Святитель Московский Петр, всея России чудотворец
3 января
Предпразднство Рождества Христова. Святой мученицы Иулиании, яже в Никомидии. Преставление иже во святых отца нашего митрополита Петра, всея России чудотворца.
«Явление Иисуса Христа, Преобразователя мира, долженствовало последовать во время крайнейшей нужды и наибольшей готовности мира к преобразованию. Таковое исполнение предопределенного времени показывают: крайность заблуждения в язычестве, напряженнейшее усиление разума в исследовании Божества и природы, высочайшая степень человеческого могущества в Римской монархии, всеобщее ожидание»,— говорит митрополит Московский Филарет. И действительно, под конец ветхозаветных времен внутреннее и внешнее состояние тогдашнего мира ясно указывало на приближение благодатной поры обновления, или возрождения человеческого рода чрез обетованного ему Спасителя. Израиль видимо отживал свое время. Пророчества давно уже прекратились в нем, и князь от Иуды оскудел, когда угасла фамилия Маккавеев и во главе Иудейского царства явился уже иноплеменник Ирод идумеянин — усердный слуга кесаря и жестокий тиран подданного ему народа. Срок избрания и назначения Израиля явно приходил к концу. Сами иудеи сознавали это и со дня на день ожидали появления Мессии. Вот они поставили первосвященника Симона — Симеона, с мыслью, чтобы он был вождем их до тех пор, пока явится пророк верен [1], вот явился святой Предтеча, и к нему собираются иудеи со всех сторон, думая, что наступили времена царства Мессии; [2] то же видно из других случаев Евангельской истории. [3] Язычество долгим путем естественного развития пришло наконец к последнему убеждению в несостоятельности собственных сил и средств к удовлетворению коренным и существенным потребностям духа человеческого. Религиозная жизнь язычников разрушилась, философия отказалась от самой надежды найти истину, никакая человеческая мудрость и сила не в состоянии были оживить то, что умирало. Отсюда, с одной стороны, горькие жалобы на жизнь, с другой — живое желание и чаяние высшей, небесной помощи.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 418-419
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] 1 Мак. 14, 41.
[2] См.: Мф. 3,5; Мк. 1,5;Лк. 3, 15; Ин. 1, 19.
[3] См.:Ин. 1,45; 4, 25.
День за днем. Каждый день – подарок Божий
Закон и благодать
Если праведность ваша не превзойдет праведности
книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное
(Мф. 5, 20)
Царство Небесное есть то великое и драгоценное сокровище, о котором возвещается нам в Евангелии. Но только одни совершенные праведники имеют в нем часть. «Будьте святы, потому что Я свят», — сказал Господь. Итак, праведность, открывающая нам дверь в это благодатное Царство Божие, должна вполне соответствовать святости Божией. Она должна быть совершенна и, следовательно, должна превосходить праведность книжников и фарисеев. По словам Христа, их праведность недостаточна для Царства Небесного: они, творя дела закона по букве его, не ходили перед Богом в той истинной, совершенной любви, которой требует Царство Божие; такое хождение возможно только при действии благодати, дарованной нам во Христе.
«Закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Закон Моисея, как закон писанный, есть дело несовершенное, откровение недостаточное. Свет его, не переставая быть светом, уступает, однако, свету, открывшемуся нам в воплощенном Слове, в Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть полнота откровения Божия, Слово, вмещающее в Себе все слова Божий. С Ним прекращается все несовершенное, все недостаточное. «Не убивай», — говорит закон, но тот еще далеко не свят и не совершен, кто по букве не нарушает эту заповедь. Кто лишь настолько любит брата своего, что не убивает его, того любовь недостаточна для Царствия Небесного. Господь как бы говорит этим: ты хорошо делаешь, что не убиваешь брата своего, ибо это заповедь Божия; но ты этим не достигаешь того, чего требует закон любви; для вступления в более тесное общение с Богом необходима совершенная святость. Необходимо не только не убивать брата своего, но и не гневаться на него напрасно; не только не совершать греха на деле, но и в мыслях.
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
День третий
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Архиепископ Феогност возглавил торжества по случаю престольного праздника Саввино-Сторожевской обители
Память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
Паломничество «Радонежье»
1000-летие русского присутствия на Афоне: в преддверии юбилея
Пушкин как нравственная личность и православный христианин