Мысли на каждый день года. 20 января

logo
Мысли на каждый день года. 20 января

 

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн 

20 января

Собор святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Христианин и нехристианин на вид будто одинаковы, но внутрен­ний их не характер только, но как бы и состав — неодинаковы, вся сла­ва христианина внутри. Объясним это примерами. Медь одна издает звук глухой, а в соединении с серебром звучит чище и звонче, хотя на вид разности и незаметно в той и другой. Медь одна — это естество наше; медь в соединении с серебром — это то же естество, облагодатствованное в крещении.

Возьмите яблоко с дикой яблони и яблоко садовое. На вид они, может быть, совершенно похожи, а внутреннее достоинство того и другого совсем не то. До крещения человек то же, что разбитое зер­кало: следы прежней красоты остаются на всех силах его, только силы сии у него разрознились и распались. Когда же восстанавлива­ется внутренний мир жизни духовной, тогда это бывает то же, что зеркало целое, которое ясно отражает все черты и части лица смо­трящегося. До крещения человек то же, что расслабленный в чле­нах своих: ни встать, ни двинуться не может. По крещении он то же, что расслабленный — исцеленный, о котором говорит Евангелие, что он ходил, скача и радуяся. [1] Вот и еще один образ: зрительные трубки имеют три состава. Когда вдвинуты сии составы один в дру­гой — трубки не показывают вещей как следует; а когда они раздви­нуты по соразмерности — все тогда видно в них хорошо. Трубка есть образ нашей трехсоставности — из духа, души и тела. В падении дух подчинился душе, а душа и дух — телу и чрез то стали дурно видеть свои отношения, дурно держать себя в них. В получившем новое бла­годатное рождение дух возводится в свое право — держит душу в сво­ем чине, а чрез нее и тело. Человек тогда получает предопределен­ный строй частей естества, ясно сознает свое отношение к небу и земле и достойно себя держит в сих отношениях. Такое возустроение может ли утаиться от очей ума и совести? [2] Да, не может. Но мно­гие ли об этом думают? Увы, немногие, а оттого и живем-то по-хрис­тиански ли? Кто понимает силу таинства крещения? Кто поясняет ее детям?!

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года.Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. 



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Мк. 2, 3-12; Мф. 9, 2-8; Лк. 5, 18-26.

[2] Возустроити (церковнослав.) — здесь: новое устроение

День за днем. Каждый день – подарок Божий

Богатство во спасение

Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители

(Лк. 16, 9)

Притча о лукавом управителе смущает многих. И в особенности в ней для многих непонятно, почему Спаситель как бы ставит в пример управителя лукавого, почему Он хвалит его и говорит ученикам: «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Но, рассмотрев внимательно этот рассказ, мы найдем объяснение.

Во-первых, Спаситель не ставит в пример этого человека — Он выставляет его неправильный и бесчестный поступок как предупреждение тем, кто склонен впасть в тот же грех. Далее, Он указывает, насколько «сыны века сего догадливее сынов света, в своем роде», т. е., напрягая все усилия к извлечению пользы из каждого представляющегося случая, они, другими словами, предусмотрительно откладывают на черный день и поступают догадливее сынов света.

Хотя многие и сознают на словах, что время ничто в сравнении с вечностью, однако же вся их забота сосредоточена на временном, преходящем благе. Они не проявляют в стремлении к вечным благам того усердия, которым исполнен управитель лукавый в достижении своих житейских целей. Вот что хотел сказать Господь, а никак не оправдать этого человека.

Часто говорится, что Спаситель похвалил управителя лукавого, но, прочтя со вниманием стих 8-й, мы увидим, что его хвалит хозяин за то, что он поступил догадливо. Остается третий пункт, заключающийся в словах Спасителя: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Что разумеет Спаситель под этим выражением? Он называет богатством неправедным деньги, которые так часто, и даже в большинстве случаев, служат соблазном и средством для греха.

«Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10, 23). Считая всякое земное богатство неправедным, Спаситель указывает на тот единственный путь, которым оно может послужить нам во спасение: мы должны приобретать заботой о нищих и неимущих таких друзей, которые встретят нас с радостью в загробной жизни и откроют нам двери в вечные обители. В этой притче Господь учит нас смотреть на богатство, как на талант, вверенный нам на пользу ближних, в употреблении которого от нас потребуется строгий отчет. Итак, в этом свете притча становится нам ясна, и ни одно слово, сказанное Спасителем, не должно быть камнем преткновения. Каждое смущение мы можем устранить молитвою о том, чтобы Господь «отверз наш ум к уразумению Писания» (Лк. 24,45).

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Двадцатый день

С какой радостью Ангел-хранитель сопровождает тебя в святую церковь, в которую ты идешь поклониться твоему Спасителю! Это таинственное место исполнено величия Божия: это — дом Божий и врата Неба. Предводимый твоим Ангелом, ты идешь присоединиться к лику духов блаженных и с ними предстать пред Иисусом Христом, Которому поклоняются Серафимы, Херувимы, Престолы, Власти, Господства, Силы, Начала, Архангелы, Ангелы, и свой голос соединить с их голосами, воспевая песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь».

Таково учение Церкви, учение утешительное и высокое! Что же говорит тебе вера? Она показывает тебе Иисуса Христа на жертвеннике, как Агнца, преносимого в жертву перед престолом Отца; показывает кровь, текущую из достопоклоняемых ран Его, показывает Ангелов, окропляющих ею народы христианские, как росою животворящею.

Сия мысль приводила в восторг святого Иоанна Златоустого; она должна воспламенить и твое сердце. Иди к Иисусу Христу, иди к Божественной Жертве вместе с твоим Ангелом-хранителем; молись с ним Превечной Жертве; пусть Ангел твой соберет тебе там богатые дары благословения Божия.

Сердце твое, без сомнения, почувствует живейшую радость, молясь в храме перед престолом Небесного Отца, окруженного ликами Своих Ангелов, и занимая место между блаженными обитателями Неба. Не есть ли это уже залог и начало вечного твоего блаженства? Пусть расторгнется и спадет завеса земного твоего существа, и перед тобою откроется рай Небесный во всей его славе и со всем его блаженством.

Но сей светозарный вид закрывается от тебя темным покровом плоти, и только очами веры созерцает его благочестивая душа, углубившаяся в благоговейное размышление, свойственное Ангелам. Но и благоговейного размышления недостаточно, ибо душа наша должна быть проникнута благоговейным трепетом. Ангелы трепещут и закрывают лица свои пред Царем славы, а человек-грешник, прах и пепел, ужели дерзнет поднимать главу и в надменной гордости безмолвствовать на молитве? Ужели в груди сынов Адама каменное сердце?

Христианин, внимай с покорностью гласу твоего Ангела. Он зовет тебя на Божественную трапезу пред жертвенником Господним. Поспеши с ним в дом Божий и, сопровождая свое шествие теплою к нему молитвою, говори к небу:

Отчего духовными очами своими я не могу видеть Иисуса Христа, как ты видишь Его, Ангел блаженный? Отчего сердце мое не горит такой любовью к Нему, как твое сердце? Тогда священный жертвенник был бы для меня высоким предметом духовных наслаждений; там я нашел бы себе покой и радость, какие только можно вкушать на земле; там я забыл бы скорби земного странствования, предвкушая радости небесные. Неотступно умоляю тебя; испроси мне благодать живой веры, дабы я мог узреть Иисуса, сколько сие возможно мне в сей земной жизни, чтобы понять мне всю Его любовь и благодеяния Его ко мне. Сколь нужна мне сия вера! Сколь она желанна моему сердцу! Испроси мне милосердие Божие; молись со мною, когда я буду молиться Иисусу перед святым Его жертвенником.

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...