Мысли на каждый день года. 18 декабря

logo
Мысли на каждый день года. 18 декабря


Монастырь прп. Саввы Освященного

Фото: 
Pravoslavie.ru
18 декабря (5 декабря ст. ст.) 

Преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного.

Погрузим мысль свою в глубину ветхозаветных времен и в бывших тогда откровениях соберем все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасение наше. Живописавшие в Ветхом Завете лик Спасителя от простейших очертаний восходили все к более сложным, от общих — к частным, от многообъятных — к подробнейшим, но самыми яркими красками изобразили все, что нужно было для полноты образа, на который нельзя не засмотреться с благоговением. Великая картина эта рисована в продолжение пяти тысяч лет. Станем у заключенных врат рая Эдемского и устремим взор свой вперед — до Вифлеема, Голгофы, Элеона, и увидим дивный лик Спасителя нашего.

Первая черта — спасительное семя жены, имеющее стереть главу змия [1]. Слышанное прародителями, это первоевангелие пережило долговечных патриархов, потоп, смешение языков и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову — всем одними и теми же словами: …благословятся о семени твоем все люди, все языцы, все концы земли [2] .

Вскоре затем патриарх Иаков видит уже нового Скипетродержца — Примирителя [3]; далее ходатай израильского народа Моисей указывает ему пророка, с заповедью — слушать Его [4]; а царь Давид указывает нового Иерея по чину Мелхиседекову [5].

В ряд с этими изречениями шли разительные прообразы. Вот жертвоприношение сына отцом — в Исааке [6], указавшее на крестную смерть и Воскресение Мессии [7]; вот союз неба с землею — в лествице Иакова [8]; вот спасение чрез отверженного и преданного — в Иосифе; далее — купина горевшая, но не сгоравшая, услаждение древом горьких вод Мерры, манна, источение воды из камня, медный змей, все устройство скинии: все это — сень грядущих благ, как уверяет апостол [9].

Таковы общие и таинственные черты, указывающие образ будущего Избавителя! Просвещенное и согретое верою сердце способно было ощущать сокрытую в них силу, как ощущал это Авраам [10]. Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда народ Божий образовался уже в царство и успел войти в славу, при Давиде и Соломоне, воздвигается пророк за пророком и прилагается черта за чертою к изображению лика Христа Спасителя; так что все предсказания пророческие в совокупности составляют полное Евангелие, преднаписанное в Ветхом Завете.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 401-402

Примечания:

[1] Ср.: Быт. 3, 15.

[2] Ср.: Быт. 12, 3; 18, 18; 22,16-18; 26, 4; 28,14.

[3] См.: Быт. 49, 10.

[4] См.: Втор. 18, 15-18.

[5] См.: Пс. 109.

[6] См.: Быт. 22, 1-19.

[7] См.: Ин. 8, 56.

[8] См.: Быт. 28, 10-22.

[9] См.: Кол. 2, 17; Евр. 10, 1.

[10] См.: Ин. 8, 56.



День за днем. Каждый день – подарок Божий

Подвиг молитвы

Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. (Мк. 9, 2)

Господь взял с Собою на гору Фавор тех из Своих учеников, которых Он нашел достойными узреть видение Его славы: Петра, ревностного в вере, порывистого в действии, Иакова, будущего мученика, кроткого в послушании, и Иоанна, своею любовью заслужившего больше других любовь Спасителя.

Он возвел их на гору высокую особо. Как часто Господь искал тишину уединения! Он беспрестанно удаляется от толпы и уводит учеников, чтобы они могли отдохнуть и сосредоточиться: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6, 31), — говорил Он им.

Люди светские, мирские ищут развлечения в шумных удовольствиях, люди Божий, избегая толпу, углубляются в свои мысли и сосредоточиваются на едином на потребу.

В Евангелии от Луки сказано, что Он «взошел на гору помолиться» (Лк. 6, 12). В течение всей Своей земной жизни Спаситель видимо нуждался в молитве, Он удалялся, чтобы предаваться беспрепятственно духовному общению с Творцом, в Котором находил силу и утешение. Вступая на Свое земное поприще, Он молится. По ночам — Он молится. В саду Гефсиманском, готовясь к страданию и смерти, Он молился. На кресте, в предсмертных муках, до последней минуты Своей жизни, Он не перестает молиться и постоянно побуждает к молитве Своих учеников: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14, 38).

Гора, на которую Он возводит Своих учеников, изображает собою тот трудный тернистый путь, который мы должны пройти, чтобы подняться на высоту настоящей молитвы. Сила молитвы есть величайшая тайна, однако по своей простоте она доступна и чистой душе ребенка. Казалось бы, молиться легко — ведь дух молитвы проявляется иногда в одном вздохе, в одном взгляде, — однако это есть величайший подвиг, подвиг сверхъестественный — это дело Божие в душе человека.

Христос один может совершить в нашем сердце это чудное дело; Он один проведет нас, как Своих учеников, по узкой, крутой, каменистой тропе, ведущей на высокую гору Он поддержит нас и понесет на Своих руках, удаляя все препятствия. Следуя за Ним, мы достигнем вершины и получим награду, ожидавшую учеников на Фаворе: там, вдали от шума и суеты мирской, они внимали лишь голосу Спасителя — они узнали в Нем Сына Божия, они были свидетелями Его предвечной славы.

Так и нам, когда мы вознесемся душою к Господу, оставив в стороне все искушения и соблазны мирские, Он даст вкусить того неизреченного блаженства близости к Господу, которое даст нам силу в жизненной борьбе, твердость в испытаниях и утешение в скорби.


Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 455-457
Мысли на каждый день года. 18 декабря


Роспись свода Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры. Живопись 18 — нач. 19 века. 
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Восемнадцатый день месяца
Решился ли ты искренно подражать твоему Ангелу-хранителю? Такого решения ничто не может быть выше и благороднее. Но что же делает Ангел пред лицом Господа? Он благословляет Его и воспевает Ему хвалу. Как пламенна любовь его к Богу! Как умилительны его молитвы! Как возвышенны хвалы! Как восхитительны его славословия!

Не хочешь ли присоединиться к нему? Если из двух певцов, согласившихся петь вместе, один не имеет такого приятного голоса, как другой, и не столь опытен в искусстве пения, то, тем не менее, он может принять участие в гармонии хора, следуя за голосом другого, искуснейшего певца.

Ангелы суть певцы Божии. Молитва твоя есть то же, что пение Ангелов, но твой голос слаб, и ты мало опытен, — что же делать тебе, чтобы приобрести благодать от Царя царствующих? Ты представь в мыслях своих Ангела-хранителя, воспевающего совершенства Божии, и присоединись к его пению, к его молитве, к его любви; тогда сердце твое ободрится при одной мысли, что и Ангел твой молится вместе с тобою. Совершенство его молитвы покроет недостатки твоей. Твой голос вознесется на Небо, слившись с его голосом, и дела твои также будут освящены этим ангельским союзом: вот в чем заключается тайна всей святой жизни!

Некая благочестивая мать воспитывала и дочь свою в благочестии. Дочь в первых летах юности приобрела познание о своем Ангеле-хранителе, была уверена, что никогда не остается одна, и чувствовала неизъяснимое удовольствие, воображая себя в сообществе со своим Небесным другом.

В десятилетнем возрасте ум ее просветился, сердце сохранило младенческую чистоту, и она решилась вести жизнь ангельскую. «Как святы и приятны Богу были бы дни мои, — говорила она, — если бы я могла подражать моему Ангелу! Что он делает день и ночь, предстоя лику Божию? Он молится непрестанно. Стану же и я всегда молиться и творить все мои дела в духе молитвенном и во славу Божию».

Она узнала, что в восторге вечной любви среди бесчисленного сонма избранных Ангел ее непрестанно повторяет: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф». Она узнала также, что сия песнь из всех похвал есть самая высшая похвала, которой прославляются все совершенства верховного величия Господня. И сия песнь ангельская сделалась непрестанною ее молитвою, сделалась единственным предметом мыслей во всю жизнь ее.

Пробудившись ото сна, она приветствовала своего Небесного друга и начинала повторять с ним свою молитву, которую твердила в продолжение дня, когда училась, или трудилась, или после трудов отдыхала. Кто может описать спокойствие души ее, чистоту ее сердца, обилие благословений, истекавших из недр Божества в ее душу? Во время молитвы лицо ее уподоблялось ангельскому.

Часто она бывала в храме, где Иисус Христос утвердил Свою обитель, являлась в глубоком благоговейном размышлении, открывавшем в ней высокие мысли о Божием величии. Ангел-хранитель всегда сопутствовал ей, когда она посещала храмы Божии. Чтобы не потерять ни одной минуты из своей жизни, она, отходя ко сну, молила своего Ангела приносить за нее Господу Богу должное поклонение, пока она будет покоиться. Вся жизнь ее была святая, равноангельская Кто не станет удивляться такой глубокой мудрости, такой невинности и простоте жизни?

Почему же не последовать сему примеру? Человек малодушный! Пробудись от усыпления, оживи свое сердце порывом благочестия. Можешь ли ты почитать невозможным для себя то, что мог сделать твой ближний?

Ободрись сердцем, уповай твердо на благодать Божию и моли твоего Ангела о помощи и заступлении:

О, святой Ангел, ходатай мой пред престолом Господа Иисуса Христа! Вдохни в мое сердце чувства, приятные тебе; пусть воля моя, подобно твоей, покорится воле Божией; да будет верхом всех желаний моих желание обрести покой в Господе моем; пусть сердце мое ищет себе покоя в Нем одном! Он один есть истинная отрада и утешение! Без Него все тяготит, все тревожит. Пусть будет моей отрадой во все время жизни моей та мысль, что ты вместе со мною прославляешь имя Божие и непрестанно воспеваешь: Свят, Свят, Свят Господь. Сия песнь моего сердца да будет благоугодна Богу, да удостоит Он меня Своей благодати и да введет меня в сонм избранных Его.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...