Преподобный Максим Исповедник
3 февраля
Преподобного отца нашего Максима Исповедника и святого мученика Неофита
Самые злые древние враги не могли обличить Иисуса Христа в каком-либо грехе; [1] и новейшие вольнодумцы не могут без уважения смотреть на жизнь Иисуса Христа как величайшего праведника между лучшими людьми. Например, Руссо в одну из светлых минут своей жизни написал следующие строки:
«Может ли возвышенная и вместе такая простая книга — Евангелие быть человеческим произведением? Может ли Тот, о Ком повествует она, быть только человеком? Сходен ли слог ее со слогом энтузиаста или тщеславного сектанта? Какая кротость и непорочность в Его — Иисуса Христа — нравах! Какая трогательная благодать в Его наставлениях! Какая высота в Его правилах! Какая глубокая премудрость в Его словах! Какая тонкость и правота в Его ответах! Сколько владычества над страстями! Укажите мне человека, дайте мудреца, который бы умел так действовать, так страдать и так умереть — без слабости, без тщеславия! Когда Платон описывает своего воображаемого противника, достойного всякой награды за добродетель и между тем претерпевающего все бесславие преступления, то он, кажется, черта за чертою, описывает Иисуса Христа: сходство это так поразительно, что все почти отцы Церкви приметили его; и действительно, в этом случае невозможно было обмануться. Надобно иметь множество предрассудков и величайшую слепоту, чтобы дерзнуть сравнивать сына Софронискова с Сыном Марии. Ибо какое расстояние между тем и другим! Сократ умирал без страха и до последнего издыхания сохранил правоту своего характера; но если бы легкая смерть его не служила к чести его жизни, то можно было бы еще подозревать, что он, со всем своим умом, есть не более как софист. Говорят, что он изобрел нравоучение, но другие прежде него исполняли оное на самом деле: Аристид был правосуден прежде, нежели Сократ сказал, что такое правосудие; Леонид умер за свое отечество прежде, нежели Сократ постановил обязанностью любить отечество; Спарта была трезва, когда Сократ еще не хвалил трезвости. Но где Иисус Христос научился той чистой и высокой нравственности, которую Он проповедовал словами и делами? Смерть Сократа, спокойно рассуждающего со своими друзьями, есть самая спокойная смерть, какой только пожелать можно. Но смерть Иисуса Христа, умирающего в ужасных мучениях — среди поруганий, осмеяний и проклятий целого народа,— есть самая ужаснейшая смерть, какой только трепетать можно. Сократ, принимая стакан с ядом, благословил того, кто подал ему оный и кто сам в то же время проливал слезы; а Иисус Христос? Он среди ужаснейших мучений молится о бесчеловечных убийцах Своих. Поистине, если жизнь и смерть Сократа есть жизнь и смерть мудреца, то жизнь и смерть Иисуса Христа есть жизнь и смерть Бога».
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года.Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Мф. 27, 4, 24; Лк. 23, 4; Ин. 8, 46.
День за днем. Каждый день – подарок Божий
Семя благое прими
Благословлю тебя… и будешь ты в благословение
(Быт. 12, 2)
«Благословляйте, — говорит ап. Петр, — зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Петр. 3, 9). Кто сам получил благословение, тот будет его передавать. Благодать Божия, любовь Божия не застаиваются в сердце: им свойственно идти дальше, и этому сердцу назначено быть проводником благодати. Любовь свыше течет через одну душу на другие, и эта душа, источая благодать, опять наполняется от того «потока Божия, который полон воды» (Пс. 64, 10).
Так было с Авраамом, когда он верою повиновался призванию и стал отцом всех верующих. Так было со многими ветхозаветными и новозаветными слугами Божиими. Тому же призванию должны повиноваться и мы — призванию быть истинно верующими, открыть душу широко, чтобы воспринять уготованное ей благословение во Христе, наполниться им до края и через край, помня, что это благословение дано человеку не только для себя, но для передачи всем его окружающим.
И эта передача совершается иной раз и без слов, тихо, без шума, тем беспрерывным, неуклонным влиянием, которое действует во всякой среде, при всяких обстоятельствах, несмотря на сопротивление и препятствия. Ребенок поддастся этому теплому отражению любви Христовой, и сердце его повернется к Спасителю; юноша беспечный остановится и задумается при встрече с таким носителем благословения; бедняк почувствует участие неземное и возблагодарит Бога. В семье такой сосуд благодати будет поддержкой, помощью, светом для всех. Грех не уживется в соседстве с ним, и грешник почувствует себя смущенным и обличенным. В благодати нуждаются люди, и дается она всякому, даже самому немощному, который, сознавая свою немощь и пустоту, идет к Источнику и наполняется от него.
Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
День третий
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[2] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...