Мысли на каждый день года. 15 декабря

logo
Мысли на каждый день года. 15 декабря

Святой пророк Аввакум
15 декабря (2 декабря ст. ст.) 

Святого пророка Аввакума.

Много слез пролили ниневитяне, и велико их было покаяние: все они, от малого до великого, облеклись во вретища, заповедали пост не только для людей, но и для скота и обратились к Богу в молитве покаяния, но и при этом не были вполне уверены в своем спасении от угрожавшей гибели, ибо говорили: …кто весть, аще раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости Своея, и не погибнем? [1] И если они после такого покаяния все еще не были уверены в помиловании от Бога и прощении грехов своих, то как же может быть уверен тот, кто думает кратким покаянием или немногими слезами очистить себя от многих и тяжких грехов? Ты, может быть, скажешь: «Ниневитяне были язычники, они не знали, что говорит Писание: …сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [2]. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренным духом спасет [3]. …Рех: исповем на мя бе и Ты оставил еси нечестие сердца моего [4], а мы — верующие — надеемся, что и малые слезы, соединенные с исповеданием грехов, могут испросить у Господа прощение их». На сие отвечаем: конечно, могут, но только тем, которые находятся при кончине живота своего, у которых уже не остается времени для оплакивания грехов и для трудов покаянных. Таковым Господь являет Свою милость и за одно сердечное сокрушение. Пример тому — разбойник на кресте. А от здорового человека, имеющего время на покаяние, Бог требует многих слез, многих трудов и подвигов, пока труды покаяния сравняются или, лучше сказать, превзойдут прежде соделанные грехи. О слезах же должно сказать еще и вот что: есть люди, которые иногда и умиляются сердцем, и плачут о грехах своих, а грешить все не перестают. Что пользы в таких слезах, если люди не исправляют своей жизни? Иные и исповедуют грехи свои со слезами, а потом опять возвращаются к тем же грехам. Какая же им польза от омовения слезного, когда они так охотно потом снова погружают себя в прежнее блато [5] греховное? Итак, недостаточно одного умиления и кратковременного сокрушения сердечного без истинного покаяния, а оно состоит в том, чтобы не только сожалеть и плакать о грехах, но и не возвращаться более к ним, а за те грехи, которые уже соделаны, понести труды покаяния. Апостол Павел говорит, что Исав покаяние бо места не обрёте, аще и со слезами поискал его [6]. Почему же слезы сего грешника не были приняты Богом, почему они не очистили грехов его? Святитель Иоанн Златоуст отвечает на сие тако: «Он не нашел места покаяния, потому что сам не показал достойного покаяния».
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 398-399

Примечания:

[1] Иона 3, 9.

[2] Пс. 50, 19.

[3] Пс. 33, 19.

[4] Пс. 31, 5.

[5] Блато (церковнослав.) — болото.

[6] 1 Евр. 12, 17.






День за днем. Каждый день – подарок Божий

Уповай на Господа

Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. «Господь совершит за меня» (Пс. 36, 5. 137, 8)

Невозможно допустить, чтобы Господь посылал нам испытания, скорби и заботы, которые превышали бы наши силы. Непосильной ноши нет на этом свете! Вместе с ношей дастся от Господа и достаточно силы, чтобы ее нести; она тяжела, она нас давит, гнетет, иногда нам кажется, что мы изнемогаем в труде и готовы в отчаянии отказаться от него, или же мы думаем, что не вынесем испытания.
Опыт христианской жизни учит нас другому. Уповая на Бога, ожидая от Него ежедневно и силу, и указания, мы не ослабеем в пути и вынесем до конца все то, на что наших собственных сил, конечно, не хватило бы. «Он совершит» за нас.
Перед нами, положим, тяжелый путь, высокая, крутая, неприступная гора стоит перед нами. Подымая усталый взор на эту гору, мы только и видим впереди одни преграды и препятствия на каждом шагу; и действительно, без живой, твердой веры в Бога гора эта неприступна. Однако если мы, забывая нашу слабость, нашу немощь, будем непрестанно взывать к Богу о помощи, шаг за шагом, мы одолеем и препятствия, и самую эту гору Как на крыльях, подымемся мы на высоту правды Божией, в сияние Его света, где царствуют мир совершенный и бесконечная радость.
Не унывайте на пути! Господь «смиренным дает благодать»; милосердие Его не оскудело, «рука Его не сократилась на то, чтобы спасти» (Ис. 59, 1). Свет Его не погаснет, доверьтесь Ему, и Он доведет вас до конца. «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1, 6).

Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013. С. 451-452
Мысли на каждый день года. 15 декабря

Роспись свода Духовской церкви

Троице-Сергиевой Лавры
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
Пятнадцатый день месяца
Некий человек насадил виноград на земле плодоносной. Когда от теплоты осеннего солнца кисти винограда должны были созреть, он пришел собирать плоды, но вместо плодов нашел на нем лишь несколько листьев: виноград его пустил длинные отрасли, тянувшиеся по земле между терниями. Домохозяин был огорчен и хотел уже вырубить бесплодный виноградник, но, увидав вблизи высокий вяз, широко расстилающий свои ветви в воздушном пространстве, передумал. Он взял ветви винограда и привязал к вязу, перевив их с ветвями вяза так, что они составляли, казалось, одно. На следующее лето опять пришел он и был весьма обрадован, ибо виноградные лозы не только выросли и сравнялись с высотою вяза, но, питаемые небесною росою и согреваемые лучами солнца, принесли обильные плоды.

Подобным образом может приносить плоды и твоя душа. Она есть насажденный Господом виноград, и Господь хочет, чтобы твой Ангел-хранитель приготовил от него плоды и принес их в жертву Ему. Но если твоя душа будет пресмыкаться на земле между волчцами и терниями суетных и безумных помыслов, то она останется бесплодной. Она только тогда будет плодоносна, когда окропится росой благодати и согреется теплотой любви Божественной. Итак, вознеси свои мысли и свои чувствования выше темной земной области к светлому небу; с помощью твоего Ангела поставь себя на такой высоте, с которой ты мог бы созерцать Бога. Твой Ангел блажен, свят, потому что видит Господа. Ты не можешь созерцать Его так, но можешь созерцать Его очами веры и верою поставить себя пред лицом Его. Господь вездесущ: Он равно присущ и Ангелу твоему, и тебе. В Нем мы все живем, движемся и существуем. Очи Господни всегда обращены на тебя; ухо Его всегда преклоняется к молитве твоей; десница Его всегда исполнена даров любви Его, сердце Его всегда готово принять тебя если ты желаешь прибегнуть к Нему.

Почему не подражаешь ты своему Ангелу? Он никогда не отвращает очей своих от лица Господа. Бог есть верховная красота, беспредельное совершенство; Он один достоин вечного поклонения духов Небесных. Человек, живущий пред лицом Бога, мыслящий и действующий перед очами Его, не может сделаться рабом греха, но с течением жизни делается более и более совершенным.

В самом деле, кто станет покоряться греху, оскорбляющему Бога, когда помыслит о бесконечной любви Его, о страшном величии Его, о вечной святости Его? Мы согрешаем, как бы забывая, что Око Господне обращено на нас. Представим себе, что мы, подобно нашему Ангелу, всегда находимся пред Богом, тогда сердце наше не охладеет в любви к Нему. Какими чувствами не воспламенится та душа, которая говорит в себе: «Бог видит меня».

Святые мученики, непобедимые воины Христовы, подвергаемы были всем мучениям, всем терзаниям, какие только могла выдумать злоба человеческая, но переносили муки с радостью и спокойствием, потому что в таинственной глубине своего сердца беседовали со Спасителем. В этом-то святилище и ты должен поклоняться Ему. Но увы! Бог удостаивает тебя Своим посещением и в тебе избирает обитель Себе, дабы ты всегда был с Ним и Он с тобою, а ты проводишь целые дни, не думая о Нем, не благословляя Его и не принося Ему молитвы.

Когда советуют тебе искать Бога в собственном твоем сердце, тогда советуют искать Его как бы за пределами стран, самых отдаленных и неизвестных; ибо может ли быть что-либо отдаленнее и безвестнее для большей части осуетившихся и рассеянных людей, чем глубина их собственного сердца?

Знают ли они, что значит войти и углубиться в самих себя? Решались ли они когда-нибудь вступить на этот путь? Могут ли они даже представить в своем уме, что это за внутреннее святилище, что это за непроницаемая глубина души, где Бог требует поклоняться Ему духом и истиною? Такие люди всегда живут вне самих себя, в предметах своего честолюбия или своих забав.

Не видишь ли, что это показывает неблагодарность к величию Божию и совершенное безумие? Что же должно делать тебе?

Подражать твоему Ангелу, углубляться в благоговейные размышления, возбуждаться мыслью о вездесущии Божием и жить свято пред очами Господа: такова жизнь духовная, жизнь небесная, жизнь человека мудрого и благочестивого.

Ревнуй об этой жизни и, стремясь к ней, моли о помощи твоего Ангела-хранителя:

Святой Ангел! Прими и принеси Господу мою смиренную молитву, умоли Его простить мне грехи безумного жития моего, пробуди меня от глубокого усыпления, в котором я томлюсь, озари очи мои небесным светом, да сподоблюсь зреть благодеющего мне Господа и на Небе, где престол славы его, и на земле, которая есть подножие ног Его. Сподоби меня зреть Его во всех явлениях жизни, и особенно в биениях моего сердца, живущего силою Его благодати.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра





Контекстная справка

[1]Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный... подробнее...

[2]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[3]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *