Мысли на каждый день года. 3 января

logo
Мысли на каждый день года. 3 января



Святитель Московский Петр, всея России чудотворец

3 января

Предпразднство Рождества Христова. Святой мученицы Иулиании, яже в Никомидии. Преставление иже во святых отца нашего митрополита Петра, всея России чудотворца.

«Явление Иисуса Христа, Преобразователя мира, долженствова­ло последовать во время крайнейшей нужды и наибольшей готовно­сти мира к преобразованию. Таковое исполнение предопределенного времени показывают: крайность заблуждения в язычестве, напряжен­нейшее усиление разума в исследовании Божества и природы, высо­чайшая степень человеческого могущества в Римской монархии, все­общее ожидание»,— говорит митрополит Московский Филарет. И дей­ствительно, под конец ветхозаветных времен внутреннее и внешнее состояние тогдашнего мира ясно указывало на приближение благо­датной поры обновления, или возрождения человеческого рода чрез обетованного ему Спасителя. Израиль видимо отживал свое время. Пророчества давно уже прекратились в нем, и князь от Иуды оскудел, когда угасла фамилия Маккавеев и во главе Иудейского царства явил­ся уже иноплеменник Ирод идумеянин — усердный слуга кесаря и же­стокий тиран подданного ему народа. Срок избрания и назначения Израиля явно приходил к концу. Сами иудеи сознавали это и со дня на день ожидали появления Мессии. Вот они поставили первосвященни­ка Симона — Симеона, с мыслью, чтобы он был вождем их до тех пор, пока явится пророк верен [1], вот явился святой Предтеча, и к нему соби­раются иудеи со всех сторон, думая, что наступили времена царства Мессии; [2] то же видно из других случаев Евангельской истории. [3] Язы­чество долгим путем естественного развития пришло наконец к по­следнему убеждению в несостоятельности собственных сил и средств к удовлетворению коренным и существенным потребностям духа че­ловеческого. Религиозная жизнь язычников разрушилась, филосо­фия отказалась от самой надежды найти истину, никакая человече­ская мудрость и сила не в состоянии были оживить то, что умирало. Отсюда, с одной стороны, горькие жалобы на жизнь, с другой — жи­вое желание и чаяние высшей, небесной помощи.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 418-419



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] 1 Мак. 14, 41.

[2] См.: Мф. 3,5; Мк. 1,5;Лк. 3, 15; Ин. 1, 19.

[3] См.:Ин. 1,45; 4, 25.

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Закон и благодать

Если праведность ваша не превзойдет праведности

 книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное

(Мф. 5, 20)

Царство Небесное есть то великое и драгоценное сокровище, о котором возвещается нам в Евангелии. Но только одни совершенные праведники имеют в нем часть. «Будьте святы, потому что Я свят», — сказал Господь. Итак, праведность, открывающая нам дверь в это благодатное Царство Божие, должна вполне соответствовать святости Божией. Она должна быть совершенна и, следовательно, должна превосходить праведность книжников и фарисеев. По словам Христа, их праведность недостаточна для Царства Небесного: они, творя дела закона по букве его, не ходили перед Богом в той истинной, совершенной любви, которой требует Царство Божие; такое хождение возможно только при действии благодати, дарованной нам во Христе.

«Закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Закон Моисея, как закон писанный, есть дело несовершенное, откровение недостаточное. Свет его, не переставая быть светом, уступает, однако, свету, открывшемуся нам в воплощенном Слове, в Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть полнота откровения Божия, Слово, вмещающее в Себе все слова Божий. С Ним прекращается все несовершенное, все недостаточное. «Не убивай», — говорит закон, но тот еще далеко не свят и не совершен, кто по букве не нарушает эту заповедь. Кто лишь настолько любит брата своего, что не убивает его, того любовь недостаточна для Царствия Небесного. Господь как бы говорит этим: ты хорошо делаешь, что не убиваешь брата своего, ибо это заповедь Божия; но ты этим не достигаешь того, чего требует закон любви; для вступления в более тесное общение с Богом необходима совершенная святость. Необходимо не только не убивать брата своего, но и не гневаться на него напрасно; не только не совершать греха на деле, но и в мыслях.

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

День третий

Когда Творец вдохнул в тебя дыхание жизни, соединил душу с телом. Он избрал одного из Своих Ангелов и послал его хранить тебя. Когда ты явился на свет, по благодати Божией, ты воспринял Крещение и получил новое бытие. Твой Ангел, присутствовавший при сем таинстве, радовался о тебе, видя, что Первосвященник Предвечный, Иисус Христос, искупивший кровью Своею человека, приемлет тебя в число Своих избранных и облекает тебя в небесные доспехи. Дух Божий освятил твое сердце, которое сделалось Его чистым храмом. 
Сколько тогда Ангел твой любил тебя! С какою заботливостью охранял тебя! Добрая мать твоя, утомленная попечением о тебе, иногда предавалась крепкому сну и забывала о тебе на несколько минут, но Ангел твой никогда не отвращал от тебя своих очей; он склонялся над твоею колыбелью и любовался в тебе образом Божиим и богатством благодати Христовой; он предохранял тебя от тысячи опасностей, которые угрожали тебе, когда ты начал несколько понимать язык матери. 
Она спешила передать тебе святые слова молитв, твой Ангел-хранитель запечатлевал их на твоем сердце, твердил и повторял в глубине души твоей имена Христа Спасителя и Божией Матери; ты наслаждался спокойствием. 
В это время ты сам был ангелом и душевною красотою уподоблялся своему Ангелу-хранителю. В младенчестве твоем он приготовлял тебя к принятию тела и крови Господней, вселял в тебя чувствования любви к Богу, наполнял пламенными желаниями всю твою душу. 
Таинством Причащения Спаситель соединился с тобою и освятил твое сердце. Не Ангел ли хранитель руководил тебя к сей Тайной Вечере и молил Бога принять тебя участником в оной? Когда Иисус Христос благодатно почивал в твоем сердце, Ангел-хранитель молился за тебя и день, и ночь. 
О, сколь счастливо было время твоей невинности! Какие приятные воспоминания оно оставило по себе! Отчего ты не продолжал идти сим путем? Для чего оставил его? Где теперь твоя невинность, то святое состояние сердца, которое уподобляло тебя существам небесным? Что сделалось с одеждою, омытою кровью Иисуса Христа, в которую ты облекся при Крещении и в которой должен был явиться на небо? 
Ты сделался несчастным блудным сыном, ты огорчил Отца Небесного и твоего друга-хранителя, ты бежал от них. Они призывали тебя, но ты не хотел возвратиться к ним. 
Безумный слепец! Ты стремился в пропасть; твой Ангел удерживал тебя и не допускал к ней, наконец, он успел избавить тебя от зияющих челюстей ада и привести к Спасителю Иисусу. Он сопровождал тебя в то священное судилище, где грешник примиряется со своим Богом. Он слышал твое раскаяние во грехах и радовался твоему исправлению Он видел благодать, нисшедщую на тебя, и все избранные Божии с твоим Ангелом радовались о твоем спасении. 
Но долго ли ты оставался верным данному обету? Ты скоро перестал внимать голосу Ангела и снова впал в беззакония. Что такое жизнь твоя? Это — непрерывная цепь грехопадений, стезя, ознаменованная раскаяниями и нарушениями обещаний. 
Но милосердие Божие беспредельно! Господь не перестал любить тебя; Его Ангел всегда был с тобою. В это время, когда ты предаешься сим размышлениям, он молится за тебя, просит Бога о ниспослании Его благодати на тебя. Сколь ни многочисленны грехи твои, уповай на Бога, возложи надежду на Его милосердие и обращайся к твоему Ангелу-хранителю с сею молитвою: Ангел Божий, прости меня, неблагодарного, огорчившего тебя своими безумными делами. Как сладостно проливать слезы в твоем присутствии, припоминая твои благодеяния с признательным сердцем! Ты оказал мне бесчисленные благодеяния; явил мне, недостойному, всю нежность, всю заботливость, свойственные самому нежному материнскому сердцу; а я, несчастный, не только не думал о том, чтобы принести тебе свою благодарность, но еще оскорблял святость твоих взоров делами своими. Когда ты говорил мне, я не внимал твоему голосу; пред очами твоими я оскорблял моего Бога. 
Благодарю тебя. Ангел Божий, за дивное твое терпение, за твои великие и бесчисленные благодеяния. О, как я был безумен, воздавая тебе злом за добро! Но внемли моему обету: я буду вечно благословлять и любить тебя.

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...