Надкладезная часовня

logo

К концу XVII века относится также небольшое, но чрезвычайно интересное сооружение Троице-Сергиева монастыряНадкладезная часовня близ Успенского собора.
Поставленная в одно время с Трапезной палатой и Царскими чертогами, выдержанная в таких же пышных формах с цветисто-пестрой раскраской, она выполняет роль связующего элемента между двумя этими зданиями. Веселая и нарядная, часовня вносит, кроме того, какое-то оживление и в композицию древней площади перед Успенским и Троицким  соборами, подчеркивая ее масштаб. Своим происхождением Надкладезная часовня обязана роднику, открывшемуся на этом месте во время одного из ремонтов древней паперти, примыкавшей к Успенскому собору. Родник этот вначале был обстроен деревянным срубом в виде кельи, а впоследствии его сменила ныне существующая часовня.
Надкладезная часовня повторяет образец так называемых ярусных храмов, ставших одним из излюбленных типов московского церковного зодчества конца XVII века. На нижний прямоугольный четверик установлены три последовательно уменьшающихся восьмерика, увенчанных куполом и крестом. При относительно небольших размерах часовня Успенского колодца поражает изяществом пропорций и изысканностью своих форм. Кажется, будто строители после долгого и серьезного труда – возведения огромных зданий – как бы дали волю своему чувству и любовно вылепили эту игрушку, накинув на нее кружевной покров искусной каменной резьбы. Белокаменные витые колонки с причудливыми сплетениями из цветов и плодов располагаются парами по по углам четверика, обрамляют окна грани второго яруса.
Внутреннее пространство надкладезной церкви открыто от пола до купола; гладкие стены не имеют ни выступов, ни украшений. Памятник дошел до наших дней без существующих изменений, не сохранились лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса, да снята часть фронтонов с криволинейной кровли восьмерика.
Первоначальная часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом, что значительно усилило ее выразительность. Своими небольшими размерами, многогранной формой, насыщенностью резьбой и цветом Надкладезная часовня резко контрастирует с огромным Успенским собором и его гладкими белыми стенами. Но этот контраст гармоничен, он усиливает впечатление монументальности одного и почти ювелирную отделку другого сооружения.
 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — По воле случая (на даче пересох колодец), мне посчастливилось познакомиться с ребятами из компании «Чистая вода». За оперативную и качественную помощь захотелось выразить им свою благодарность, написав этот обзор. подробнее...

[3]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...