Мысли на каждый день года. 4 декабря

logo
Мысли на каждый день года. 4 декабря


Введение во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря (21 ноября ст. ст.) 
Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Поучение

Празднуем ныне Введение во храм Пресвятой Богородицы. Святая Церковь радостно воспевает: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание…» Как на небе зарница явлением своим указывает на скорое появление солнца, так Пресвятая Дева Мария вхождением Своим в храм предвозвещает всем Христа: се грядет, се грядет Солнце правды — Христос Бог наш!
Этому благоволительному устроению Божию предшествовала ночь: все люди сидели во тьме и сени. В одном только народе израильском несколько рассеивали эту тьму пророческие обетования, являясь по временам на его духовном горизонте, подобно звездам, просвещающим ночную темноту. Обетования сии начались, впрочем, еще в раю, тотчас по падении первых людей, наших прародителей, и с того времени все чаще и чаще повторялись, яснее и яснее обозначали имеющего прийти Царя, Пророка, Священника по чину Мелхиседекову, со всеми обстоятельствами Его явления, учения, чудотворения, смерти, Воскресения и Вознесения на небо. Это был словно млечный путь в ночи ветхозаветных сеней. Пред самым явлением Господа пророчества прекратились, как пред рассветом скрываются звезды. На небе остается только светлая зарница, предвещая скорое появление солнца; в Иудее сияла Пречистая Отроковица, предвозвещавшая явление духовного Солнца—Спасителя миру. Скоро потом действительно явилось и сие самое Солнце правды, разогнало тьму и всех просветило. Ныне Сам Христос Господь полным светом осиявает весь мир христианский и просвещает всякого человека, грядущего в мир. Ныне и мы, слава Богу, во свете Лица Божия ходим и о имени Его радуемся! Свет светит всем. Но каждый ли из нас в частности воспринял сей свет и просвещен им? Ведь бывает, что и среди дня иной почему-нибудь ничего не видит. Так и среди белого дня Христова может случиться, что тот или другой во тьме пребывает и во тьме ходит. Остережемся же, не попасть бы и нам в число таковых!
Для сего, возлюбленные, необходимо нам знать и всегда помнить, как находить и как видеть свет Христов и как ходить во свете лица Божия.
Всякий грешник, не радящий о спасении, в темноте пребывает, как во тьме ходит ощупью, ничего не видит спасительного и живет как попало, как живется. Положение ужасное, хотя нам кажется иногда хорошим: грешника ожидает вечный мрак — вечная смерть. Но Бог, не хотящий смерти грешника, всеми возможными способами возбуждает грешника от сна греховного. Везде слышится глас Божий: Востани спяй… и осветит тя Христос! [1] Счастлив тот грешник, который услышит сей глас. Он опомнивается, приходит в себя, начинает тревожиться заботою об опасности своего положения и необходимости исправиться. Тогда в душе его, как светильник в темном месте, зажигается это помышление. Чем более он ему внимает, тем сильнее воссиявает свет его и тем понудительнее [2] разгораются в нем нужда, потребность и желание исправиться. Он раскаивается в своих грехах и твердо решает оставить свое нерадение и начать жить исправно — по закону Христову. Это первый шаг в область света Христова! Грешник встал от сна греховного и пошел на увиденный им в темноте огонек спасительный. Это для него благодатная зарница.
Потом покаявшийся начинает жить исправно, как захотел, решился и дал обет на духу. Но хочет он сделать какое добро, а прежние склонности и привычки возрастают и покушаются отвлечь его от добра. Не желая им покориться, он борется с ними и не иначе, как чрез эту борьбу успевает делать добро. Сначала, конечно, это тяжело, но необходимо; но утешительно здесь то, что чем более стоит кто в борьбе и решительнее борется, тем борьба сия становится плодотворнее.
Греховные привычки слабеют, а добрые расположения берут перевес и постепенно более и более усиливаются, так что, наконец, греховные привычки бывают почти незаметны. Святые чувства и расположения так глубоко вкореняются в сердце, что составляют как бы естественное его состояние: человек так же свободно добродетельствует, как дышит. Это второй шаг в область света Христова! Греховный туман в душе человека, постепенно разрежаясь, наконец рассеивается, и он видит ясно лучезарный восход солнца полного и чистого в душе своей — Христа Господа!
С этого времени начинается блаженное состояние чистоты — состояние, в котором зрят Бога, как говорит Господь: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят [3]. Бог светится в чистом сердце, как солнце в воде или в чистом зеркале. Внимательное сердце ясно зрит светящегося в нем Бога — свое блаженство — и блаженствует в Нем сладостно. «Сподобившийся такого состояния,— говорит святой Иоанн Лествичник,— еще во плоти — во всех словах, делах и помышлениях — имеет всегда Правителем обитающего в нем Бога, ибо не ктому уже сам он живет, но живет в нем Христос» [4]. Это третий и последний шаг в область света Христова! Это самое высокое состояние, возможное для человека на земле, выше которого нет и быть не может: для него воссиял сам полдень света Божественного, и он готов спокойно прийти в невечерний день Царствия Христова!
Вот как добрые люди находят и видят свет Христов! Вот как ходят во свете лица Божия! Три только шага требуется от нас к сему свету: покаяние, борьба с греховностью своей и стяжание чистоты сердечной. Что же? Где находимся мы с вами, возлюбленные? Если на сем пути находимся — слава и благодарение Господу Богу! Если же не на этом пути стоим мы и даже не думаем стать и идти по нему, то — горе нам — мы никогда не узрим истинного света Божия, а тьма вечная, непросветимая ждет нас!!!
Денница Солнца, Пренепорочная Дева, введением Своим во храм предвозвестившая нам Христа, света Твоего зарями просвети нас, благоверно Богородицу Тя исповедующих! Иисусе сладчайший, Свете мира, души моея просвети очи, Сыне Божий, богозарною Твоею светлостию, да пою Тя — Света невечернего! Аминь.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. С. 382-384  
Примечания:

[1] 1 Еф. 5, 14.
[2] Понуждаюся (церковнослав.) — спешу; здесь: скорее.— Ред.
[3] 1 Мф. 5, 8.
[4] Ср.: Гал. 2, 20.



День за днем. Каждый день – подарок Божий 

Увидим Любовь и Правду

Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после (Ин. 13, 7)

Истина этих слов не изменится никогда, чтобы понять их вполне, нужны лишь вера и упование.
Бог один видит полную гармонию во всем том, что нам представляется ужасным хаосом. Не будем же унывать. Вера подобна заре. Когда она загорается, день уже не далек. Бывают времена, когда мы не видим света перед собой, когда и завтрашний день закрыт от нас, когда мы как будто стоим на краю бездонной пропасти. Не забывайте, что и тогда путь Господень все так же ясен; Он ходил по водам, Его рука всегда простерта ко всем погибающим.
Поспешим к подножью креста — подвиг, совершенный на нем, обещает нам окончательную победу над злом. Если мы не умеем молиться, бессловесные воздыхания наши достигнут Престола Божия, если и воздыханий у нас нет, подождем! В тишине и безмолвии будем ожидать избавления. Разъяренные страсти овладели миром, бушующие волны свирепствуют в нас самих, но, опираясь на веру, мы победим мир, и буря утихнет в душе, у ног Того, Кто «больше сердца нашего, и знает все» (1 Ин. 3, 20).
Господь хочет омыть нас, как Петра на тайной вечери, не понявшего тогда Его намерения; предоставим Ему действовать в нас, помня, что если Он не умоет нас, мы не будем иметь части с Ним.
Хотя пути Господни неисповедимы и намерения Его не всегда нам понятны, Он может научить нас оправданиям Своим, и, достигнув конечной цели, мы увидим во всем одну любовь и одну правду Божию. Бодритесь же, идите твердо вперед! «Видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18).
Благодать и истина во Христе Иисусе, в Котором и утешение, и спасение, и свет.

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 436-437
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Четвертый день месяца
Тебе предстоит сделать выбор между Ангелом неба и ангелом преисподней: между тем, который желает соделать тебя причастником вечного блаженства и тем, который хочет видеть тебя в вечном пламени преисподней. Оба эти бесплотных духа стремятся овладеть твоим сердцем, но ты волен сам отдать его тому или другому Ты не можешь вообразить себе всей злости преисподнего духа. Возбуждаемый не­преодолимою ненавистью и буйством своих сил, он клянет Бога!

Но, не имея возможности обратить на Него свои удары, устремляется на тебя, в котором видит Божий образ и подобие. Зависть жжет его сильнее адского пламени. Какое удовольствие злобному естеству его осквернить твою душу, лишить тебя благодати Христовой, изгнать Бога из твоего сердца и преградить тебе путь к небу! Хотя он приходит к тебе раздраженный сильным гневом, но хитро скрывает свою злобу. Он принимает на себя вид светлого Ангела и беседует с тобою языком друга; он хвалит, льстит, предлагает наслаждения, — нет ни одной хитрости, которой бы не употреблял он.

Сей змей вероломный вползает в твою грудь, усыпляет тебя и язвит смертельным жалом; то старается он погасить в твоем сердце спасительный свет веры, то томит тебя беспечностью и скукой, то возбуждает в душе твоей бурные страсти, то увлекает твои чувства к постыдным вожделениям.

Он не оставляет тебя ни на минуту в покое. Чем настойчивее ты гонишь его от себя, тем с большею яростью он нападает на тебя. Он, по слову Апостола, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (I Петр. 5: 8). И сие не может быть иначе. Он с ожесто­чением и яростью ополчается против Бога, но, чув­ствуя себя слабым и видя все свои усилия тщетными, обращает всю свою злобу на тебя, ибо знает твою слабость и непостоянство. Еще было бы менее опас­ности, если бы он нападал на тебя с открытою си­лою, но его хитрость гораздо опаснее, нежели его сила. Как воздушная зараза, наполняющая атмосфе­ру и незаметная для твоего чувства, вливает смерто­носный яд в твое дыхание, так и злобный дух, дей­ствуя с тонким и незаметным коварством, растлевает непорочность твоей души. Ты не замечаешь его дей­ствий на твое сердце, потому что он не противодей­ствует, но потворствует стремлению твоих наклонно­стей. Он манит, стремительно влечет тебя в ту сторо­ну, куда твои наклонности увлекают тебя. Он непрес­танно разжигает твои пожелания, дабы постепенно воспламенить их и превратить в необузданные стра­сти. Он умеет приноравливаться ко всем умам и ко всем характерам.

Зачатые и рожденные в грехах, мы принадлежим, по началу нашего бытия, власти преисподнего духа, который, преобладая над нами, успевает в это время разлить тайный яд своей злобы на все существо наше. Таинство Крещения омыло наш грех и даровало нам новое благодатное бытие, но в нас осталось семя смерти. Если мы решаемся иногда предпринять что-нибудь доброе — мужество наше слабеет и предприятие остается без выполнения. Если благочестивая мысли побуждает нас на доброе дело, злая воля тотчас отклоняет нас от него и часто изглаживает его из памяти. Рожденные для познания истины, мы томимся в невежестве; рожденные любить Бога, мы занимаем сердце свое самыми низкими чувствованиями.

И верх бедствия нашего есть то, что мы не хотим знать наших немощей. Находясь в беспрестанной мучительной борьбе со смертью, мы считаем себя здоровыми и добровольно отдаем себя во власть врагу душ наших. Как мы опрометчивы! Ангел Божий приносит нам благодать, которая животво­рит душу, а мы предпочитаем ей предлагаемый нам ангелом сатаны смертоносный грех: так велика власть чувственности! Так гибельно ослепление, в котором содержит нас дух злобы! Не забывай, что тот из двух бесплотных духов, которого ты избрал путеводителем в продолжение твоей жизни, поведет тебя так же и в свое жилище, когда смерть прекратит твои дни, и, помня это, молись Ангелу-хранителю:

Прими слезную молитву мою, святый Ангел-хранитель, верный защитник мой! Страх проник в кости мои, скорбь сокру­шила всю мою душу. Отчего я, безум­ный, оставил тебя? Отчего я в искуше­ниях не обратился к тебе? Я сделался рабом демона, страшного существа, от­верженного Богом. Я предавал ему свою душу за суетное наслаждение, за удовольствие минутное. Отчего я изме­нил моему Богу? Увы! С этим бедстви­ем ничто не может сравниться! Молись за меня, святый Ангел, испроси у мило­сердого Бога прощение мне в моих без­закониях.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...