Назидательные уроки

logo
Назидательные уроки

Путие праведных подобие свету светятся.

Притч. 4,18

Жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и по­сле них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Следует только внимательно присмотреться к их образу жизни и деятельности, надлежит только вести себя и по­ступать так, как вели себя и поступали они, и мы можем сподобиться духовного просвещения, до­стигнуть блаженного соединения с Богом. Вот, например, в житии ублажаемого ныне Церковью преподобного Сергия Радонежского кто не найдет для себя наставления и руководства к благочес­тивой и богоугодной жизни? И родители и дети, и отроки и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бедные — все могут отсюда вразумиться во спасение.

Преподобный Сергий с самого детства имел столь сильную расположенность к посту и мо­литве, что в среды и пятницы не вкушал ничего, а в прочие дни питался хлебом и водою; часто це­лые ночи проводил без сна в молитве. Благоразум­ная мать пыталась уговаривать его не предаваться столь строгому посту, чтобы не расстроить здоро­вья, но Сергий отвечал матери: «Если я, находясь еще в колыбели, по средам и пяткам постился, как вы сказывали мне, то могу ли я теперь не пону­дить себя к тому, чтобы Бог избавил меня от грехов моих? Я должен укрощать плоть свою воздержа­нием и трудом для сохранения чистоты душевной и телесной». Вот как преподобный Сергий смот­рел на пост и молитвенные труды. Он не думал, что пост и бдения могут расстраивать здоровье че­ловека, как то думают плотоугодники, а, напротив, считал их самым верным средством для обуздания прихотливой плоти, для предохранения себя от грехопадений, для соблюдения своей чистоты ду­шевной и телесной; вечное спасение души состав­ляло для него предмет первостепенной важности; по его убеждению, если внешний наш геловек и тле­ет, то внутренний со дня на день обновляется. На­клонность преподобного Сергия к посту и молитве сообщена была ему самою материю его. О матери преподобного Сергия говорит предание, что она во время беременности своей не употребляла ни мяс, ни млека, ни рыбы, ни вина, но питалась хле­бом и семенами, а пила одну воду и часто втайне со слезами молилась Господу, хранящему младенцев. Таким образом, плод чрева ее в самой утробе ее очищался и освящался постом и молитвою, пред­располагался к ним.

Отцы и матери христианские! Поймите: от ка­ких родителей рождались благонравные и бого­боязненные дети, строгие постники и неусыпные молитвенники? Не от родителей ли, исполненных страха Божия, отличавшихся высокою нравствен­ностью, долго и слезно моливших Жизнодателя Бога даровать им чадо на славу Создателя и для общего блага? Не от матерей ли, воздерживав­шихся во время чревоношения от всех излишеств и лакомств в пище и питье, не дозволявших себе никакого чувственного и плотского наслаждения? Родители рождают детей по образу и по подобию своему. Как от древа доброго произрастают плоды добрые, а от источника нечистого бегут воды мут­ные, так от благочестивых родителей выраста­ют дети благонравные, а из семьи беспорядочной выходят сыновья и дочери непутные; редко-ред­ко бывает иначе, и по пословице: «Яблоко не па­дает далеко от яблони, какова яблонька, таково и яблочко».

Когда преподобному Сергию, в миру Варфо­ломею, минуло семь лет, родители отдали его учиться грамоте, вместе со старшим братом его — Стефаном и младшим — Петром. Братья учились успешно, а Сергий далеко отставал от них. Учи­теля наказывали его; сверстники-товарищи уко­ряли, родители увещевали; он сам со слезами мо­лился Богу, но грамота ему не давалась. Несмотря на свою непонятливость, Сергий не переставал просиживать ночи за книгою и в школе слушать внимательно, усерднее и усерднее молиться Богу и дома и в церкви. Однажды пошел он в лес и там наедине, упав на колени и горько заплакав, мо­лил Бога о вразумлении, и долго бы, может быть, промолился так в лесу печальный мальчик, если бы не представился глазам его у одного дерева священник-старец. Увидев старца-священника, Сергий поспешно встал, подошел к нему и сказал ему: «Батюшка! Помолись за меня Господу, что­бы Он помог мне научиться грамоте; я изо всех сил стараюсь учиться, но ученье не дается мне». — «Успокойся, маленький мальчик, — сказал ему ста­рец. — Господь поможет тебе за усердную молитву твою». Потом благословил Сергия и дал ему кусо­чек просфоры скушать. И переменился мальчик Сергий. Возвратившись в школу, начал все пони­мать, легко усвоялось им все преподаваемое там, и лучше всех товарищей стал учиться.

Дети, обучающиеся грамоте! Поступайте и вы так, как поступил преподобный Сергий, когда не дается вам грамота, когда вы не понимаете, что толкуют вам наставники. Вы не покидайте учить­ся, не вдавайтесь в лень и нерадение, а усердно прилежите к книге и со всем вниманием слушайте наставников, хотя бы они вас бранили и наказы­вали, хотя бы над вашею безуспешностью смея­лись товарищи; со слезами молитесь Богу и сами и просите своего духовного отца помолиться за вас, чтобы Отец светов и Господь разумов дал вам смысл и понятливость. И, несомненно, усердная, неотступная молитва ваша и неусыпный ваш труд наконец препобедят все; Бог непременно откроет ваш ум к уразумению учения.

Сергий, начавши читать правильно и внят­но, стал неопустительно; ходить к церковному богослужению, читал в церкви часы и Псалтирь и дома упражнялся в чтении священных книг; все вычитанное из священных книг старался осу­ществить на деле в своей жизни; не любил зани­маться суетными детскими играми, стыдился сам смеяться пустому и других смешить, особенно берегся от сквернословия; всюду и всегда носил в сердце своем страх Божий.

Дети, выучившиеся читать бойко и толково! Вот еще преподается вам урок преподобным Сергием: не ленитесь посещать церковное богослужение, не будьте в храме только равнодушными и холодными слушателями церковного богослужения, а прини­майте живое участие в чтении и пении церковном; вместо занятия пустыми детскими играми лучше проводите свободное время в чтении священных книг; вместо сказок и басен читайте лучше Еван­гелие и жития святых, и сообразно евангельскому учению и примеру святых ведите себя; не дозво­ляйте себе смехотворства, а тем более чуждайтесь сквернословия; имейте постоянно страх Божий, бойтесь чем-либо прогневать вездесущего и все­ведущего Бога. Время дорого, все оно назначено нам для приготовления к блаженной вечности. Басни и сказки суть произведения легкомыслен­ных голов, досужих умов, служат не столько к на­зиданию, сколько к развлечению и развращению души нашей, тогда как священные книги и жития святых сильны умудрять нас во спасение. Смеяться пустякам — признак глупости и рассеянности. Сквернословие нетерпимо в христианстве, оно об­личает сквернослова в нечистоте его сердца, дела­ет мерзкою пред Господом молитву его, отгоня­ет от него ангела-хранителя, лишает его покрова Пресвятой Богородицы, подвергает разным скорбям и напастям в здешней жизни и на Суде буду­щем сделает его безответным пред Мздовоздаятелем Богом. Хвалить же Бога, петь Ему разумно во все время бытия своего есть общая обязанность всех разумных существ.

Преподобный Сергий, достигнув совершен­нолетия, пожелал вступить в иноческое житие, но родители говорили ему: «Помедли, мы стары, немощны и скудны; братья твои обязались супру­жеством и потому заботятся о своих женах; хоро­шо, что ты печешься, как угодить Богу; только по­служи нам немного и проводи нас во гроб, тогда исполнишь свое желание». Благодатный сын по­виновался. Не оставляя родителей до смерти их и сопроводив их в загробную жизнь молитвами и милостынями, Сергий оставил земное наследие родительское младшему брату своему — Петру, а сам пошел искать единственно наследия небес­ного, поселился в пустыне, в густом лесу, в месте, удаленном не только от жилищ, но и от путей че­ловеческих; срубил сам себе келию и поставил малую деревянную церковь, которая потом и освя­щена была во имя Святой Троицы, чем положено начало Свято-Троицкой Лавры.

Юноши и девы, решающиеся на подвиг стран­ничества, желающие монастырской, уединен­ной жизни! Поучитесь у преподобного Сергия не оставлять престарелых отца и мать на произвол судьбы и против воли родительской не уходить в монастырь, странничать. Обязанность ваша — покоить и питать родителей во время их бедности, болезни и старости, а по смерти их похоронить и помянуть их по-христиански — есть обязанность прямая, святая и великая уже по тому одному, что внушается самою природою, и потому исполнять ее вы должны прежде и паче всего; кроме сего, есть положительная заповедь Господня о почитании родителей. Много ли выйдет хорошего из того, что вы, побуждаемые духовною гордостию, возмнив о себе, что вам не стоит оставаться в миру, уйдете в монастырь или начнете странничать, а родите­ли ваши бедные будут нуждаться во всем, терпеть холод и голод и принуждены будут, как нищие, испрашивать себе у соседей подаяния? Вы своею неразумною ревностию по благочестию не угоди­те Богу, а прогневите Его и своих родителей огор­чите. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.

При добросовестном же исполнении пятой запо­веди Господней о почитании родителей придет на вас и благословение от родителей, и молитвы ваши скорее будут доходить до Бога, и грехи ваши более и более очищаться. Почитающий отца в день молитвы своей услышан будет. «Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благостояние твое умножится; как лед от теплоты, разрешатся грехи твои», — учит премудрый Сирах1. И таким образом, исполняя пятую заповедь, вы еще лучше подготовите себя к излюбленной вами жизни уединенной, мона­стырской.

Поселясь в пустыне, преподобный Сергий не тотчас обязал себя обетом монашества, но на­перед испытал себя во всяком упражнении, труде и подвиге монашеской жизни. Сознав в себе силу к тому и положась на Бога, он принял постри­жение на 24-м году жизни своей. В уединенной пустыне сколько искушений и трудностей встретил преподобный Сергий? Терпел он и голод и жажду, страдал от холода; был в опасности погибнуть от скудости, от диких и лютых зверей; испытывал тя­гость плоти, уныние души, смущение и рассеяние мыслей; даже невинное по видимому отдохновение и естественный сон нередко сопровождались для него вражиими наваждениями. Неоднократно во время нощной молитвы ему представлялись ужас­ные видения, угрожающие ему смертию, а месту — разрушением; слышался шум и вопль: «Беги от­сюда, не надейся здесь жить». Но мужественный подвижник не страшился сих суетных прещений; крепкою, но смиренною, нерассеянною и слез­ною молитвою преподобный Сергий разрушал пустынные страхи и мечтания, ограждал себя от нападений диавола и всякого зла именем Божиим и Христовым, крестным знамением; против пло­ти с ее страстями и пожеланиями вооружался он долговременными пощениями, неослабными тру­дами, крепкими стояниями на молитве, частыми коленопреклонениями, всенощными бдениями. Дикого и свирепого медведя, бродящего около его хижины, он своею ласкою и ежедневным при­кармливанием успел превратить в кроткого, руч­ного и послушного животного.

Братия и сестры, жаждущие вечного спасения души, желающие благоугодить Богу! Познай­те из описания подвижничества Сергиева, что не так легко, как думают некоторые, взойти на вы­соту нравственного совершенства, сделаться свя­тым, богоугодным человеком. Вам нужно будет постоянно бдеть на страже своего спасения; от вас потребуется мужество, стойкость, терпеливость, выносливость, сообразительность, осторожность. Пред вами лежит путь скорбей, трудов и лишений; вам ставятся отвсюду камни претыкания и соблаз­на; против вас собственная ваша плоть с ее похотями и немощами и мир грешный и прелюбодей­ный с его обольщениями и гонениями. В особен­ности же невидимые враги, когда приметят, что вы, удаляясь от мира и презирая плоть, станете усиливаться проникнуть в область духовную, к об­щению с небесными силами и Самим Богом, тог­да, чтобы воспрепятствовать вам, с неимоверною дерзостию устремятся на вас, так что не только издалека станут пускать в вас разжженные стре­лы противных помыслов, но и воспламенять ваше воображение и чувства, представят вам страшные образы и нелепые мечтания. Несмотря на все это, вы, подвижники благочестия, не падайте духом, дерзайте против врагов спасения, поражайте рат­ников темного царства именем Божиим и Хрис­товым, знамением крестным, сосредоточенною молитвою. Знамения крестного не терпит диавол, но бежит от него; именем Христовым бесы прого­няются; без попущения Божия они не могли вой­ти в свиней, тем паче не смеют коснуться челове­ка, преданного Богу. Не опасайтесь, чтобы дурные помыслы, привходившие в нашу душу против ва­шей воли, повредили чистоте ее. Возмущение дур­ными помыслами, по свидетельству преподобного Пимена, есть общая всем слабость; избавиться от них невозможно, но надобно бороться с ними; не должно слушать их и думать о них, услаждаться ими, исполнять их, и они ничего не сделают вам, мало-помалу исчезнут1. Молитвенная сосредото­ченность ваша, беседа с Богом, всецелое устрем­ление души вашей к Всевышнему и погружение ее в созерцание величия Божественного положат конец всяким помыслам, навеваемым на вас совне. Неприятны будут вашей прихотливой плоти про­должительные посты, труды, стояния на молитве, коленопреклонения и бдения; она станет изнемо­гать от них, но жалеть ее нечего; сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе (святитель Василий Великий); по мере истощения тела бу­дет укрепляться душа ваша. Будет вас манить в свое сообщество мир, суля вам сокровища зем­ные, почести и отличия света, но вы не прельщай­тесь ими; мирские блага непостоянны и кратковременны, часто сменяются внезапным разоре­нием и уничижением, не последуют за вами далее гроба, помешают вам в парении к небу, оземленят ваш дух, отвлекут от богомыслия и легко могут об­ратиться для вас в предмет идолослужения. Равно пусть мир преследует вас за ваше отчуждение от него своими насмешками, презрением, ненави­стью, разного рода надругательствами, но вы не бойтесь его гонения, вся злоба его может прости­раться только на смертное тело ваше и на внешнее благосостояние ваше; душа же ваша бессмертная, спокойствие вашей совести будут недоступны для мира. Сам Спаситель говорит: «Не бойтесь убиваю­щих тело и потом не могущих ничего более сделать; но… бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввер­гнуть в геенну; ей… Того бойтесь»1.

Братия христиане! Жизнь угодника Божия пре­подобного Сергия так богата назиданием, что каждый факт, каждое событие может служить для вас вразумлением во спасение. Но для настояще­го праздника я ограничусь только тем, что мною выше сказано. Боюсь, чтобы чрезмерною продолжительностию слова не утомить вашего внимания. Примите же к сведению и руководству нравствен­ные уроки, почерпнутые из жизнеописаний пре­подобного Сергия, и потщитесь подражать обра­зу жизни его и деятельности. Наше последование святому примеру преподобного Сергия во всем на­шем поведении будет самою благоприятною для него жертвою, примется за достойное почитание блаженной его памяти, послужит к славе Самого Бога, дивного во святых, и к нашему собственному благу временному и вечному. Аминь.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.