Печерская икона Божией Матери с предстоящими вмч. Никитой и вмц. Анастасией Узорешительницей
Предпразднство Рождества Христова. Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
Пред самым пришествием на землю Спасителя древний мир находился в полнейшем процессе разложения. Иудейство в фарисействе сделалось мертвым и бездушным формализмом, в саддукействе потеряло свое нравственно-религиозное содержание, а в сочинениях Филона [1] смешалось с чуждыми элементами. Языческое учение о богах показало полнейшую свою несостоятельность. Греческая религия, хотевшая только раскрасить и осветить земное бытие, не могла доставить людям утешения и мира, а римская в своем унижении служила только простым средством для политических целей. Неверие и суеверие в странной между собою связи господствовали во всем мире. Предсказатели, гадатели, скоморохи в огромном количестве повсюду утешали крайне бедствовавшее человечество, а почти никогда не перестававшие кровавые войны и страшные угнетения римлянами своих провинций приводили народы и страны в совершенное расстройство. Вследствие всего этого одни в мрачном унынии оставляли мир и в пустыне размышляли о бедствиях мира, другие, потеряв всякую веру и надежду, предавались чувственности и разврату. Римский философ Сенека [2] говорит о том времени: «Все полно разврата и порока; ежедневно теряется стыд; порок не скрывается больше, а явно выступает пред глазами всех; разврат сделался до того публичным и так наполнил сердца всех, что невинность не только редка, но ее совсем нет». Римские писатели Персий [3] и Ювенал [4] горько жалуются, что вся жизнь сделалась огромною ложью и что общество никакою добродетелью не может быть исцелено от своих пороков. «Время таково, что не может выносить ни тяжести пороков, ни врачевания их», — говорит Тит Ливий [5]. Тацит [6], рисуя разврат своего времени, высказывает самый горький и безотрадный взгляд на жизнь. «Никогда не были так ужасны бедствия римского народа,— говорит он,— никогда не были так верны слова, что боги желают нам не счастья, а мщения». То же и еще раз выражает Плиний [7]. «Нельзя точно решить, — говорит он, — что природа для человека — добрая ли мать или злая мачеха; одно только то достоверно, что нет ничего жальче и горделивее людей». Везде слышен был голос безутешного отчаяния. Всё было дурно. Одно только было хорошо. Это — почти всеобщее желание и ожидание грядущего Избавителя.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 419-420
Примечания:
[1] Филон Александрийский (ок. 25 до Р. X. — ок. 50) — иудейско-эллинистический религиозный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего — стоическим платонизмом. Разработанный им аллегорический метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру.
[2] Сенека Луций Анней (ок. 4 до Р. X,- 65) — римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма,— Ред.
[3] Персий Флакк Авл (34-62) — римский поэт-сатирик. Его сатиры, тематически близкие стоицизму, носят отвлеченно-патетический характер. — Ред.
[4] Ювенал Децим Юний (ок. 60 — ок. 127) — римский поэт-сатирик; известен как классик «суровой сатиры». Проникнутые обвинительным пафосом, его сатиры были направлены против различных слоев общества — от низов до придворных слоев.— Ред.
[5] Ливий Тит (59 до Р. X.- 17 н. э.) — римский историк, автор «Римской истории от основания города». – Ред.
[6] Тацит (ок. 58 — ок. 117) — римский историк. Главные труды посвящены истории Рима и Римской империи, а также религиозно-общественному устройству и быту германцев.— Ред.
[7] Плиний Старший (23 или 24-79) — римский писатель и ученый. Единственный сохранившийся трактат «Естественная история» в 37 книгах — энциклопедия естественно научных знаний античности, в ней содержатся также сведения по истории искусства, истории и быту Рима.— Ред.
Дух Божий дает нам жизнь и все то, что жизнь с собою приносит. Одаренные дарами Духа Святаго, мы чувствуем себя счастливыми, добрыми, сильными, и у нас ни в чем нет недостатка. Но без этого священного дара мы бессильны. Молитва наша остается сухою, чтение слова Божия не приносит нам пользы, слова жизни превращаются для нас в мертвую букву, наша деятельность нас не удовлетворяет, в душе нашей нет жизни духовной.
Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 461-462
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[2] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[3] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
Как Бог познается и как может человек в истинное богопознание прийти?
Троицкий синодик. 10 декабря – день памяти иеродиакона Викентия (Анисимова, † 1985)
«Лампада северных лесов» в Лавре. Вышла в свет книга «Пустынники Русского Севера» иеромонаха Михея (Разинькова), настоятеля Кожеозерского Богоявленского монастыря
Годовой круг евангельских чтений. Пятница 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.101. (XX,19-26). “Кесарево — кесарю, а божие — Богу”. О христианском служении
Чтение или слушание душеполезных книг необходимо для спасения (Перевод с греческого. Из рукописей святителя Феофана)