежей — живут абсолютно разной жизнью, знают или догадываются почти все жители нашей необъятной родины. Но вот что интересно: в Бурятии есть и другие поводы вспомнить о том, что живём мы не в унитарной Московии, а в многонациональной Федерации.

Территория Бурятии была присоединена к Российской империи в XVII веке. В 1917 году здесь была организована первая национальная автономия — Бурят-Монголия, которая чуть позже вошла в состав Советского государства. Всяческих преобразований на долю этих территорий за XX век выпало ещё множество, но в итоге с 1992 года на карте Российской Федерации появилась Республика Бурятия. Сегодня почти каждый третий житель республики — бурят. И проявляется это не только в монголоидных чертах лиц встречных прохожих: у бурят свой язык, богатейшая устная, письменная, музыкальная и изобразительная культура, другая религия — буддизм, своя кухня, собственные традиции и уклад. Да у них даже есть свой театр драмы, называемый в народе БурДрама!

Буддистский оберег и православная иконка

Отдельного рассказа заслуживает пёстрый ковёр верований и религий, сотканный на территории республики самой историей. Так, недалеко от Улан-Удэ на фоне степей и гор живописно разместился центр российского буддизма — Иволгинский дацан (монастырь). Это, конечно, не наш посадский центр православия — поскромнее будет. Да и монахи тут живут в спартанских условиях. Ни коттеджей, ни дорогих иномарок у них нет. Да что там иномарки, нет даже водопровода — вода из колодца. Общим для всех монахов правилам следует и сам Пандито Хамба-лама, глава российского буддизма. Его скромное жилище — тут же, на территории дацана.

Однако не единым буддизмом живы буряты. Некоторые из них следуют более древним традициям, исповедуя шаманизм, который был тут ещё до появления всех остальных религий. Местный центр шаманов пользуется популярностью и у этнических северян, проживающих на территории республики, — сойотов и эвенков. Есть в Улан-Удэ и несколько мечетей, организованных сплочённым сообществом татар. В основном это — потомки вынужденных переселенцев, которых сюда насильно в 30-х прошлого века годах депортировала советская власть. Другое сообщество депортированных  родом из XVII века. После раздела Речи Посполитой почти 40 000 староверов были отправлены с территории Гомельской области современной Белоруссии сюда, Забайкалье поднимать. Тогда здесь были одни лишь каторжники-одиночки, а вот новых переселенцев отправляли в ссылку семьями, так что за ними закрепилось прозвище "семейские". Этим словом староверы, проживающие в Тарбогатае и ещё нескольких деревнях недалеко от Байкала, именуют себя и по сей день, с гордостью и вызовом. А туристы валом валят в эти деревни, чтобы познакомиться с уникальным бытом семейских староверов. Национальные и религиозные сообщества Бурятии можно ещё перечислять и перечислять: китайцы, семиты, армяне… 

А что же православные — спросите вы? Конечно, их на территории республики большинство, как и этнических русских. Есть и храмы, и главный собор — всё, как полагается.

Все, с кем мне довелось пообщаться в Бурятии — православные, буддисты, шаманисты, мусульмане — абсолютно убеждены: прибайкальская земля особенная, обладает некоей мистической силой, энергетикой. Это как общий знаменатель всех местых верований и религий. Так, садясь в здешнее такси, не удивляйтесь, увидев, что под зеркалом заднего вида болтается буддистский оберег, а над бардачком прикреплена маленькая икона Николая Чудотворца. Скорее всего, предусмотрительный водила ещё и у шамана свою машину освятил — так, на всякий случай. Даже мусульмане здесь нередко после консультации у муфтия идут к ламе или шаману — опять же, на всякий случай. Не думаю, что такая суеверность местных и их вера в энергетику родной земли имеет реальные основания, но уж коли она помогает многочисленным религиям сосуществовать в мире и спокойствии на территории республики, то это очень даже замечательно.

Кстати, пока я просвещался на тему забайкальских верований, в нашем родном Сергиевом Посаде случился "крестный ход", организованный казаками, "против коррупции". В числе прочего, так называемые посадские казаки позволили себе чёрные транспаранты "Православие или смерть!", а также вскидывания рук в нацистском приветствии под крики "Любо!". Опустим радикальность и натуральный экстремизм их действий, мне просто интересно — откуда вдруг казаки образовались в нашем городе? Вот в Улан-Удэ их присутствие было бы оправданно, ведь именно казаки в своё время вели колонизацию этих земель, именно они привнесли сюда православие. Но то, что казаки могут устроить подобное, назвав это "крестным ходом", в Улан-Удэ представить себе просто невозможно.

Родина, которая с большой буквы

Гуляя по центру Улан-Удэ, я был крайне удивлён, что буряты составляют лишь треть населения республики. Их, казалось мне, тут никак не меньше половины. Местные пояснили: "Ничего сверхъестественного. Основная часть бурят Улан-Удэ сосредоточена или в центральной части столицы, или в огромном частном секторе вокруг города. Русские проживают преимущественно в промышленных микрорайонах".

Лет двадцать назад всё было не так. В Советском Союзе, хоть это и был "братских народов союз вековой", буряты проживали преимущественно в сельской местности, а вот горожане, инженеры, руководители были в основной массе этническими русскими.

Империя и её жёсткая партийная вертикаль власти развалилась в мгновение ока, предоставив национальным автономиям расставить всё по своим местам. Теперь ключевые должности — в администрации, силовых ведомствах и прочих "средоточиях силы" — занимают буряты. Местные КВНщики так шутят на эту тему: "Крупный начальник-бурят никогда не отчитает своего заместителя при посторонних. Он сделает это после, в узком домашнем кругу".

Как же так получилось? Ответ пришёл ко мне по мере общения с моими знакомыми — как русскими, так и бурятами. Среди моих собеседников-бурят были и те, кто отучился в Москве или Иркутске. Я искренне удивлялся: "Зачем вы вернулись в эту глухомань?". И слышал один и тот же ответ: "Ну как же? Это моя земля, тут мои корни, предки, родственники. Тут меня понимают и принимают. Не зря же учились — будет и тут не хуже, чем в Москве, только по-другому". А вот русские, в том числе и весьма успешные, почти все как один жизнью в Бурятии были недовольны. Все они только и размышляли о том, как уехать — в Иркутск, Владивосток, а лучше всего — в Москву. Этому тренду бегства подвержена, как лихорадке, вся русская талантливая молодёжь. Образование, деньги, признание — всё это нужно им для переезда куда подальше от этих богом забытых рубежей…

Таков естественный порядок вещей. Для бурят — это Родина, с самой большой буквы. А вот русский, даже родившись здесь и прожив всю сознательную жизнь, чувствует себя волею капризных судеб заброшенным на дальний рубеж великой империи. Это, конечно, правило, которое имеет свои исключения, но всё же…

Каждому — своё. И этой земле, далёкой, мистической, пёстрой, хочется пожелать удачи в поиске своего пути. Пускай пока она похожа на отголосок 90-х, с беспорядочной застройкой, неконтролируемой коррупцией и дикой коммерцией. Но выход есть. И кроется он, на мой сторонний взгляд, в осознании собственной культуры, истории, традиций, в понимании своей идентичности и уникальности… Впрочем, что это я всё о Бурятии да об Улан-Удэ? На немного другом, но таком же непростом пути и нашему родному Сергиеву Посаду ещё предстоит проделать немало шагов.

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сергиево-Посадские Такси
Службы такси, работающие на территории Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[2] — По воле случая (на даче пересох колодец), мне посчастливилось познакомиться с ребятами из компании «Чистая вода». За оперативную и качественную помощь захотелось выразить им свою благодарность, написав этот обзор. подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...