Преподобные отцы наши, в Синае и Раифе избиенные
27 ноября
Преподобных отец наших, в Синае и Раифе избиенных. В сей день отдается праздник святого Богоявления.
Отрицания и обеты при крещении
Святое крещение есть дверь, которой крестящиеся входят в Церковь Святую и делаются домашними Божиими и сожителями святых; но непросто: прежде крещения бывают отрицания и обеты. Отрицаемся мы тогда сатаны и всех злых дел его как позванные и обновленные в вечной жизни. Обещаем Христу, Сыну Божию, со Отцем и Святым Духом верою и правдою служить и стопам Его последовать. Так между Богом и нами устанавливается завет. Мы, отрекшиеся сатаны, обещаем Богу служить и верными Ему быть: Бог принимает нас в Свою высочайшую милость, обещает нам наследие вечной жизни и Царствия, оскверненных грехами банею крещения омывает, освящает и оправдывает. Вспомним те отрицания и обеты и осмотримся, ибо солгать Богу — тяжко и быть пред Ним лживым — очень опасно. Осмотримся, не обратился ли кто из нас опять к сатане и не отрекся ли от Христа — не оставил ли Его? Осмотримся, в какой части мы находимся — в сатанинской или Христовой? Кто чью волю исполняет, тот тому и работает — тому и принадлежит. Отрицается Христа не только тот, кто прямо отрицается Его святого имени, не признает Его за Сына Божия и Спасителя своего, но и тот, кто бессовестно и бесстрашно нарушает Его святые заповеди: отрицаются Бога не устами только, а и делами. Отрицается Бога Христа распутник; отрицается Христа враждующий на ближнего; отступает от Христа посягающий на собственность ближнего; не пребывает со Христом обманщик и соблазнитель ближнего. Во всем этом он повинуется врагу спасения, изменяет своим обещаниям и лжет Богу.
Рассмотрим совесть и жизнь нашу, к какой части мы принадлежим — Христовой или противника Его, доброй или злой, к спасаемым или погибающим? Кто не со Христом, тот противник Христу. Остережемся и будем здесь в мире со Христом, да и в будущем веке со Христом будем.
Совершив отдание Богоявления, Церковь начинает петь так называемую катавасию — ирмосы Сретения [1] Господня: «Сушу глубородительную…» и, таким образом, внимание наше обращает на Сретение Господне. Устремим очи мысленные к Солнцу правды — Христу Богу нашему, пока сретим Его.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года.Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Сретение (церковнослав.) – встреча.-Ред.
День за днем. Каждый день – подарок Божий
Послужим людям добрыми делами
Она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу
(1 Тим. 5, 10)
Таковы были диакониссы в первые века христианства; верные, усердные, отзывчивые на все нужды, неутомимые, проникнутые одной мыслию, одним стремлением — все делать во славу Божию.
«Все у вас да будет с любовью», — говорит апостол Павел. Что же могло внушить такой женщине совершать дела милосердия, что могло поддержать ее на высоте полного самоотречения, если не любовь, способная согревать, оживлять и освещать все и всех вокруг себя. Забывая о себе, она отдавала себя Богу, а в Нем и всякому ближнему.
Такое служение доступно и нам. Господь, Который был среди людей «как служащий», научил Своих учеников служить. Так же и теперь: для истинных Его учеников вся жизнь — одно служение; они «ходят с места на место, делая добро», и испытывают, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). И когда перейдет такая душа в вечность, «дела ее пойдут вслед за нею» (Откр. 14, 13). Да, сделанное добро не умирает, зажженный светильник не угасает; он светит нам долго после того, как отнято у нас дорогое существо; влияние его безконечно, и даже смерть не может его уничтожить, оно влечет нас к небесному.
Светлая звезда хоть и скрылась с нашего небосклона, но не угаснет никогда, и у Бога сохраниться всякое доброе слово, всякая попытка ободрить и утешить несчастного, всякий благой совет, данный своевременно и почерпнутый из единого Источника истинной любви. Снова и снова встречаются нам, и на нас самих и на других людях, следы благодатного влияния тех, кого мы лишились, они становятся для нас тогда особенно живы, и мы с радостью и благодарением сознаем, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 18).
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
День двадцать седьмой
Если благотворения твоего Ангела не трогают тебя, если ты нечувствителен к его готовности служить тебе, — то, по крайней мере, ты должен страшиться его негодования и справедливого гнева, которым он может наказать тебя за неблагодарность.
Горе человеку, который пренебрегает Ангелом Божиим! Если он свидетельствует на небе о добрых делах праведника, то свидетельствует также и о беззакониях грешника; так говорит Священное Писание и учение святых Отцов.
Ангел явится некогда на Суде как свидетель достоверный и представит нас для наказания за наши преступления. Тогда раскроется книга жизни, и в ней, как в живом зеркале, явятся наши добрые дела и наши пороки. «Наши преступления, — говорит святой Августин, — вписаны, как бы в некоей книге, в ведении Небесных Духов, которым назначено будет наказывать за них грешников». Тертуллиан, рассуждая о сочинителях, пишет: «Берегись, чтобы строки, которые ты написал, не были предъявлены на Суде к обвинению твоему, подписанные рукою Ангелов».
Берегись, иначе Спаситель твой сделается неумолимым твоим Судиею; Божественная кровь Иисуса, пролитая для спасения тебя, возопиет о мщении за преступления. Святые Таинства, сии источники благодати, превратятся в источники осуждений. Ангел твой, верный хранитель, явится строгим твоим обвинителем.
Мы сказали — и это неоспоримая истина, — что блаженные Ангелы имеют сострадание к грешнику; но сострадание их ограничено пределами, за которыми милосердие их превращается в негодование. «Как пчел отгоняет дым, так и Ангела-хранителя, — говорит Василий Великий, — от нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Когда храм Иерусалимский был осквернен, тогда слышен был голос Ангелов, оставлявших его с сим воплем: «Уйдем отсюда!». Подобно сему, когда исполняется душа нечестием, долготерпение Ангела-хранителя истощается, и он оставляет ее в добычу врагам. Он не только оставляет ее, но еще и требует мщения за ее беззакония. Но когда оканчивается милосердие и начинается мщение? Это тайна Провидения! Дай Бог, чтобы это время никогда не настало для нас! Постараемся никогда не оскорблять наших Ангелов и не делать их, вместо покровителей и охранителей, своими обвинителями. Не погасим их нежной любви к нам; и если мы оскорбили их продолжительным нашим жестокосердием, постараемся умилостивить их нашим раскаянием. С Ангелом-хранителем раскаяние утешительно, легко и плодотворно.
Напротив, в области сатаны раскаяние замещается отчаянием. Демон, упитав грешника разного рода нечестиями и беззакониями до костей его, начинает мучить свою жертву. Множество похотей тревожат сердце грешника, страшные волнения души и жестокие угрызения совести не дают ему покоя. Тяжелые вериги порочных привычек и бремя грехов подавляют его. Наконец, наступает час смерти, наступает минута, в которую древо бесплодное посекается и в огонь вметается. Ангелы неба оставили отверженного. Он один остается с демонами, которые готовятся повлечь душу его в преисподнюю. Они верно записывали преступления его, и душа преступника, выйдя из своей темницы, впадает в руки мучителей. Как печальны пути, по которым идет грешник! Как мрачен, как страшен конец их!
Его, как узника законопреступного, влекут пред судилище Божие; все избранные отвергают его. Ангел-хранитель, свидетель его преступлений, обвиняет его; суд Божий как громом поражает его; демоны берут его во власть свою, ввергают его в пламень огненный, связанного адскими узами. Мучители терзают, раздирают его, вымышляя тысячи смертей в продолжение всей вечности. Но если бы сей несчастный послушал советов своего Ангела, то наслаждался бы вечным блаженством и вкушал бы небесные радости из Источника, приснотекущего в души избранных в доме Божием.
Безумные люди! Как мы можем забывать о вечности, от которой отстоим только на один шаг, только на одну минуту?
Господи Боже мой! Ты составляешь все мое блаженство; говоря это, я не могу не проливать слез радости, не могу без сердечного умиления помыслить, что Ты благоизъявляешь обитать в нас и посылаешь Ангелов Своих пребывать с нами. Кто может помыслить о такой безмерной любви Твоей к нам и не почувствовать в сердце отрадного утешения? Возможно ли, о Боже мой, чтобы после всех Твоих милостей, оказанных человеку, после всех явных доказательств любви Твоей к нему, он мог оскорблять Тебя? Действительно, это так бывает; это случалось многократно и со мною; о, если бы только я один был виновен в такой постыдной неблагодарности! Вину мою каждый раз я старался загладить раскаянием, и Ты прощал меня. Ты являл великое ко мне милосердие и Свою любовь беспредельную. Да будет вся жизнь моя посвящена приношению благодарений за Твои неизреченные милости! Продли мне, Господи Боже, помощь Твою! Если я буду оставлен Тобою, то в вертограде души моей насажденные Тобою цветы добродетелей увянут и в нем наступит прежнее запустение. Не попусти. Спаситель мой, не потерпи, чтобы душа, которую Ты искупил Своими страданиями, которую Ты многократно избавлял от челюстей змия преисподнего, погибла навеки!
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра