Путие праведных подобие свету светятся.
Притч. 4,18
Жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и после них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Следует только внимательно присмотреться к их образу жизни и деятельности, надлежит только вести себя и поступать так, как вели себя и поступали они, и мы можем сподобиться духовного просвещения, достигнуть блаженного соединения с Богом. Вот, например, в житии ублажаемого ныне Церковью преподобного Сергия Радонежского кто не найдет для себя наставления и руководства к благочестивой и богоугодной жизни? И родители и дети, и отроки и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бедные — все могут отсюда вразумиться во спасение.
Преподобный Сергий с самого детства имел столь сильную расположенность к посту и молитве, что в среды и пятницы не вкушал ничего, а в прочие дни питался хлебом и водою; часто целые ночи проводил без сна в молитве. Благоразумная мать пыталась уговаривать его не предаваться столь строгому посту, чтобы не расстроить здоровья, но Сергий отвечал матери: «Если я, находясь еще в колыбели, по средам и пяткам постился, как вы сказывали мне, то могу ли я теперь не понудить себя к тому, чтобы Бог избавил меня от грехов моих? Я должен укрощать плоть свою воздержанием и трудом для сохранения чистоты душевной и телесной». Вот как преподобный Сергий смотрел на пост и молитвенные труды. Он не думал, что пост и бдения могут расстраивать здоровье человека, как то думают плотоугодники, а, напротив, считал их самым верным средством для обуздания прихотливой плоти, для предохранения себя от грехопадений, для соблюдения своей чистоты душевной и телесной; вечное спасение души составляло для него предмет первостепенной важности; по его убеждению, если внешний наш геловек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Наклонность преподобного Сергия к посту и молитве сообщена была ему самою материю его. О матери преподобного Сергия говорит предание, что она во время беременности своей не употребляла ни мяс, ни млека, ни рыбы, ни вина, но питалась хлебом и семенами, а пила одну воду и часто втайне со слезами молилась Господу, хранящему младенцев. Таким образом, плод чрева ее в самой утробе ее очищался и освящался постом и молитвою, предрасполагался к ним.
Отцы и матери христианские! Поймите: от каких родителей рождались благонравные и богобоязненные дети, строгие постники и неусыпные молитвенники? Не от родителей ли, исполненных страха Божия, отличавшихся высокою нравственностью, долго и слезно моливших Жизнодателя Бога даровать им чадо на славу Создателя и для общего блага? Не от матерей ли, воздерживавшихся во время чревоношения от всех излишеств и лакомств в пище и питье, не дозволявших себе никакого чувственного и плотского наслаждения? Родители рождают детей по образу и по подобию своему. Как от древа доброго произрастают плоды добрые, а от источника нечистого бегут воды мутные, так от благочестивых родителей вырастают дети благонравные, а из семьи беспорядочной выходят сыновья и дочери непутные; редко-редко бывает иначе, и по пословице: «Яблоко не падает далеко от яблони, какова яблонька, таково и яблочко».
Когда преподобному Сергию, в миру Варфоломею, минуло семь лет, родители отдали его учиться грамоте, вместе со старшим братом его — Стефаном и младшим — Петром. Братья учились успешно, а Сергий далеко отставал от них. Учителя наказывали его; сверстники-товарищи укоряли, родители увещевали; он сам со слезами молился Богу, но грамота ему не давалась. Несмотря на свою непонятливость, Сергий не переставал просиживать ночи за книгою и в школе слушать внимательно, усерднее и усерднее молиться Богу и дома и в церкви. Однажды пошел он в лес и там наедине, упав на колени и горько заплакав, молил Бога о вразумлении, и долго бы, может быть, промолился так в лесу печальный мальчик, если бы не представился глазам его у одного дерева священник-старец. Увидев старца-священника, Сергий поспешно встал, подошел к нему и сказал ему: «Батюшка! Помолись за меня Господу, чтобы Он помог мне научиться грамоте; я изо всех сил стараюсь учиться, но ученье не дается мне». — «Успокойся, маленький мальчик, — сказал ему старец. — Господь поможет тебе за усердную молитву твою». Потом благословил Сергия и дал ему кусочек просфоры скушать. И переменился мальчик Сергий. Возвратившись в школу, начал все понимать, легко усвоялось им все преподаваемое там, и лучше всех товарищей стал учиться.
Дети, обучающиеся грамоте! Поступайте и вы так, как поступил преподобный Сергий, когда не дается вам грамота, когда вы не понимаете, что толкуют вам наставники. Вы не покидайте учиться, не вдавайтесь в лень и нерадение, а усердно прилежите к книге и со всем вниманием слушайте наставников, хотя бы они вас бранили и наказывали, хотя бы над вашею безуспешностью смеялись товарищи; со слезами молитесь Богу и сами и просите своего духовного отца помолиться за вас, чтобы Отец светов и Господь разумов дал вам смысл и понятливость. И, несомненно, усердная, неотступная молитва ваша и неусыпный ваш труд наконец препобедят все; Бог непременно откроет ваш ум к уразумению учения.
Сергий, начавши читать правильно и внятно, стал неопустительно; ходить к церковному богослужению, читал в церкви часы и Псалтирь и дома упражнялся в чтении священных книг; все вычитанное из священных книг старался осуществить на деле в своей жизни; не любил заниматься суетными детскими играми, стыдился сам смеяться пустому и других смешить, особенно берегся от сквернословия; всюду и всегда носил в сердце своем страх Божий.
Дети, выучившиеся читать бойко и толково! Вот еще преподается вам урок преподобным Сергием: не ленитесь посещать церковное богослужение, не будьте в храме только равнодушными и холодными слушателями церковного богослужения, а принимайте живое участие в чтении и пении церковном; вместо занятия пустыми детскими играми лучше проводите свободное время в чтении священных книг; вместо сказок и басен читайте лучше Евангелие и жития святых, и сообразно евангельскому учению и примеру святых ведите себя; не дозволяйте себе смехотворства, а тем более чуждайтесь сквернословия; имейте постоянно страх Божий, бойтесь чем-либо прогневать вездесущего и всеведущего Бога. Время дорого, все оно назначено нам для приготовления к блаженной вечности. Басни и сказки суть произведения легкомысленных голов, досужих умов, служат не столько к назиданию, сколько к развлечению и развращению души нашей, тогда как священные книги и жития святых сильны умудрять нас во спасение. Смеяться пустякам — признак глупости и рассеянности. Сквернословие нетерпимо в христианстве, оно обличает сквернослова в нечистоте его сердца, делает мерзкою пред Господом молитву его, отгоняет от него ангела-хранителя, лишает его покрова Пресвятой Богородицы, подвергает разным скорбям и напастям в здешней жизни и на Суде будущем сделает его безответным пред Мздовоздаятелем Богом. Хвалить же Бога, петь Ему разумно во все время бытия своего есть общая обязанность всех разумных существ.
Преподобный Сергий, достигнув совершеннолетия, пожелал вступить в иноческое житие, но родители говорили ему: «Помедли, мы стары, немощны и скудны; братья твои обязались супружеством и потому заботятся о своих женах; хорошо, что ты печешься, как угодить Богу; только послужи нам немного и проводи нас во гроб, тогда исполнишь свое желание». Благодатный сын повиновался. Не оставляя родителей до смерти их и сопроводив их в загробную жизнь молитвами и милостынями, Сергий оставил земное наследие родительское младшему брату своему — Петру, а сам пошел искать единственно наследия небесного, поселился в пустыне, в густом лесу, в месте, удаленном не только от жилищ, но и от путей человеческих; срубил сам себе келию и поставил малую деревянную церковь, которая потом и освящена была во имя Святой Троицы, чем положено начало Свято-Троицкой Лавры.
Юноши и девы, решающиеся на подвиг странничества, желающие монастырской, уединенной жизни! Поучитесь у преподобного Сергия не оставлять престарелых отца и мать на произвол судьбы и против воли родительской не уходить в монастырь, странничать. Обязанность ваша — покоить и питать родителей во время их бедности, болезни и старости, а по смерти их похоронить и помянуть их по-христиански — есть обязанность прямая, святая и великая уже по тому одному, что внушается самою природою, и потому исполнять ее вы должны прежде и паче всего; кроме сего, есть положительная заповедь Господня о почитании родителей. Много ли выйдет хорошего из того, что вы, побуждаемые духовною гордостию, возмнив о себе, что вам не стоит оставаться в миру, уйдете в монастырь или начнете странничать, а родители ваши бедные будут нуждаться во всем, терпеть холод и голод и принуждены будут, как нищие, испрашивать себе у соседей подаяния? Вы своею неразумною ревностию по благочестию не угодите Богу, а прогневите Его и своих родителей огорчите. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою.
При добросовестном же исполнении пятой заповеди Господней о почитании родителей придет на вас и благословение от родителей, и молитвы ваши скорее будут доходить до Бога, и грехи ваши более и более очищаться. Почитающий отца в день молитвы своей услышан будет. «Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благостояние твое умножится; как лед от теплоты, разрешатся грехи твои», — учит премудрый Сирах1. И таким образом, исполняя пятую заповедь, вы еще лучше подготовите себя к излюбленной вами жизни уединенной, монастырской.
Поселясь в пустыне, преподобный Сергий не тотчас обязал себя обетом монашества, но наперед испытал себя во всяком упражнении, труде и подвиге монашеской жизни. Сознав в себе силу к тому и положась на Бога, он принял пострижение на 24-м году жизни своей. В уединенной пустыне сколько искушений и трудностей встретил преподобный Сергий? Терпел он и голод и жажду, страдал от холода; был в опасности погибнуть от скудости, от диких и лютых зверей; испытывал тягость плоти, уныние души, смущение и рассеяние мыслей; даже невинное по видимому отдохновение и естественный сон нередко сопровождались для него вражиими наваждениями. Неоднократно во время нощной молитвы ему представлялись ужасные видения, угрожающие ему смертию, а месту — разрушением; слышался шум и вопль: «Беги отсюда, не надейся здесь жить». Но мужественный подвижник не страшился сих суетных прещений; крепкою, но смиренною, нерассеянною и слезною молитвою преподобный Сергий разрушал пустынные страхи и мечтания, ограждал себя от нападений диавола и всякого зла именем Божиим и Христовым, крестным знамением; против плоти с ее страстями и пожеланиями вооружался он долговременными пощениями, неослабными трудами, крепкими стояниями на молитве, частыми коленопреклонениями, всенощными бдениями. Дикого и свирепого медведя, бродящего около его хижины, он своею ласкою и ежедневным прикармливанием успел превратить в кроткого, ручного и послушного животного.
Братия и сестры, жаждущие вечного спасения души, желающие благоугодить Богу! Познайте из описания подвижничества Сергиева, что не так легко, как думают некоторые, взойти на высоту нравственного совершенства, сделаться святым, богоугодным человеком. Вам нужно будет постоянно бдеть на страже своего спасения; от вас потребуется мужество, стойкость, терпеливость, выносливость, сообразительность, осторожность. Пред вами лежит путь скорбей, трудов и лишений; вам ставятся отвсюду камни претыкания и соблазна; против вас собственная ваша плоть с ее похотями и немощами и мир грешный и прелюбодейный с его обольщениями и гонениями. В особенности же невидимые враги, когда приметят, что вы, удаляясь от мира и презирая плоть, станете усиливаться проникнуть в область духовную, к общению с небесными силами и Самим Богом, тогда, чтобы воспрепятствовать вам, с неимоверною дерзостию устремятся на вас, так что не только издалека станут пускать в вас разжженные стрелы противных помыслов, но и воспламенять ваше воображение и чувства, представят вам страшные образы и нелепые мечтания. Несмотря на все это, вы, подвижники благочестия, не падайте духом, дерзайте против врагов спасения, поражайте ратников темного царства именем Божиим и Христовым, знамением крестным, сосредоточенною молитвою. Знамения крестного не терпит диавол, но бежит от него; именем Христовым бесы прогоняются; без попущения Божия они не могли войти в свиней, тем паче не смеют коснуться человека, преданного Богу. Не опасайтесь, чтобы дурные помыслы, привходившие в нашу душу против вашей воли, повредили чистоте ее. Возмущение дурными помыслами, по свидетельству преподобного Пимена, есть общая всем слабость; избавиться от них невозможно, но надобно бороться с ними; не должно слушать их и думать о них, услаждаться ими, исполнять их, и они ничего не сделают вам, мало-помалу исчезнут1. Молитвенная сосредоточенность ваша, беседа с Богом, всецелое устремление души вашей к Всевышнему и погружение ее в созерцание величия Божественного положат конец всяким помыслам, навеваемым на вас совне. Неприятны будут вашей прихотливой плоти продолжительные посты, труды, стояния на молитве, коленопреклонения и бдения; она станет изнемогать от них, но жалеть ее нечего; сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе (святитель Василий Великий); по мере истощения тела будет укрепляться душа ваша. Будет вас манить в свое сообщество мир, суля вам сокровища земные, почести и отличия света, но вы не прельщайтесь ими; мирские блага непостоянны и кратковременны, часто сменяются внезапным разорением и уничижением, не последуют за вами далее гроба, помешают вам в парении к небу, оземленят ваш дух, отвлекут от богомыслия и легко могут обратиться для вас в предмет идолослужения. Равно пусть мир преследует вас за ваше отчуждение от него своими насмешками, презрением, ненавистью, разного рода надругательствами, но вы не бойтесь его гонения, вся злоба его может простираться только на смертное тело ваше и на внешнее благосостояние ваше; душа же ваша бессмертная, спокойствие вашей совести будут недоступны для мира. Сам Спаситель говорит: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но… бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну; ей… Того бойтесь»1.
Братия христиане! Жизнь угодника Божия преподобного Сергия так богата назиданием, что каждый факт, каждое событие может служить для вас вразумлением во спасение. Но для настоящего праздника я ограничусь только тем, что мною выше сказано. Боюсь, чтобы чрезмерною продолжительностию слова не утомить вашего внимания. Примите же к сведению и руководству нравственные уроки, почерпнутые из жизнеописаний преподобного Сергия, и потщитесь подражать образу жизни его и деятельности. Наше последование святому примеру преподобного Сергия во всем нашем поведении будет самою благоприятною для него жертвою, примется за достойное почитание блаженной его памяти, послужит к славе Самого Бога, дивного во святых, и к нашему собственному благу временному и вечному. Аминь.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
Пролог в поучениях. С кающимися грешниками должно обращаться кротко
Послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира
Память преподобного Алексия Зосимовского
Колокол «Лебедь» — главный праздничный благовестник
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова