Мысли на каждый день года. 15 января

На фото Мысли на каждый день года. 15 января изображение 

Святитель Сильвестр, папа Римский 

15 января

Предпразднство Просвещения. И память во святых отца нашего Сильвестра, папы Римского

Новый год, напомянув нам о нашем обновлении, тотчас же пре­провождает нас к празднику Богоявления, или Крещения Господня, который иначе называется Просвещением и действительно дает нам главное средство обновления. Потому Святая Церковь и держит так долго внимание наше на Богоявлении, воспевая его целых тринадцать дней. Обратим же внимание наше на главное средство обновления на­шего — на таинство крещения: оно заменило обрезание и есть дверь спасения, новое рождение от воды и Духа. В чем оно состоит? Святой апостол Павел, рассуждая о святом таинстве крещения, сокровенную силу его сравнивает со смертию и Воскресением Господа. Погружаясь, говорит, в купель, мы умираем, а выходя из купели, воскресаем: уми­раем в купели для жизни плотской и греховной, а воскресаем из ку­пели для жизни духовной, святой, богоугодной. Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся ? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, такой мы во обновлении жизни ходити начнем. <… > …Вет­хий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому неработати нам греху…

Как светел воскресший Господь, так светло бывает естество наше, когда обновляется в бане пакибытия благодатию Святаго Духа. Спа­сительное действие сие совершается незримо — внутри. При этом наитствующая в крещении благодать Духа запечатлевает собою ряд вну­тренних изменений сердца и движений духа и из них образует нового в нас потаенного сердца человека. Поэтому-то святой апостол Петр крещение именует совести благи вопрошением у Бога, чем означается образование особенного, благодатию крепкого, нравственного харак­тера. Здесь глубокая тайна, требующая глубокого внимания.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. 




День за днем. Каждый день – подарок Божий

Блажен до конца претерпевший

И сказал им Иисус в ответ: пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали» (Лк.7, 22)

Иоанн Креститель, тот, про которого Христос Сам сказал, что он был «светильник горящий и светящий» (Ин. 5,35), томился в темнице правды ради. Верный, неподкупный свидетель Божий прогневил своею искренностью и смелым обличением греха порочного царя, и тот лишил его свободы, после того как раньше слушал его с удовольствием, и заключил его в тюрьму Да, пока Иоанн не касался его лично, Ирод готов был восхвалять его, но лишь только огненное, обличительное слово Божией правды задело его и его греховную жизнь, он стал врагом Божьему посланнику.

И теперь бывает то же самое: люди восхваляют слово Божие, доколе оно не станет свидетелем против грехов их. Лишь только душа почувствует обличение и не захочет покаяться и удалить от себя грех, она отталкивает то Евангелие, которое ее смутило, и, не желая покориться, возмущается.

Иоанн покорился несправедливому приговору, несомненно, потому, что за произволом человека он увидел волю Божию, которая допустила это испытание. Но туча сомнения пронеслась над душой его, и скорбные ученики его пришли передать об этом Иисусу.

Иисус твердо надеется на Своего Предтечу; знает, что эта временная туча скоро минует и что за кровавым исходом этой жизни последует вечная слава. Он знает, что сильный дух Иоанна и теперь гораздо более занят Царствием Божиим, нежели своею личною участью, и посылает ему ответ достойный его: «Пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют». Вот они, приметы и проявления того Царствия Божия, которое ты пришел возвестить. А тебе, мученик, какое же слово? «Блажен, кто не соблазнится о Мне».

Господь видит, что ты не соблазнишься, что претерпишь до конца, и называет тебя блаженным. А по отшествии учеников Иоанна Он продолжает речь о нем, говоря, что он «больше пророка», что он тот, о котором написано: «вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим». Блажен, кто не соблазнится, даже когда не видит собственного избавления; блажен, кому дано терпеть, страдать и даже умереть за правду! Блаженны и те смиренные ученики, которых Господь посылает к своим узникам и страдальцам, чтобы поддержать и утешить их словом Его неизменной любви!

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 468-469

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Пятнадцатый день

Некий человек насадил виноград на земле плодоносной Когда от теплоты осеннего солнца кисти винограда должны были созреть, он пришел собирать плоды, но вместо плодов нашел на нем лишь несколько листьев: виноград его пустил длинные отрасли, тянувшиеся по земле между терниями. Домохозяин был огорчен и хотел уже вырубить бесплодный виноградник, но, увидав вблизи высокий вяз, широко расстилающий свои ветви в воздушном пространстве, передумал. Он взял ветви винограда и привязал к вязу, перевив их с ветвями вяза так, что они составляли, казалось, одно. На следующее лето опять пришел он и был весьма обрадован, ибо виноградные лозы не только выросли и сравнялись с высотою вяза, но, питаемые небесною росою и согреваемые лучами солнца, принесли обильные плоды.

Подобным образом может приносить плоды и твоя душа. Она есть насажденный Господом виноград, и Господь хочет, чтобы твой Ангел-хранитель приготовил от него плоды и принес их в жертву Ему. Но если твоя душа будет пресмыкаться на земле между волчцами и терниями суетных и безумных помыслов, то она останется бесплодной. Она только тогда будет плодоносна, когда окропится росой благодати и согреется теплотой любви Божественной. Итак, вознеси свои мысли и свои чувствования выше темной земной области к светлому небу; с помощью твоего Ангела поставь себя на такой высоте, с которой ты мог бы созерцать Бога. Твой Ангел блажен, свят, потому что видит Господа. Ты не можешь созерцать Его так, но можешь созерцать Его очами веры и верою поставить себя пред лицом Его. Господь вездесущ: Он равно присущ и Ангелу твоему, и тебе. В Нем мы все живем, движемся и существуем. Очи Господни всегда обращены на тебя; ухо Его всегда преклоняется к молитве твоей; десница Его всегда исполнена даров любви Его, сердце Его всегда готово принять тебя если ты желаешь прибегнуть к Нему.

Почему не подражаешь ты своему Ангелу? Он никогда не отвращает очей своих от лица Господа. Бог есть верховная красота, беспредельное совершенство; Он один достоин вечного поклонения духов Небесных. Человек, живущий пред лицом Бога, мыслящий и действующий перед очами Его, не может сделаться рабом греха, но с течением жизни делается более и более совершенным.

В самом деле, кто станет покоряться греху, оскорбляющему Бога, когда помыслит о бесконечной любви Его, о страшном величии Его, о вечной святости Его? Мы согрешаем, как бы забывая, что Око Господне обращено на нас. Представим себе, что мы, подобно нашему Ангелу, всегда находимся пред Богом, тогда сердце наше не охладеет в любви к Нему. Какими чувствами не воспламенится та душа, которая говорит в себе: «Бог видит меня».

Святые мученики, непобедимые воины Христовы, подвергаемы были всем мучениям, всем терзаниям, какие только могла выдумать злоба человеческая, но переносили муки с радостью и спокойствием, потому что в таинственной глубине своего сердца беседовали со Спасителем. В этом-то святилище и ты должен поклоняться Ему. Но увы! Бог удостаивает тебя Своим посещением и в тебе избирает обитель Себе, дабы ты всегда был с Ним и Он с тобою, а ты проводишь целые дни, не думая о Нем, не благословляя Его и не принося Ему молитвы.

Когда советуют тебе искать Бога в собственном твоем сердце, тогда советуют искать Его как бы за пределами стран, самых отдаленных и неизвестных; ибо может ли быть что-либо отдаленнее и безвестнее для большей части осуетившихся и рассеянных людей, чем глубина их собственного сердца?

Знают ли они, что значит войти и углубиться в самих себя? Решались ли они когда-нибудь вступить на этот путь? Могут ли они даже представить в своем уме, что это за внутреннее святилище, что это за непроницаемая глубина души, где Бог требует поклоняться Ему духом и истиною? Такие люди всегда живут вне самих себя, в предметах своего честолюбия или своих забав.

Не видишь ли, что это показывает неблагодарность к величию Божию и совершенное безумие? Что же должно делать тебе?

Подражать твоему Ангелу, углубляться в благоговейные размышления, возбуждаться мыслью о вездесущии Божием и жить свято пред очами Господа: такова жизнь духовная, жизнь небесная, жизнь человека мудрого и благочестивого.

Ревнуй об этой жизни и, стремясь к ней, моли о помощи твоего Ангела-хранителя:

Святой Ангел! Прими и принеси Господу мою смиренную молитву, умоли Его простить мне грехи безумного жития моего, пробуди меня от глубокого усыпления, в котором я томлюсь, озари очи мои небесным светом, да сподоблюсь зреть благодеющего мне Господа и на Небе, где престол славы его, и на земле, которая есть подножие ног Его. Сподоби меня зреть Его во всех явлениях жизни, и особенно в биениях моего сердца, живущего силою Его благодати.

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра




Контекстная справка

[1]Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества. подробнее...

[2]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[3]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *